<> Гусарова Л.И., урок по биологии " - Учителю биологии - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 12.05.2024, 07:28

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Учителю биологии [ Добавить материал ]

Гусарова Л.И., урок по биологии "
03.06.2012, 14:33
Цель урока: показать особенности внешнего строения птицы, связанные с воздушной средой обитания и полетом.
Цели по содержанию:
• Образовательная: Способствовать пониманию связи между образом жизни и строением птиц, овладение учащимися систематизированными знаниями, умениями, навыками.
• Развивающая: Продолжить обучение умениям устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Способствовать развитию познавательных процессов и умственных способностей.
• Воспитывающая: Продолжить формирование ценностных ориентаций, эмоциональных качеств личности. Воспитывать бережное отношение к живому миру нашей планеты.

Оборудование:
таблицы «Тип хордовые»
«Класс птицы»;
Видеозапись «Лебедь», «Дятел»
Ход урока.
Орг. Момент
1.Опрос домашнего задания ( тест - какие утверждения верны, тест- выбери правильный ответ)
2.Объяснение нового материала.
Учитель зачитывает стихотворение о птицах и переходит к объяснению нового материала.

Под закат багровый солнца
Трелью звонкой песня льётся.
А певец среди ветвей-
Голосистый соловей.

Слышен стук в лесу недаром.
Это голос санитара.
Ствол проверил, все уладил,
Помогает лесу дятел.

Лебеди в небе летали
Нам помахали крылом
Как бы сказать так хотели
К вам мы вернёмся весной.
Лебедь красивая птица
Важно парила вдали
Верю, что к нам возвратится
В тёплые только лишь дни.
Не нужны им в воздухе границы
Люди будьте чуточку добрей,
Пусть летают в мирном небе птицы
Не стреляйте в белых, голубей.

Ребята, а внешнее строение птиц мы будем рассматривать на примере птице, о которой говорится в стихотворении:
Я очень часто вспоминаю детство…
Со мной жил рядом мальчик по - соседству.
Его дедуля сделал голубятню
И были голуби похожи словно братья.
Современные птицы представляют более чем 8 тыс. видов, которые объединены в 35- 40 отрядов, составляющие по способу передвижения три группы:
1- килегрудые (летающие)
2- бескилевые (бегающие)
3- плавающие (пингвины)
Видеозапись: лебеди (летающие), пингвины (плавающие)
Зоологи предполагают, что первые птицы произошли 180 млн. лет назад от мелких, лазавших по деревьям пресмыкающихся.
Самой древней птицей, освоивший перемещение при помощи крыльев считался археоптерикс, живший 150 млн. лет назад. Этой древней птице были присуще признаки птиц и пресмыкающихся.
Найдите, какие признаки пресмыкающихся были у археоптерикса?
а) Внешний вид и строение птицы на примере сизого голубя
Тело птицы состоит из небольшой головы, длинной шеи, туловища и конечностей ( 2 слайд презентации)
Органы головы:
Глаза, клюв, ноздри, ушные отверстия.
Верхняя и нижняя челюсти, покрытые роговыми чехлами, образуют клюв.

Американский орнитолог Р. Питерсон о Клюве птицы. «Клюв заменяет птице руку. С его помощью она хватает предметы, подбирает их и чрезвычайно ловко ими манипулирует. Клюв служит и инструментом - молотком, долотом, клещами, кусачками, секатором; щипцами для колки орехов, крючком, копьем, ситом и даже (у пеликанов) рыночной кошелкой. С помощью клюва птицы приводят в порядок и свои перья, подают сигналы, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, добывают добычу и даже обороняются».
От способа питания клюв различных птиц разный ( клювы птиц, стр. 206 учебника, рассмотреть)
Подвижная шея, туловище, хвост, конечности - плавный переход отделов тела друг в друга. (слайд презентации 3, 4)
Конечности птицы:
Задние конечности-ноги, пальцы с когтями, цевка с роговыми чешуйками как у пресмыкающихся. (слайд презентации 6)
Цевка смягчает толчок при приземлении и играет большую роль при взлёте.

Передние конечности- крылья.
Американский натуралист Уилс Брэдбери: «Перья - вот единственный признак, который присущ только птицам и никакому другому живому существу».
Леонардо да Винчи. «Крыло птицы завораживает, потрясает своим совершенством». Крыло - это весло птицы «которым она плывет по воздушному океану».
Покровы тела:
Кожа птиц тонкая, почти лишённая желёз. Исключение составляет копчиковая железа, особенно хорошо развита у водоплавающих птиц: секрет её используется для смазывания перьев и предотвращения их намокания.
«Перья»- вот единственный признак, который присуще только птицам и никакому другому живому существу», писал американский натуралист Уилс Брэдбери.
Действительно, ни у каких других позвоночных перьев нет, как нет и беспёрых птиц. Произошли перья от чешуи пресмыкающихся.
У современных птиц есть два основных типа перьев - контурное и пуховое. На крыльях вырастают крепкие маховые перья. (Демонстрируются перья) Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которые образованы густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.
Контурные перья, налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.
Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух - коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы.
Изношенные перья выпадают, а на их месте вырастают новые.
Лабораторная работа
Лабораторная работа «Внешнее строение птицы, строение перьев»
1. Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост. Установите, как они соединены между собой?
2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.
3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение.
4. Обратите внимание на неоперенную часть ноги - цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров.
5. Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых крыльев, подсчитайте их число.
6. Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание - очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка - это роговые пластинки, отходящие от ствола.

7. Зарисуйте строение контурного махового пера в тетради и подпишите названия его основных частей.
8. Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей.
9. На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенности, связанные с полетом. Сделайте записи в тетради.
Скелет птицы
1.Тонкие кости с обширными воздушными полостями делают скелет птицы лёгким
2.Прочная опорная система за счёт срастания многих костей на ранних стадиях индивидуального развития.
3. Позвоночник состоит из шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового отделов.
Шейный: 9- 25 позвонков
Грудные позвонки несут рёбра, подвижно сочленённые с грудиной. У летающих птиц грудина имеет костный киль, к которому прикреплены летательные мышцы.
Поясничные позвонки полностью срастаются между собой с подвздошными костями, а также с крестцовыми и частью хвостовыми позвонками.
Крестцовых позвонков -2
Хвостовых позвонков 6-9 и заканчиваются вертикальной костной пластинкой- копчиковой костью.
Пояс передних конечностей: воронья кость, лопаткой , ключицей.
Скелет передней конечности: плечевая кость, двух костей предплечья
( локтевой и лучевой, нескольких костей кисти (большая часть их слилась) и трёх недоразвитых пальцев.
Пояс задних конечностей: тазовые кости, бедренная кость, сросшихся костей голени, костей стопы, образующих цевку и четыре пальца.
Мускулатура образована: грудными мышцами, подключичные мышцы. Мускулатура задних конечностей.
Вывод: внешнее строение птицы позволяет ей освоить воздушную среду обитания и делает полет привычным и непринужденным.

• Перьевой покров образует гладкую обтекаемую поверхность: на туловище – покровные перья, на крыльях – маховые, на хвосте – рулевые – контурные.
• Цевка смягчает толчок при приземлении.
• Кости внутри полые, они содержат воздух и потому очень легкие.
• Большие грудные мышцы.
• Грудина имеет высокий выступ (гребень) – киль.
• Поясничные и крестцовые позвонки прочно срастаются, это очень важно, когда птица повисает в воздухе.
• Воздушные мешки, соединенные с легкими обеспечивают интенсивную циркуляцию воздуха, поэтому во время полета птица не задыхается.
• Воздушные мешки защищают внутренние органы от трения и мышцы от перегрева при работе.

Закрепление
А) работа с биологическими терминами:
Копчиковая железа, цевка, киль
Б) Строение пера.
Подведение итогов
Домашнее задание стр204-208

Список литературы:
1. Захаров В.Б. Биология. 7 кл. Многообразие живых организмов: Учеб. для общеобразовате. учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 6-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2003.
2. Н. А. Максименко «Спутник классного руководителя», «Учитель», Волгоград, 2007г.
3. «Внеклассные мероприятия», М., «Вако», 2004г.
Категория: Учителю биологии | Добавил: gusarova
Просмотров: 1055 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz