<> родительское собрание "С чего начинается воспитание воли у школьников" - Деятельность классного руководителя - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 13.12.2017, 14:06

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Деятельность классного руководителя [ Добавить материал ]

родительское собрание "С чего начинается воспитание воли у школьников"
[ Скачать с сервера (24.2Kb) ] 22.04.2013, 15:56
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Палатовская средняя общеобразовательная школа»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«С чего начинается воспитание воли у школьников»
(6 класс)
Классный руководитель: Ушакова Т.Г.

Палатово

Цели:
- актуализировать проблему развития у подростков волевых качеств: целеустремлённости, настойчивости, самостоятельности, организованности;
- показать родителям роль воспитания у подростков самоконтроля и критического отношения к своим поступкам;
- проанализировать предпосылки и условия самовоспитания. Определить степень руководства со стороны родителей.

Учитель (беседа)
Есть люди, которые при возникновении преград отказываются от поставленной ранее цели. Таких людей мы называем безвольными. Волевого человека преграда заставляет мобилизировать все силы и способности и с удвоенной энергией бороться за реализацию намеченной цели. Безвольный человек обладает внушаемостью, податливостью. Он отказывается от самостоятельности в разрешении жизненных проблем, в выборе поступка, предпочитает быть ведомым, слушать того, чья воля сильнее.
В каждом классе есть ребята, которые не могут заставить себя систематически выполнять домашние задания. Они невнимательны на уроках, неорганизованны, несобранны, забывают дома тетради, дневник, учебники, ручки. Учителя и родители обычно бывают очень сердиты на такого ученика, часто его наказывают. Но требовать от него собранности все равно, что неграмотного заставить написать сочинение на иностранном языке. Наказания тут бесполезны: надо развивать волю школьника. А это трудное дело, оно требует продолжительных, упорных усилий со стороны учителя, родителей, самого ученика.
Развитие воли – сложная, но в то же время исключительно важная задача школы и семьи. Достаточно сегодня проанализировать причины правонарушений, малой трудоспособности значительной части юношей и девушек – всюду мы сталкиваемся с недостатком воли, трудолюбия, упорства в достижении поставленной цели. Безвольный человек страдает от своей неорганизованности, его мучает, что он опять не выполнил обещание, не сделал намеченного в срок, не довёл до конца важное дело.
Волевые качества – целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность, решимость, организованность, дисциплинированность. Если эти качества развиты недостаточно, человек достигает скромных результатов в своей деятельности, даже если у него были явные незаурядные способности. Он привыкает делать только то, что его увлекает. В начальных классах школьник может справляться с учебной программой, не проявляя особой работоспособности. Но привычка достигать успеха без особого труда позже может обернуться отставанием в учении.
Чем старше ребёнок, тем больше требуется от него воли, упорства в учении, во всех других видах деятельности. Вот почему нагрузка должна соответствовать возможностям ребёнка. Если он выполняет задания без особого труда, надо дать ему работу, которая потребует от него трудового усилия. Воля может развиться лишь при условии, что у ребёнка есть препятствия, которые необходимо преодолевать. Если же перед ним ставятся лишь очень лёгкие для него задачи, его воля не тренируется.
Одарённым детям даем задачи повышенной трудности. Нельзя допускать, чтобы они работали вполсилы. Вместе с тем, если ребёнок опережает остальных детей в умственном развитии, это не значит, что можно загрузить его только интеллектуальной деятельность. Например, музыкальная одарённость не даёт оснований всё свободное время ребёнка без остатка посвятить только музыке. Если взрослые слишком форсируют деятельность детей в том направлении, в каком у них обнаружены особые способности, это грозит дисгармоничностью, односторонностью развития. Опасна и перегрузка детей. Чрезмерные нервно-психические и физические затраты недопустимы, переутомление опасно для здоровья ребёнка и всего хода его развития.
Психологи рекомендуют формировать у школьников следующие привычки: привычку к регулярному труду, к физической и гигиенической культуре (в том числе к утренней гимнастике, физическим упражнениям, двигательной активности); к сдержанности в острых эмоциональных ситуациях; к обязательности в отношениях с людьми. В основе всех этих привычек лежит готовность к мобилизованности, к напряжённой деятельности. Родители приучают ребёнка убирать свои книги, вещи на место, делать зарядку по утрам, чистить зубы, убирать постель, вовремя вставать и ложиться, готовить домашние задания. Они продумывают обязанности ребёнка по дому и контролируют их выполнение. Учитель добивается, чтобы ребёнок добросовестно выполнял правила для учащихся, прилежно учился.
Сначала ребёнку приходится напоминать о правилах поведения в школе и дома. Потом начинается следующий этап формирования волевых привычек – этап «втягивания». На третьем этапе у ребёнка появляется потребность в выполнении режима дня. Это значит, что у него возникла волевая привычка. Установлено, что для выработки привычки и соблюдения правил гигиены достаточно от 5 до 10 недель, а для формирования привычки к сосредоточенному интеллектуальному труду нужны годы. Отсюда следует, что учителю и родителям нельзя ослаблять внимание к воспитанию упорства в интеллектуальном труде на протяжении всех лет обучения детей в школе. Но зато, если удалось эту привычку создать, она уже автоматически будет срабатывать в течении всей последующей жизни ученика. Большое счастье иметь таких родителей, которые терпеливо и умело формируют у детей волю.
Развитие личности невозможно без самовоспитания, а развитие воли особенно. Можно порекомендовать детям вести дневник. Это помогало многим выдающимся людям в выработке нравственных и волевых качеств. Прочитайте детям, например, отрывок из юношеского дневника К.Д.Ушинского, где он намечает для себя правила «поведения»:
1. «Спокойствие совершенное, по крайне мере, внешнее».
2. «Прямота в словах и поступках».
3. «Обдуманность действия»
4. «Решительность»
5. «Не говорить о себе без нужды ни одного слова».
6. «Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что случится».
7. «Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать»
8. «Каждый вечер добросовестно давать себе отчё в своих поступках»
9. «Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет».
Л.Н. Толстой составил для себя правила в дневнике: «Что назначено, то исполняй, несмотря ни на что… Что исполняешь, исполняй хорошо. Никогда не справляйся по книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить… Заставляй постоянно ум твой действовать со всею… возможною силою…». При этом он подчёркивал: «Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития». В дневнике Л.Н. Толстой подвергал себя резкой критике: «…Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой…»
Эта огромная работа по самовоспитанию принесла свои плоды. Не будь её, возможно, не стал бы Л.Н. Толстой великим русским писателем, которым гордится наш народ.
Научите детей мысленно приказывать себе: «Надо это сделать, довести до конца», «Хватит смотреть телевизор, надо браться за дело», «Подъём!». Убеждать себя: «Я справлюсь», «Я смогу». Благодаря развитой воле для человека совпадают «надо» и «могу», «хочу» и «могу»: надо сделать что-то он найдёт в себе на это силы, хочет чего-то достичь – сумеет мобилизовать себя, осуществить свое намерение, не отвлекаясь на второстепенное. Научить ребёнка превращать желаемое в действительное, энергично и настойчиво достигать поставленной цели, - значит помочь ему обрести внутреннюю гармонию.
Воля вступает в действие особенно активно, если преграда непреодолима, а стремление превозмочь препятствие сильно. Ребёнку многое нежно преодолеть. Разбивайте цели, стоящее перед ним, на ряд последовательных задач, посильных ему на данном этапе его развития. Преграда становится преодолимой, и ребёнок прилагает усилия, чтобы с ней справиться.
Итог беседы.
Памятка родителям по теме.
Не забывайте, что
- нагрузка должна соответствовать возможностям ребёнка;
- если ребёнок выполняет задания без особого труда, необходимо давать ему задания, которые потребуют от него усилий;
- если перед детьми ставятся лишь очень легкие для них задачи, воля не тренируется; необходимо искусственно создавать препятствия, которые необходимо преодолевать;
- необходимо сочетать интеллектуальные и физические нагрузки;
Нельзя перегружать детей, чтобы не получить обратного результата (нервные расстройства и, как следствие, безразличие и т. д.).

Упражнения для выработки волевых привычек.
Автор: психолог В.С. Юркевич
Давайте детям список из 8-10 простых по содержанию заданий, в процессе выполнения которых они будут воспитывать у себя волю. Пусть школьник сам выберет для себя одно или два задания. Например, задание «Зарядка» состоит в том, чтобы ребёнок завтра утром, встал с постели, 10 минут занимался утренней гимнастикой. И так целую неделю. На следующей неделе он должен встать минутой раньше и заниматься уже не 10, а11 минут. Так, прибавляя в неделю по одной минуте, ребёнок постепенно должен довести время зарядки до 17 минут. Затем можно заняться увеличением во время зарядки количества махов, приседаний и т.д. ребёнок не заметит, как через 2-3 месяца делать утреннюю зарядку станет для него привычкой.
Школьник для закалки воли может выбрать упражнение «Будильник». После звонка будильника он может считать до 35 и только после этого встать. Каждые два дня эта цифра убавляется на 10 единиц. Через два дня надо сосчитать до 25, через 4 – до 15, а через неделю вставать, досчитав до 3, мысленно произнести : «1,2,3» - и встать.
Эти упражнения очень легкие, рассчитанные на то, что школьник справится с ними и поверит в то, что может тренировать свою волю. Когда он их освоит, можно перейти к более трудному упражнению «Письменный стол». Детям поручается сесть дома за выполнение домашних заданий в строго намеченное ими самими время и через 30 или 40 минут встать из-за письменного стола, сделать 20-минутный перерыв. Можно посоветовать детям записать, что удалось выполнить за это время, чтобы они приучились работать более напряженно, без раскачки.
Затем можно пре6дложить школьникам тренироваться в соблюдении режима дня: своевременном возвращении с прогулки, выполнении в срок домашних заданий и т.д.

Литература
1. Д.М. Гришин, Я.И.Колдунов. «Руководство самовоспитанием школьников». М.
2. Л.И. Рувинский, А.Я. Арет. «Самовоспитание школьников». М.
3. В.С. Юркевич «Об индивидуальном подходе к воспитанию волевых привычек». М.
Категория: Деятельность классного руководителя
Просмотров: 1251 | Загрузок: 132 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.6/9
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz