<> Гусарова Л.И., урок по географии "Путешествие по Южным материкам" - Учителю географии - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 11.05.2024, 09:59

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Учителю географии [ Добавить материал ]

Гусарова Л.И., урок по географии "Путешествие по Южным материкам"
[ Скачать с сервера (127.5 Kb) ] 03.06.2012, 13:04
Цели:
1. Обучающая: систематизировать и обобщить знания о материках по плану; закрепить умение составлять сравнительную характеристику; продолжить контроль знания терминов, применяемых в ходе изучения темы; закрепить знание об основных полезных ископаемых по значкам; продолжить работу с контурными картами и настенными картами.
2. Развивающая: уметь применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя способности детей; развивать географическое мышление школьников, устную речь, интерес к предмету география,
3. Воспитательная: воспитывать нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру; укрепить навыки взаимопомощи во время работы.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений.
Форма проведения урока: «Урок-путешествие по Южным материкам».
Средства обучения: «Физическая карта мира», отдельно оформленный стенд; раздаточный материал: значки полезных ископаемых (коллекция), таблицы – животный и растительный мир материков, исследователи – даты и фамилии (на магнитах), заготовленная ромашка.

Девиз на плакате:
Эй, товарищ, не ленись!
Отвечать поторопись!
Ход урока
I. Орг. момент.
Бывало, в сказках старый столб
Вещал богатырям:
Пойдёшь направо - конь падёт
Налево - сгинешь сам
А прямо, ждёт тебя успех
На всём твоём пути
А что поможет вам теперь
Путь правильный найти?
Расскажет, где и почему
И что в пути вас ждёт
Как только дружный наш отряд
Отправиться в поход!
- Ребята, поднимите руку, кто любит путешествовать?
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по материкам Земли, но только южным.
Кроссворд (в кроссворде зашифровано слово, связанное с южными материками.)
1. Озеро – самое глубокое на материке Африка и самое длинное в мире.
2.Уникальный водопад, названный в честь английской королевы, расположенный на реке
Замбези.
3. Самая полноводная река мира.
4. Самая высокая точка на материке Африка.
5. Природная зона – высокотравная степь.
6. Самая большая по площади пустыня мира.
7. Примитивное млекопитающее Австралии.
8. На языке древних инков – «медные горы».

Т А Н Г А Н Ь И К А
В И К Т О Р И Я
А М А З О Н К А
К И Л И М А Н Д Ж А Р О
С А В А Н Н А
С А Х А Р А
У Т К О Н О С
А Н Д Ы

- Итак, зашифрованное слово- Гондвана
Что оно означает и как связано с Южными материками?
(ответ учащихся)
- Значит, южными материками считают те, которые образовались при распаде древнего Южного материка Гондвана.

Учитель Путешествие по Южным материкам будет проходить в несколько этапов:
• 1 э т а п «Географический диктант».
• 2 э т а п «Разреши проблему!»
• 3 э т а п «Имена и годы».
• 4 э т а п «Самое-самое…»
• 5 э т а п «Плывём по течению»
• 6 э т а п «Узнай меня!»
• 7 э т а п «Путевые заметки».
• 8 э т а п «Чудеса земли».
• 9 э т а п «Творческая работа».
• 10 э т а п «Финиш».
II. Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний.
1. Географический диктант
Заранее раздаются: 1) чистые листочки;
2) сигнальные карточки.
На доске пишется: 0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3 ошибки – «3».
1. Географический диктант
Заполнение таблицы ( в нужную клетку поставить крестик)
Название материка Номера вопросов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Африка + + + +
Австралия + + + + +
Южная Америка + + + +
Антарктида + + +
На доске вопросы к таблице:
1. Единственный материк, который почти посередине пересекается экватором.
2. Самый маленький по площади материк.
3. Материк, пересекающий все меридианы Земли.
4. Крайняя южная точка этого материка – мыс Фроуард.
5. Восточная часть материка омывается самым большим океаном Земли.
6. Самый высокий материк Земли.
7. Второй по величине материк после Евразии.
8. Своими очертаниями этот материк похож на гроздь винограда.
9. У его юго-восточной окраины располагается о. Тасмания.
10. Южные территории этого материка омывает самый широкий пролив на Земле
11. Омывается Индийским океаном на востоке.
12. Повторяя очертания береговой линии, тянется самый большой в мире коралловый риф.
13. С северо-востока омывается самым соленым морем в мире.
14. Береговая линия материка образована высокими обрывистыми ледниками и омывается морями: Росса, Амундсена, Беллинсгаузена, Уэдделла.
15. Крайняя восточная точка – мыс Байрон.
16. Этот материк полностью располагается в западном полушарии.
Проверка выполненного задания

Ребята меняются листочками. Проверяют все вместе друг у друга и сами ставят оценки, ориентируясь на записи, на доске.
Учитель.
• Поднимите красные карточки, кто выполнил работу на «5»;
• Синие карточки – кто на «4».
2. «Разреши проблему!»
Почему Африка является самым жарким материком?
Африка является единственным материком на Земле, который простирается практически на равные расстояния как в с северное так и в южное полушария. Такое расположение создает необходимые условия для создания одинаковых типов климата на одних и тех же широтах в южном и северном полушариях. Но процессы климатообразования в Африке к северу и к югу от экватора различны. Так как северная часть территорий Африки по площади в два раза больше южной. Во-вторых, к северо-востоку и к северу от Африки расположилась огромная территория суши Евразии, от которой Африка отделена теплыми межконтинентальными морями — Средиземным и Красным. То, что для территорий материка характерна слабая горизонтальная расчлененность и окраины, которые приподняты, в сравнении с внутренними частями, мешают влиянию океанов и обеспечивают свойственную Африке континентальность климатов, в особенности чётко выраженную в северной части из-за ее размеров и близкого соседства с Евразией. А в-третьих, южный субконтинент находится средь Атлантического и Индийского океанами. Большая территория материка находиться средь тропиков, и получает на протяжении всего года огромное количество солнечного тепла и достаточно сильно прогревается, преимущественно в северной части, так как она намного массивнее южной. Все территории Африки (лишь за незначительным исключением) получают в течение всего года больше 6700 МДж/м2 (160 ккал/см2), а в северной же части суммарная радиация достигает значений в 8400 МДж/м2 (200 ккал/см2). Это обусловливает преимущество высоких температур и делает территорию Африки самым жарким материком на Земле.

3. «Имена и годы».
Работа на магнитной доске, где заранее вывешивают фамилии исследователей, написанные на формате, и отдельно изготовленные карточки на магнитах, на которых указан год исследования. Расставить их так, чтобы они не соответствовали фамилиям.
Задание. Посмотрите внимательно на доску. Всё ли здесь верно? Если нет, то докажите и поставьте правильно.
На доске:
1770г. М.П. Лазарев
(Дж. Кук)
1498г. Х. Колумб
(Васко да Гама)
1492г. Васко да Гама
(Х. Колумб)
1819г. Дж. Кук (М.П. Лазарев)
4. «Самое-самое…»
Ученикам предлагается продолжить фразу, заранее написанную на доске:
• Африка – это самый…………………..
• Антарктида – это самый …………….
• Австралия – это самый ………………
• Южная Америка – это самый………..
После этого проводится работа со значками полезных ископаемых. Их наличие отмечают на физической карте на каждом материке.
Учитель показывает значок минерала. Ребята его называют, показывают на материке в конкретном месте того или иного материка.
Отметить материки наиболее богатые полезными ископаемыми.
5. «Плывём по течению».
1. Для работы вывешивается заранее заготовленный кроссворд – «Реки и озёра».
2. вызываются два ученика.
Задание. 1-й ученик зачитывает вопросы и дает ответы. 2-й ученик показывает эти объекты на настенной «Физической карте мира».

По вертикали: 1. Река, на которой находится водопад Виктория.( Замбези, Африка)
2.Ты торжественным морем течёшь по Судану,
Ты сражаешься с хищною стаей песков,
И, когда приближаешься ты к океану,
С середины твоей не видать берегов,
Бегемотов твоих розоватые рыла,
Точно сваи незримого чудо- моста,
И винты пароходов твои крокодилы
Разбивают могучим ударом хвоста.
Что это за река? ( Нил, Африка)
3. Эта река дважды пересекает экватор. ( Конго- Заир, Африка)
4. . Одно из озер Африки.( Чад)
5. На восток материка.
С гор спускается река.
Нет нигде ее полней.
Двенадцать Енисеев в ней (Амазонка)

По горизонтали: 6. Самый высокий водопад на Земле ( Анхель, Южная Америка).

Игра «Ромашка», приготавливается заранее.
Задание. Оторвать лепесток и дать название животному или растению, назвать материк, где его можно встретить.
1. Бутылочное дерево- Австралия
2. Этих крупных животных знают все. Родившийся детёныш (как правило, один) величиной с грецкий орех, достигает в зрелом возрасте высоты более 2 м. появившись на свет он – цепляясь коготками за шерсть – пробирается в сумку матери, где его вынашивают длительное время.( Кенгуру, Австралия)
3. Это удивительное растение, диаметр листьев которого доходит до 2 м, и которые могут выдерживать 8 кг равномерно рассыпанного на них песка.( Виктория Регия, Южная Америка)
4. Одно дерево даёт до 40 кг плодов и может приносить плоды в течение 100 лет. Из листьев плетут упругие корзины и циновки, а из волокна получают верёвки и канаты. Древесина от стоящих деревьев идёт на строительство жилищ. Из плодов сочных сортов варят мёд. Плоды составляют один из главных предметов питания, поэтому можно назвать его хлебом пустыни. ( Финиковая пальма , Африка)
5. Это странное творение природы. У него тело жирного щенка, шкурка ему заметно велика, между пальцами лап перепонки, на голове утиный клюв, хвост как у бобра, а передние лапы барсучьи. Он откладывает яйца, но детёнышей вскармливает молоком.(Австралия)
6. Крупные птицы: высота 120 см, масса 40-59 кг. Спариваются зимой, и откладывают одно яйцо. Самцы носят яйцо на ногах, под складкой кожи в течение двух месяцев. Удивительная окраска, плавают под водой на боку, вверх брюхом.( Пингвины)
7. «Путевые заметки».
Путешественники всегда вели дневники, а, следовательно, эти люди должны быть грамотными, а вы?
Задание. 1) Произнесите правильно слова. 2) Поясните значение этих слов.
Итак, предлагаются следующие слова:
• Оазис – это (зелные островки растительности среди пустыни)……………
• Пампа – это (Южноамериканская степь)………….
• Крики – это…(временные водотоки)………..
• Сельва – это …(влажные экваториальные леса, расположенные в бассейне Амазонки)……….
• Вади – это (пересыхающие русла рек в Африке)…………….
• Арабы- это (народы Северной Африки)
8. «Чудеса земли».
На заранее приготовленном стенде с контурами материков и некоторыми записями на них проводится следующая работа.
Работу выполняют так:
1. учитель показывает на запись;
2. ученики поясняют, что это за чудо.
1054 - высота Анхеля; (Южная Америка)
+58 - самая высокая температура Земли ( Ливийская пустыня, Африка);
Сахара - самая большая пустыня;(Африка)
Анды - медный пояс, горы Южной Америки;
-89, 2 - самая низкая температура Земли;(Зарегистрированная на станции»Восток» в Антарктиде
Атакама - самая сухая пустыня Земли;(Южная Америка)
5140 - высота Антарктиды; здесь находится самый горный массив
Конго - самая полноводная река Африки, дважды пересекающая Экватор.
9. «Творческая работа».
В ходе изучения материков вы тоже писали свои заметки. И мне хотелось бы отметить лучшие работы. При зачитывании отдельных фрагментов ребята должны угадать, о каком материке идёт речь
Где-то в джунглях, на лианах,
Где-то с южной стороны
Обитают обезьяны,
И жирафы, и слоны.

Где в речушке серебристой
Бегемоты сладко спят,
Разрисованные птицы
Цветом радуги летят.. (Африка)
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то). (Австралия)

Посмотреть на карту надо,
Горы там зовутся… (Анды)
В переводе эта твердь
Означает слово… (Медь)
Тут в былые времена
Прогибалась земля,
А другая поневоле
Превратилась в плоскогорье.
Где комфортно, без проблем?
Лима, Кито иль Белен?
На востоке жить остаться
Иль на запад перебраться (Южная Америка)
Скользкий лед кругом – зима,
Солнышко не греет,
Здесь мороз и холода,
Снег один белеет.

Нету здесь кустов и трав,
Все заметено,
Никаких здесь нет забав,
Очень холодно.(Антарктида)
Зачитываются эпиграфы, которые использовались перед изучением каждого материка, а ребята угадывают, о каком материке идёт речь.
10. «Финиш!»
Подведение итогов.
Учитель. Вот мы и закончили самое длинное путешествие по южным материкам нашей планеты. Мы познакомились с особенностями материков, объяснили причину их общности, выделили их отличия, обратили внимание на разнообразие природы, а также на то, что некоторые из представителей флоры и фауны требуют принятия в отношении их охранных мер. Мы познакомились с новыми терминами, научились их правильно писать и произносить.
Усвоим для себя несколько правил:
1. Больше читать.
2. Учиться правильно, писать.
3. Учиться правильно, говорить.
4. Уметь разбираться в картах.
5. Уметь одеваться в соответствии с климатическими условиями материка, на котором вы окажетесь.
Зачитывается стихотворение:
Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Домашнего задания нет.
Заключение. Девиз был для вас хорошим путеводителем.
Выставляются оценки, отмечаются наиболее активные ученики.
Домашнее задание: Повторение по Южным материкам

Список литературы:
1. Мультимедиа учебник «География. Наш дом Земля. Материки, океаны, народы, страны. 7 класс». Авторский коллектив - проф. Душина И.В., к.п.н. Пятунин к.п.н. В.Б., Летягин А.А. Московского педагогического государственного университета
2. http://www.my-article.net/
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%
Категория: Учителю географии | Добавил: gusarova
Просмотров: 1714 | Загрузок: 270 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz