Урок литературного слушания в 1 классе по теме: Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» - Педагогическая мастерская - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт
Педагог 21 века.ru
Методическая площадка по обмену опытом педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь. (Аристотель)
Урок литературного слушания в 1 классе по теме: Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
14.04.2012, 21:13
Урок литературного слушания в 1 классе по теме: Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
Цели:- обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста Подцели: -формирование у детей правильной читательской деятельности -получение новых сведений о Х.К.Андерсене -повышение уровня литературной грамотности Задачи: Образовательные:- ознакомление учащихся с творчеством Х.К.Андерсена и cказкой «Стойкий оловянный солдатик» Развивающие:- развитие устной речи учащихся, навыка выразительного чтения - обогащение словарного запаса -способствовать эстетическому восприятию текста Воспитательные:- воспитание чувства любви ко всему, что окружает человека - учить проявлению чувств доброты, сострадания
Ход урока: I Организационный момент. Психологический настрой. Учитель: Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь, настройтесь на урок литературного слушания. Вспомните, какие жанры литературы вам известны. Для этого составьте в парах у себя на парте из слогов слова. ВО КА СКАЗ НИ СТИ СКАЗ ХОТ Е РАС РЕ II Актуализация знаний Учитель: Какой литературный жанр может начинаться со слов жили-были Ученик: Сказка Учитель: Сегодня на уроке будем говорить о сказке. Любите ли вы читать сказки? Почему? Учитель: Посмотрите на выставку книг. Назовите эти сказки. Почему я их распределила на две части? Ученик: Народные и авторские. (Учитель убирает все книги, оставив только произведения Х.К.Андерсена) Учитель: Посмотрите на книги оставшиеся на выставке. К какому виду сказок их отнесем? Ученик: авторские Учитель: Что объединяет эти книги? Ученик: Один автор. Х.К.Андерсен III Знакомство с творчеством Х.К.Андерсена Учитель: Какие сказки Андерсена вы читали или слушали? Ученик: Свинопас, Соловей, Русалочка, Гадкий утенок, Снежная королева, Огниво, Новый наряд короля, Стойкий оловянный солдатик, Дюймовочка, Принцесса на горошине, Дикие лебеди Учитель: Теперь послушайте об авторе этих сказок. (Заранее подготовленные ученики знакомят с творчеством Х,К.Андерсена.) « Ханс Кристиан Андерсен родился в 1805 году в маленькой, но знакомой всему миру стране- Дании. Остался рано без отца, пошел работать на фабрику, помогал матери. А вечерами учился в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. И он добился своего: стал писателем.» «Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над простой речью героев. Часто писатель чувствовал себя «гадким утенком» на «птичьем дворе» среди надменных и заносчивых «кур», «петухов» ,«индеек». Но прошло время, и все увидели в Андерсене прекрасного лебедя.» Учитель: Молодой Андерсен много путешествовал, посетил Многие страны Европы, Азии, Африки. Он никогда не отрекался от своего «низкого» происхождения. У него было много друзей среди простого люда, он часто выступал с чтением своих произведений перед народом. Наследие писателя включает в себя свыше 170 сказок и историй. И не случайно 2 апреля, в день в день рождения Андерсона весь мир отмечает Международный день детской книги. IV Подготовка к восприятию произведения
Учитель: Сегодня я вам прочитаю одну из сказок Андерсона. Прочитайте её название. (Прикрепляю название «Стойкий оловянный солдатик») Учитель: Что значит стойкий? Подберите слова, близкие к слову Стойкий. Ученик: Упорный, прочный, несгибаемый, неослабевающий Учитель: Что значит оловянный? Ученик: Сделан из олова Учитель: Олово- химический элемент, мягкий, ковкий, серебристо-белый металл. Используют во время пайки, крепления… Посмотрите на кусочек олова. Передайте по партам. V Первичное целостное восприятие А теперь послушайте сказку. (Чтение сказки) Учитель: Понравилась сказка? Почему Ученик: На долю оловянного солдатика выпало много испытаний и он все выдержал VI Физкультминутка VII Анализ произведения Учитель: Поработайте в парах. Составьте модель обложки этого произведения. (Дети на партах составляют модель, затем на доске) Учитель: Первый вариант возьмите листки, положите на середину. Прочитайте. Учитель: Найдите и прочитайте, чем отличался наш герой от всех других солдатиков? Учитель: Что случилось с оловянным солдатиком по сюжету сказки. Давайте составим цепочку его приключений С---Т---Тр---М---К---Р--- концовка (т.е. пересказ сказки) Учитель: Кто по- мнению солдатика строил ему козни? Ученик: Тролль Учитель: Кто такой тролль? Ученик: В скандинавских поверьях сверхъестественное существо (карлик, великан, ведьма, обычно враждебное людям) Учитель: А как вы думаете кто виноват в злоключениях оловянного солдатика? Ученик: Стечение обстоятельств Учитель: Второй вариант, возьмите листки и положите их на середину. Прочитайте самостоятельно Прочитайте последнее предложение. Как думаете, почему оловянный солдатик растаял и сплавился? Ученик: Сгорел от любви Учитель: Какие чувства вызывает у вас главный герой? Ученик: Сострадание и уважение VIII Творческая работа Учитель: Каким вы себе его представляете. Нарисуйте (Дети организуют выставку работ) Учитель: Чей солдатик на ваш взгляд больше всего похож на книжного героя? IX Итог урока Учитель: О творчестве какого писателя- сказочника мы говорили сегодня на уроке? Ученик: О творчестве Х.К.Андерсена Учитель: Какое произведение Андерсена слушали? X Рефлексия Учитель: Наш урок подходит к концу. У вас на партах лежат маленькие сердечки. Кому из вас понравился урок, прикрепите сердечко на свой рисунок. Пусть смелое сердце оловянного солдатика забьётся.