конспект урока литературного краеведения в 5 классе Автор: Лисенкова Е.А. - Учителю русского языка /литературы - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт
Педагог 21 века.ru
Методическая площадка по обмену опытом педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь. (Аристотель)
Урок литературного краеведения в 5 классе по программе Л.М.Пальман. Разработан учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №4г. Сердобска Лисенковой Е.А. Тема:« Расскажи мне, бабушка, сказку…» (Урок – задание по фольклорной экспедиции ). Цель урока: научить детей собирать фольклорный материал и правильно оформлять собранное. Методы и приемы : инсценирование , составление плана, самоправерка.
П л а н у р о к а.
1. Постановка задачи урока. 2. Инсценирование сцены сбора фольклорного материала с одновременным составлением плана этого сбора. 3. Самопроверка по образцовой записи на доске. 4. Домашнее задание.
Х о д у р о к а.
1. Постановка задачи урока.
- Дети, собирание фольклора – это важное, нужное и интересное занятие. Сказки, которые вы отправляетесь собирать,- произведения устного народного творчества, следовательно, существуют в различных вариантах. Важно правильно и точно записать фольклорные произведения во всех его возможных вариантах. Сейчас вы увидите, как это делать. Постарайтесь в действиях учеников, пришедших к бабушке, выделить главное, и это главное запишите последовательно себе в тетрадь, озаглавив работу « План сбора фольклорного материала».
2. Инсценирование сцены сбора фольклорного материала с одновременным составлением плана этого сбора.
Для инсценирования используется любая русская народная сказка из сборника А. П. Анисимовой « Сказка и песни Пензенской области». Заранее подготовленный ученик, играющий роль бабушки, художественно пересказывает сказку и отвечает на задаваемые вопросы. Ученики, пришедшие к « бабушке» должны спросить и записать имя, отчество, фамилию сказительницы, возраст, где, когда, от кого была услышана сказка.
3. У учеников в тетради в ходе инсценировки появляется запись: . 1.Название сказки. 2.Фамилия, имя, отчество сказительницы, ее возраст. 3.Где, когда, от кого ею была услышана сказка. 4.Дата произведения записи.
3. Самопроверка записи в тетради, возможные дополнения.
Урок - конференция по итогам фольклорной экспедиции. Отчет по группам в произвольной форме. Учитель помогает группам подготовиться к конференции Одна группа представляет свою сказку, записанной на магнитофон, сопровождая запись необходимым комментарием об источнике, времени и месте записи ; другая группа представляет художественный пересказ, третья – пересказ с элементами инсценирования и т.д. Но одно – обязательно: каждая группа представляет красочно оформленную самодельную книжку с записанной сказкой. Все эти книжки потом подшиваются в альбом «Бабушкины сказки» с подробным описанием того, где, когда и от кого записана сказка. Альбом хранится в кабинете.