<> Урок обобщения по неорганической химии - Учителю химии - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 18.11.2017, 20:21

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Учителю химии [ Добавить материал ]

Урок обобщения по неорганической химии
[ Скачать с сервера (72.8Kb) ] 25.11.2012, 14:37
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 г.Соль-Илецка» Оренбургской области

Урок обобщения знаний по курсу неорганической химии
в 9 классе
«Интеллектуальное казино»

Выполнил:
учитель химии
МОБУ»СОШ№7»
Сивожелезова
Татьяна Геннадьевна

Цель: Обобщение знаний по курсу неорганической химии.
Задачи:
1.Закрепить и обобщить знания учащихся о свойствах основных классов неорганических соединений, способах их получения и областях применения. 2.Расширить кругозор учащихся, повысить познавательный интерес к изучению предмета, продолжить развивать аналитические способности, умения делать выводы.
3.Формировать коммуникативные навыки, умения работать в команде, слушать других, отстаивать свое мнение, развивать навыки оценки и самооценки своей деятельности.

Оборудование:
Компьютер, экран, проектор, карточки с заданиями по числу команд, 300 фишек по 5 «химонов», черный ящик, «кот в мешке» медаль «Знаток химии», листок с письмом, презентация - игровое поле.

Реактивы: на столах учащихся: растворы кислот соляной, серной, азотной, индикаторы, раствор нитрата серебра, хлорида бария, роданида калия.
Лот№1 растворы фторида, хлорида, бромида, йодида натрия под номерами, штатив для пробирок, чистые пробирки,
Лот №2 растворы карбоната, сульфата, нитрата, силиката, фосфата, хлорида, сульфида натрия.
Кот в мешке – листок бумаги с текстом письма, написанного хлоридом железа (+3), раствор желтой кровяной соли, ватный тампон.
«Черный ящик» - сера
Ход мероприятия

1.Орг.момент
Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?»
Учитель:Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашем интеллектуальном казино! Мы уверены в том, что собравшиеся здесь ребята имеют определенный интерес к химии, а значит, их ждет успех в сегодняшней игре. Мы желаем всем вам успехов! За каждым игровым столом присутствуют по 4-5 игроков, имеющих определенный запас денежных средств 5«химонов». Делая ставки, не торопитесь использовать все сразу. При правильном ответе, ваши ставки удваиваются, при неправильном - забираются в банк казино. По окончании игры будут определены ее победители простым подсчетом заработанных «денег», лучшие игроки и знатоки химии. Самый лучший игрок казино получит медаль «Знаток химии». Участие в игре принимают все, но право первого ответа имеет тот, кто делает ставку. Ответы на задания сдаются учителю.
Итак - делайте свои ставки, господа!

2.Обобщение материала
5 красное
«Слово «кислота» - это функция вещества, а не этикетка с его названием», - говорил российский химик Иван Владимирович Тананаев. Этот термин скорее указывает не на формулу вещества, а на его способности. Что он имел в виду? Приведите экспериментальное доказательство его слов.

5 черное
Химику, окончившему институт много лет назад, задали вопрос: «Почему в азотной кислоте степень окисления азота равна +5, а валетность -4?». «Быть такого не может, это ошибка! Валентность азота равна пяти!»- подумал он, но промолчал. И в самом деле, как правильно?

Учитель: Хорошее начало – половина дела. Делайте свои ставки!

10 красное
Сода бывает разная - питьевая (или пищевая), кристаллическая, кальцинированная (вероятно с примесями кальция!?) и каустическая. Каковы формулы этих соединений? Какое из них является самым сильным основанием?

10 черное
Вот загадка: одно и то же вещество входит в состав «…воды» и «….молока». Если в такую «воду» подуть через трубочку, она превратиться в «молоко». Если в такое «молоко» дуть через трубочку долго, но станет прозрачным, как вода. О каком веществе идет речь?

Учитель: Итак, дело пошло! Поздравляем с выигрышем! Делаем ставки!

Далее ребята могут выбирать задания в соответствии с количеством заработанных «денег» в любом порядке. В случае банкротства они могут взять взаймы у банка.

15 красное
В руки учеников попали обрывки бумаги- черновики учителя, готовившего задания для контрольной работы. Все коэффициенты в уравнении были поставлены правильно. Какие же вещества были взяты для реакции, если получились следующие продукты:
=H2SO4 +6NO2 + 2H2O
=CuSO4+ SO2+ 2H2O
=H3PO4 + 8NO2 + 4H2O
=CuSO4+ 8NO2+ 4H2O
= 5KCl+ KClO3+ 3H2O

15 черное
Разбирая старые бумаги в архиве одного из великих ученых, студенты нашли старый конспект по химии, испорченный огнем. Сохранилось только следующее:
NaOH + Al + H2O =
Fe + Cl2 =
Si + KOH+ H2O=
Fe + HNO3 (k)=
Cl2+ KOH =
Восстановите записи на обгорелых страницах.
Задания сдаются учителю. Делаем ставки!

20 красное ( Лот №1)
Нерадивый лаборант забыл наклеить этикетки на склянки с веществами. Но он точно знал, что это соли натрия и галогенводородных кислот. Помогите лаборанту распознать вещества в склянках. Не забудьте привести доказательства.

20 черное
Кот в мешке
Начальная ставка 5 химонов, кто больше? Право ответа принадлежит команде, заплатившей большую цену.
Секретные чернила известны человечеству довольно давно, еще тайные агенты Ивана грозного писали свои донесения луковым соком и становились видимыми при легком нагревании бумаги. Секретные чернила широко применялись н в России революционерами-подпольщиками. В 1878 гвера засулич стреляла в петербургского градоначальника Трепова. Судом присяжных Засулич была оправдана, но жандармы пытались ее снова арестовать при выходе из здания суда. Однако ей удалось скрыться, сообщив заранее своим друзьям о плане побега по окончании суда при любом его решении. Записка с просьбой принести кое-что из одежды содержала на обратной стороне листка информацию, написанную «секретными чернилами». А вот так эту информацию прочитали друзья.
Учитель проводит по листку бумаги ватным тампоном, смоченным раствором желтой кровяной соли - появляется синий текст, написанный заранее хлоридом железа (+3).
Вопрос: Чем было написано это письмо? Как еще его можно было бы «прочитать»? Каким цветом оно было бы написано?

Учитель: Итак, ребята, молодцы! Играем дальше, делайте ваши ставки!

25красное
Решите задачу. Карась – рыба очень чувствительная к кислотности воды.
Выживут ли караси в озере объёмом 500 000м3, в воду которого попали сточные воды сернокислого завода, содержащие оксид серы (VI), полученный при сжигании 1600 кг серы, содержащей 20% примесей? Токсическая концентрация серной кислоты для карасей равна 138 мг/л.

25 черное (Лот №2)

Рассеянный ученик перепутал надписи на склянках с веществами. Но он точно знал, что это соли натрия и различных минеральных кислот. Попробуйте установить вещества в склянках. Не забудьте привести доказательства.

30 красное
Черный ящик
Около 680 г.н.э. в морском бою против арабов византийцы впервые применили новое ужасное оружие - «греческий огонь». Галеры византийцев выбрасывали на неприятельские суда заранее подожженную смесь из «пифонов» - установок, подобных огнеметам. Суда пылали как факелы, а огонь нельзя было потушить водой. Смесь горела на морских волнах, прилипала к одежде и корпусам судов. В 941 г под стенами Царьграда «греческим огнем» был уничтожен флот киевского князя Игоря. В состав «греческого огня входили битум или нефть и неметалл Х. Этот неметалл на воздухе горит красивым сине-голубым пламенем, выделяя едкий удушливый газ, растворимый в воде с образованием кислоты. Неметалл Х взаимодействует с металлами и неметаллами. При обработке его концентрированной азотной кислотой образует сильную кислоту, соли которой называют купоросами. Что в черном ящике? Приведите доказательства.

30 черное
Видеовопрос: Посмотрите внимательно видеоролик. Определите, какие вещества были взяты для данной химической реакции, напишите уравнение ОВР, расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель. Назовите признаки химической реакции продукты реакции.

Зеро
Учитель: В случае ставки на зеро команда играет против интеллектуального казино. Если ответ правильный, то команда забирает все деньги, имеющиеся на тот момент в банке.

Откройте сейф
В сейфе на трех полках стоят различные вещества.
На первой полке расположены: оксид и кислота.
На второй полке: газ и порошок.
На третьей: соль и щелочь.
Порошок -серебристый, с металлическим блеском. Газ, находящийся в колбе- ядовит, представляет собой простое вещество, окрашен, входит в состав кислоты.
Оксид - красно-коричневое вещество, нерастворимое в воде, имеет в составе атомы того же вещества, что и порошок, образуется при горении порошка на воздухе. При добавлении к оксиду кислоты образуется растворимая в воде соль. Раствор соли голубого цвета, при внесении в него серебристого порошка превращается в зеленый раствор. При добавлении к раствору соли, полученному из порошка при реакции с газом, щелочи, выпадает бурый осадок, при нагревании превращающийся в оксид. В состав щелочи входит металл, окрашивающий пламя в желтый цвет. Назовите все вещества, расположенные в сейфе, приведите уравнения реакций и сейф откроется.

Итоги урока
Учитель: Уважаемые игры наша игра окончена. Ставок больше нет! Произведем подсчет средств и определим победителя сегодняшней игры и самого лучшего игрока, которому будет вручена медаль «Знаток химии».
Подведение итогов урока и выставление оценок.

Рефлексия
Ребята, попробуем оценить деятельность своих товарищей по команде и свою собственную в сегодняшней игре:
Игра доставила мне удовольствие потому, что…….
Игра удалась/ не удалась потому, что…….
Я играл хорошо, так, как…..
Я играл уверено \не уверенно так, как……….
Лучше всех играл………..
Я считаю, что мне необходимо повторить материал о ……..
Я думаю, что я достаточно хорошо усвоил данный материал……
Учитель: Уважаемые игроки, всем спасибо, урок окончен, удачи вам на контрольной работе.

Банк заданий
В случае банкротства участники команд могут взять в долг у банка, заплатив «Процент»

5 химонов- Встретим камень на коронах, знаках власти, орденах,
Он же камень "прогрызает", стойко трудится в цехах.
Близкий родственник ГРАФИТА, жаль, но реже в сотни раз,
Тверже всех на белом свете и зовут его (АЛМАЗ).

5 химонов – Я блестящий, светло-серый.
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил! (МАГНИЙ)

10 химонов - Известно всем, огонь смиряют
Водой. Ей пламя не грозит,
Но от какого неметалла
Она пылает и дымит? (ФТОР)

10 химонов- Все знают, в нашем мире чудном
Ничто не вечно под луной,
Ничто не может ниоткуда
Возникнуть и исчезнуть вновь.
Кто открыл этот закон? (М.ЛОМОНОСОВ)

15-химонов- «Химический светофор» ( )
Распредели вещества по цвету: хлор, медь, нитрат меди(II),хлорид железа (III),
золото, роданид железа(III).

15химонов - «Зебра»
Перейди улицу по зебре. Белый цвет- реакция возможна, черный - нет.
a) 2Cl2+ O2= 2Cl2O
b) Cl2 +2KI =I2 + 2KCl
c) Cl2+ 2NaOH = NaCl + NaClO + H2O
d) Cl2 + Fe = FeCl2
Ответ: b; a; d;c.

20 химонов- Проложи путь
Соедини сплошной чертой вещества, с которыми вступит в реакцию концентрированная серная кислота.

Zn NaOH CuSO4 HClO4
фенолфталеин CuO KNO3 Fe
Al C Cu NaClкр
NaCl p-p Cr Al(NO3)3 C6H12O6

Ответ:
Zn
NaOH
CuSO4 HClO4
фенолфталеин CuO KNO3 Fe
Al C
Cu
NaClкр

NaCl p-p Cr Al(NO3)3 C6H12O6

Ответы
5 красное
Кислотами называются вещества, отщепляющие при диссоциации протон водорода. Который изменяет окраску индикатора.
5 черное
Степень окисления азота в азотной кислоте равна +5: H+1N+5O3-2, а валентность -4. Под валентностью понимают число химических связей, которые атом может образовать за счет неспаренных электронов и свободных орбиталей. У азота всего 4 орбитали, значит, валентность азота равна – 4.

10 красное
Каустическая сода - гидроксид натрия NaOH, кристаллическая сода – декагидрат карбоната натрия Na2CO3*10H2O. Кальцинированная сода не содержит в своем составе кальция, это безводный карбонат натрия Na2CO3. Пищевая сода это гидрокарбонат натрия NaHCO3. В растворах всех этих веществ среда щелочная, но самым сильным основанием является гидроксид натрия NaOH.

10 черное
Это вещество – гидроксид кальция Са(ОН)2 . Его прозрачный водный раствор называют известковой водой, а взвесь в воде- известковым молоком. Если продувать в известковую воду продувать углекислый газ, то выпадает труднорастворимый осадок карбоната кальция.
Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О
Если продувать в известковое молоко продувать избыток углекислого газа, то образуется хорошо растворимая соль гидрокарбоната кальция.
Са(ОН)2 + 2СО2 = Са(НСО3)2
15 красное
S+ 6HNO3 (k)=H2SO4 +6NO2 + 2H2O
Cu +2 H2SO4(k)=CuSO4+ SO2+ 2H2O
2P + 5H2SO4 (k)=2H3PO4 + 5SO2 + 2H2O
Ag + 2HNO3 (k)= AgNO3+ NO2+ H2O
3Cl2+ 6KOH =5KCl+ KClO3+ 3H2O

15 черное
2NaOH + 2Al + 6H2O =2Na[Al(OH)4] + 3H2
2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3
Si + 2KOH+ H2O= K2SiO3 + 2H2
Fe + HNO3 (k)= нет реакции
Cl2+ 2KOH =KCl+ KClO+ H2O

20 красное
Ag++ F- = осадка нет
Ag++ Cl- = AgCl↓ белый осадок
Ag++ Br-= AgBr↓светло-желтый осадок
Ag++ I-= AgI↓ желтый осадок

20 черное
Письмо написано хлоридом железа (+3). Если смочить текст раствором роданида аммония или калия, то текст письма проявиться красными буквами. Это качественная реакция на ион Fe3+.

25 красное
S→SO2
m(S)чист.= 1600 кг*0,8= 1280 кг
n(S)= n(SО2)= 1280/32= 40кмоль
m(SО2)= 40* 64 =2560 кг
Содерж.(SО2)= 2560* 106 / 5* 108= 5, 12 г\ мл
Ответ: да, выживут.
25 черное
CO3 2- + 2H+ = H2O + CO2↑выделение газа
SO4 2- + Ba2+ = BaSO4↓ выделение газа
SiO3 2- + 2H+ = H2 SiO3↓ студенистый осадок
PO43- + 3Ag + = Ag3PO4↓ ярко-желтый осадок
Ag++ Cl- = AgCl↓ белый осадок
S 2- + 2H+ = H2S↑ выделение газа с запахом тухлых яиц
Оставшееся вещество – нитрат натрия
30 красное
В черном ящике сера.
S + O2 = SO2
SO2+ H2O= H2SO3
S + Cu = CuS
S+ H2 = H2S
S+ 6HNO3 (k)=H2SO4 +6NO2 + 2H2O

30 черное

Для реакции были взяты металлическая ртуть и концентрированная серная кислота.
Hg + 4HNO3 = Hg(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
Нитрат оксид вода
ртути (II) азота (IV)
Hg0 – 2e →Hg2+ восстановитель, окисление
N+5 + 1e → N+4 *2 окислитель, восстановление
Признаки реакции: растворение металла,выделение бурого газа, образование зеленого раствора.


Зеро
Откройте сейф
На первой полке расположены: Fe2O3 и HCl
На второй полке: Cl2 и Fe
На третьей: CuSO4 и NaOH
4Fe + 3O2 = 2Fe2O3
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu
3Cl2+ 2Fe = 2FeCl3
FeCl3+ 3NaOH = Fe(OH)3+ 3NaCl
2Fe(OH)3=Fe2O3 + 3H2O
Fe2O3 + 6HCl =2FeCl3+3H2O



Список использованной литературы:

1.Т.М. Енякова «Внеклассная работа по химии»- М.; Дрофа, 2005
2.Степин Б.Д.. А.Ю. Аликберова «Занимательные задания и эффектные опыты по химии» - М.; Дрофа, 2002
3.Журнал Химия и химики- http://chemistry-chemists.com/index.html
Ссылка на видео http://chemistry-chemists.com/Video/Hg-HNO3.html
Категория: Учителю химии | Добавил: Татьяна4052 | Теги: химия. нестандартный урок
Просмотров: 853 | Загрузок: 82 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz