Классный час: Юные герои Кубани - Деятельность классного руководителя - Деятельность классного руководителя - материалы из опыта работы - Персональный сайт
Педагог 21 века.ru
Методическая площадка по обмену опытом педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь. (Аристотель)
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, край, своих сверстников, совершивших подвиг во имя жизни.
Задачи : вызвать чувство гордости за юных земляков-героев, желание быть похожими на них, воспитывать активную жизненную позицию.
Оборудование: портреты героев, фотографии памятников.
Слайд №1
Памяти юных мальчиков и девочек, кто боролся и умирал за свободу и счастье людей, посвящается…
Слайд №2 Ученик: Не щадя себя в огне войны, Не жалея сил во имя Родины, Дети героической страны Были настоящими героями. Роберт Рождественский
Учитель: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Эта война стала тяжелым испытанием для народа нашей страны. Решался вопрос о жизни и смерти не только Советского Союза, но и всей тысячелетней российской государственности. Поэтому с первых дней войны советский народ проявил небывалый героизм, защищая свою Родину от немецко-фашистских захватчиков. Вслед за первым июньским днем последовало еще 1418 дней войны. И сколько бы ни прошло времени с тех пор, в памяти людей, в их сердцах будет жить и не изгладится никогда та точка опоры, отсчета лет, месяцев, дней и часов бессмертия, несгибаемого мужества и героизма советских людей. Слайд №3
Ученик: Ранним солнечным утром в июне, В час, когда пробуждалась страна, Прозвучало впервые для юных Это страшное слово « война». Чтоб дойти до тебя, сорок пятый, Сквозь лишения, боль и беду, Уходили из детства ребята В сорок первом году.
Учитель: Счастливая мирная жизнь советских людей на рассвете 22 июня 1941 года была прервана нападением фашистской Германии. На войне тяжело всем, но особенно противоестественно, когда в войну втягиваются дети, которые должны радоваться, дружить, учиться и обязательно- жить. Но… Слайд №4 Ученик:
Роса еще дремала на лафете, Когда под громом дрогнул Измаил: Трубач полка- У штаба- На рассвете В холодный горн тревогу затрубил. Набата звук, Кинжальный, резкий, плотный, Летел Троянов Вал, Как будто он не гарнизон пехотный, А всю Россию к бою поднимал! А. Недогонов Звучит «Священная война» (муз. А. Александрова)
Учитель: Дети войны. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ. Слайд №5 Ученик:
Чёрным было небо над Кубанью, Нефть клубила адскую пургу. Мальчики без воинского званья Бились на кубанском берегу.
Не надев солдатских гимнастёрок, Пареньки из краснодарских школ По- солдатски вплавились в пригорок, Как велели честь и комсомол.
Слайды №6-10 Учитель: Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими-отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок. Слайды 11-17 Звучит песня Война бывает детская
Слайд 18 Ученик: Его я узнал не из книжки- Жестокое слово- война! Прожекторов яростной вспышкой К нам в детство врывалась она. Смертельными тоннами стали, Сиреной тревоги ночной. В те дни мы в войну не играли- Мы просто дышали войной. В читальнях, притихших и тесных, На отмелях книжных морей При свете коптилок железных Шуршали листы букварей. (А. Иоффе)
Учитель: Кубанские пионеры также внесли свой вклад в победу над врагом. В годы войны зародилось и развернулось в массовое, поистине всенародное ребячье движение. В госпиталях ребята ухаживали за ранеными, выступали с художественной самодеятельностью. В летнюю пору 1941 года в колхозах края работало около 200 тысяч школьников.
В период временной оккупации Кубани гитлеровские захватчики встретили массовое сопротивление всего населения, вылившееся в широкий размах партизанской и подпольной борьбы. И в этой борьбе сумели найти своё место пионеры. Юные герои вписали замечательные, беспримерные страницы в летопись боевой славы.
Ученик:
Лены, Володи, Сережи и Коли Мирно учились в родной своей школе В тихих уютных кубанских станицах, Там, где в колодцах вода серебрится, Там, где поют соловьи на рассвете Жили спокойно и счастливо дети, Строили планы, влюблялись беспечно, Жизнь им казалась такой бесконечной! Но прогремели железные грозы, С неба упали свинцовые слезы, Горькою стала в колодцах вода, Черною тучей нависла беда. В раз потемнели и сгорбились хаты, Папки и братья подались в солдаты, Все изменилось в станице родной, Даже цветы вдруг запахли войной. Страшною стала вокруг тишина. Кончилось детство. Настала война.
Звучит «Пионеры герои Кубани»
Слайды № 19-31
Учитель: Кубанцы по праву гордятся юными героями, своими земляками. До войны это были обычные ребята. Они учились, занимались общественными делами, любили книги, охотно ходили в кино. Но сегодня, мысленно прослеживая их деятельность в чрезвычайных обстоятельствах, нельзя не поражаться их мужеству, ибо на осознанное самопожертвование во имя достижения победы над ненавистным врагом шли не закаленные опытом солдаты, а дети 12-15 –летнего возраста. Вспомним имена некоторых из них.
Слайд №32 (Рассказы учеников о юных героях)
ЖЕНЯ ПОПОВ. Учился в 8-й Майкопской школе, писал листовки и расклеивал их по городу, вел подрывную деятельность в тылу врага, срывая выполнение боевых операций фашистов. В декабре 1942 года был схвачен фашистами. Целый месяц его пытали в гестапо. 17 января, в день своего рождения, Женя был расстрелян. А что было дальше? Гестапо, тюрьма. Пытки, Допросы, Расправа. А что было дальше? Холодная тьма И юная Вечная слава. Слайд №33 ЛЁНЯ ОБЪЕДКО. Жил в хуторе Семисводном Красноармейского района. Желая помочь партизанам, перерубил телефонный кабель, тянувшийся от станицы Анастасиевской, где находился немецкий штаб, до станицы Славянской, где шла передовая линия. Был схвачен гестаповцами, жестоко избит и расстрелян в марте 1943 года.
Завгородний Алексей Иванович посвятил подвигу Лени Объедко стихотворение: Про мальчика, про Леню, будет этот рассказ. В Семисводном он рос, быстрый, легкий, как птица, Как и все он мечтал, и твердил каждый раз: -Я хочу быть пилотом, летать научиться! Он хотел, чтобы ветер дул упруго в лицо, Он хотел, чтобы шапку срывал он со свистом. Он хотел быть похожим на наших отцов, Смело шедших вперед на клинок, на винтовочный выстрел. Он хотел, чтоб в полях колосились хлеба, Чтоб комбайны гудели в пшеничном просторе. Вдруг … Война! Всех сплотила она,- Что ни дом, то огромное горькое горе. Вербы косы склонили над рекою вдали. Немцы Леню схватили, на допрос повели. Злобной пыткой пытали (для других, мол, пример)
Слайд №34
НАДЯ ГНЕЗДИЛОВА. Ученица 6 класса станицы Даховской Тульского района. Была разведчицей в партизанском отряде, участвовала в операции по освобождению станицы. Погибла в перестрелке во время боя. Слайд №35
ВАНЯ МАСАЛЫКИН. Жил в станице Новопокровской. Уводил из-под носа фашистов оружие – винтовки, патроны, гранаты, прятал их в окопчике, а потом раздавал жителям. Его выследили, арестовали. После страшных пыток в сентябре 1943 года Ваня был расстрелян. Юные безусые герои, Юными остались вы навек. Перед вашим вдруг ожившим строем Мы стоим, не поднимая век. Боль и гнев сейчас тому причиной. Благодарность вечная вам всем, Маленькие стойкие мужчины, Девочки, достойные поэм. Слайд №36
ВИТЯ ГУРИН. Учился в школе № 2 станицы Новотитаровской Динского района. Был связным и разведчиком в партизанском отряде. Вместе с группой партизан был схвачен фашистами и расстрелян в декабре 1942 года. Витя Гурин посмертно награжден медалью «За оборону Кавказа». ТОЛЯ АЛЕХИН. Учился в школе № 1 города Анапы, занимался в радиокружке. Был радистом в партизанском отряде, участвовал в боевых операциях, ходил в разведку. Погиб в бою с врагами в январе 1943 года.
Слайд №37
ВЕНЕРА ПАВЛЕНКО и КЛАРА НАВАЛЬНЕВА. Ученицы школы № 1 станицы Кореновской. Ухаживали за советскими летчиками, самолет которых был сбит неподалеку от станицы, а затем помогли им скрыться от фашистов. Были схвачены и зверски замучены гестаповцами. Слайд №38
ВОЛОДЯ ГУКОВ. Житель станицы Мингрельской Абинского района, учился в 4 классе. Был разведчиком в партизанском отряде. При выполнении задания был схвачен фашистами, жестоко избит и расстрелян в сентябре 1942 года. Дети войны-и веет холодом, Дети войны-и пахнет голодом, Дети войны- и дыбом волосы: На челках детских седые волосы Земля омыта слезами детскими, Детьми советскими и не советскими. Какая разница, где был под немцами, В Дахау, Лидице или Освенциме? Их кровь алеет на плацах маками Трава поникла, где дети плакали Дети войны боль отчаянна И сколько надо им минут молчания! Л.М.Голодяевская.
Слайд №39
ЛЁНЯ ТАРАННИК. Жил в станице Ключевской Горяче-Ключевского района, учился в 5 классе. Был партизанским разведчиком – следил за расположением огневых точек противника и сведения передавал в отряд. Он сумел выкрасть у немецкого офицера важные документы, которые помогли разгадать план по уничтожению партизан. Леню выследили и поле страшных пыток и допросов расстреляли в августе 1942 года. Слайд №40
ФЕДЯ ТОКАРЕВ. Учился в школе № 3 станицы Абадзехской. Выполнял задания партизанского отряда. По доносу предателя Федя был схвачен и подвергся жесточайшим пыткам. В октябре 1942 года юный патриот вместе со своим дедушкой были закопаны в землю живыми. СТЕПА ПОНОМАРЕВ. Жил в станице Каменномостской. Ему было 14 лет. Он был связным в партизанском отряде, участвовал в операциях по освобождению пленных, предотвращал угон скота, раскрывал имена предателей. Был схвачен фашистами на пороге родного дома. После жестоких пыток в октябре 1942 года Степа был расстрелян. Слайд №41
НИНА КАМЕНЕВА. Дочь партизана. Жила в станице Новосвободной Тульского района. Ей было 15 лет. Она добывала информацию для отряда, в котором воевал отец. Нина и ее мать были схвачены, подверглись страшным пыткам и были вместе расстреляны в октябре 1942 года. Слайд №42
ВИТЯ НОВИЦКИЙ. Житель города Новороссийска. Не раз убегал на фронт, был под Керчью в самом пекле сражений. Во время наступление фашистов на Новороссийск Витя помогал нашим матросам отбивать атаки врага. Когда матросы погибли, он встал за пулемет. Фашисты проникли в дом и зверски расправились с Витей. Они облили его бензином, подожгли и сбросили на мостовую. Витя Новицкий посмертно награжден орденом Отечественной войны. Слайд №43
ВИТАЛИК И ЛЕНА ГОЛУБЯТНИКОВЫ. Учились в школе № 3 станицы Брюховецкой. В 1943 году во время отступления немецких войск ценой своих жизней они спасли колонну советских солдат, предупредив их о засаде.
Эта новость летела как птица, Отступала угрюмо тоска: Оставляют фашисты станицу, Наступают родные войска. Ждали жители наших Советских, Ждали, словно любимых своих, Ждал свободы народ В Брюховецкой, Ждал прихода бойцов дорогих. Ждали этого Лена и Витя. День февральский был долгий , Как год. Вдруг из дома напротив- Смотрите- В щель немецкий глядит пулемет. Их пронзила догадка: засада! Непонятная слышалась речь… « нам спасти наших воинов надо, Нужно наших бойцов уберечь». Стали строгими юные лица, На раздумье -секунды ушли… А бойцов- принимала Станица, Вот они показались в вдали. И все ближе родные шинели И счастливые лица солдат… « Стойте! Сто-о-ой…»,- Голоса зазвенели, Но прервал их чужой автомат. Нет для памяти нашей Преграды, Наступил он, торжественный
Миг: Вижу сверстников ясные Взгляды И не в камне, не в бронзе- Живых.
Слайд №44
ВЛАДИК КАШИРИН. Житель города Анапы. Принимал участие в подрывной деятельности подпольной группы «Рассвет», возглавляемой Катей Соловьяновой. Он спас заминированный склад зерна, вынув 55 запалов и оборвав шнуры в ящиках со взрывчаткой. За этот подвиг он был награжден медалью «За отвагу». В составе 18-й армии Владик принимал участие в боях за Крым, дошел до Будапешта. Среди его наград есть медаль «За оборону Кавказа». Герой погиб после войны, обезвреживая неразорвавшуюся бомбу.
Слайд №45
ЮРА САЗОНОВ и КОЛЯ ТОКАРЕВ. Жили в станице Даховской. Были связными в партизанском отряде, передавали партизанам ценные сведения, расклеивали в станице листовки. Юных разведчиков выследили и после долгих пыток в гестапо расстреляли в октябре 1942 года. Слайд №46 КОЛЯ ШУЛЬГА. Родился в станице Кисляковской Кущевского района, учился в 18-школе. Ему было 11 лет. Он был связным в партизанском отряде, переправлял оружие партизанам, перерезал линии связи фашистов. По доносу Коля был схвачен, его пытали и закопали в яме живым. Слайд №47
МУСЯ ПИНКЕНЗОН. Учился в 5 классе школы № 1 станицы Усть-Лабинской. Очень любил музыку, играл на скрипке. Во время массовых арестов был схвачен вместе с отцом… В январе 1943 года фашисты вывели не расстрел более 300 жителей станицы. Среди них был Муся. Он бесстрашно шагнул навстречу фашистскому офицеру, вскинул на плечо скрипку и заиграл. Торжественно и гордо звучала мелодия, которую подхватили обреченные на смерть жители станицы. Фашисты опешили от смелости маленького скрипача. Раздалась команда, а за ней автоматные очереди… Никак забыть я не могу Тот город Краснодар. Лежала скрипка на снегу, Над ней закат пылал. Он так потешиться хотел, Фашистский генерал. Но мальчик пел, он только пел « Интернационал»!
Звучит мелодия скрипки. Слайд №48
Краснодар, площадь у Кубанского Государственного Технологического университета. Памятник студентам, преподавателям и сотрудникам Университета, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Авторы: А.Кибальников, А.Жолтиков, В.Протоков, 1985г.
Минута молчания
Учитель: Неправда, что время сушит слезы. Неправда, что время притупляет горечь утрат. Седые матери помнят погибших детей. Никто не заставит их позабыть. Повешены, расстреляны, погребены заживо… Мы вспомнили только о немногих, кто свои юные жизни отдал за освобождение Родины. Но мы помним всех.
Вела на подвиги страна, И в жизни быстротечной Их не забудут имена, И точно так же, как весна, Их юность будет вечной.
Много юных, еще не познавших жизнь, ребят забрала война, но они отдали жизнь за наше будущее, и как могли приближали своими подвигами день Победы. Давно отгремели бои Великой Отечественной войны. Над нашими городами и селами ясное небо, теплое солнце. Буйно цветут сады и шумят неоглядные нивы. За все это отдали свои жизни малолетние герои. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями.
Слайд №49 Ученик: Над нами небо голубое, Нам жизнь счастливая дана, И мы обязаны с тобою Запомнить эти имена. Герои наши – просто дети, Чью жизнь оборвала война. И мы должны запомнить эти, Запомнить эти имена! Принять их к сердцу близко-близко, Их подвиг оценить сполна. И, поклонившись обелискам, Запомнить эти имена! Запомнить навсегда и свято И пронести сквозь времена. Во имя Родины, ребята, Запомним эти имена!
Минута молчания
Ученик:
Помните! Через века, через года, - помните! О тех, кто уже не придет никогда,- помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны! Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной, Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните! Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните! Песню свою отправляя в полет,- помните! О тех, кто уже никогда не споет,- помните! Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!