<> Гусарова Л.И., урок по биологии "В гостях у Нептуна" - Учителю биологии - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 18.10.2019, 16:59

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Учителю биологии [ Добавить материал ]

Гусарова Л.И., урок по биологии "В гостях у Нептуна"
[ Скачать с сервера (115.0 Kb) ] 03.06.2012, 13:30
Тема Подтип Позвоночные. Классы рыб.
Рыбы – водные позвоночные животные

Цели Образовательная: создать условия для усвоения знаний об особенностях организации рыб – как водных позвоночных животных.
Развивающая: продолжить формирование умений наблюдать за живыми животными, работать с учебником, находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных работ, анализировать, обобщать,; работать в группе, обсуждать проблему.
Воспитательная: обеспечить формирование культуры общения, коммуникативных качеств, чувства ответственности за результаты своего труда, личностной значимости полученных знаний в повседневной жизни.
Предполагаемый результат Учащиеся узнают об особенностях организации рыб как водных позвоночных.
Личностная значимость изучаемого для школьника Надо есть аккуратно, чтобы не подавиться рыбьей костью.
План урока
1.Аактуализация знаний об особенностях организации хордовых.
2. Общие сведения о рыбах, среде их обитания.
3.Особенности внешнего строения рыб.
4. Особенности внутреннего строения.
5. Размножение рыб.
6. Рефлексия
Методы обучения: Проблемный, частично поисковый.
Формы организации
учебной деятельности Комбинированный урок. Лабораторная работа «Внешнее строение и передвижение рыб».

Средства
обучения
Учебник:В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Животные», 7 кл., рабочие тетради, инструктивные карточки для лаборатор. работы табл. «Тип Хордовые. Классы Рыб. Речной окунь», презентация слайдов, компьютер.
Основные понятия и термины урока
Ихтиология, плавники, чешуя, орган боковой линии, жабры, плавательный пузырь, костный скелет, двухкамерное сердце, печень.
Домашнее задание Всем учащимся: учебник: п. 21, задание № 8, 9, 12 в рабочей тетради на стр. 48. , По желанию зад. № 10 и11.
По выбору: подготовить сообщение об акулах, скатах.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Ориентировочно-
мотивационный
Актуализация знаний
1. Как называется полупрозрачное животное длиной 5-8 см, имеющее рыбообразное тело?
2.Почему ланцетник относится к Типу Хордовые животные?
Что такое хорда?
Чем представлена нервная система, кровеносная, пищеварительная системы ланцетника?
3. Какие три подтипа выделяют в типе Хордовых?
4. Каких животных относят к Бесчерепным?
Ланцетники являются переходной формой от беспозвоночных животных к позвоночным и они имеют признаки, как беспозвоночных, так и позвоночных. Какие?
Сегодня на уроке мы начнем изучать позвоночных животных. Каких позвоночных вы знаете?
А теперь отгадайте загадки:
1.Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть, да не мигаю,
Крылья есть- не летаю

2. Он колючий, но не ёж,
А речная рыба.. (ёрш)

3. На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно (сом
Тема сегодняшнего урока «Подтип Позвоночные. Классы рыб.
Рыбы – водные позвоночные животные»
Надкласс Рыбы
Класс Хрящевые рыбы :
Подкласс Пластиножаберные (Акуловые, Скаты)
Подкласс Химеровые
Класс Костные рыбы: Хрящекостные, Лучеперые, Двоякодышащие и Кистеперые.
Наука, которая занимается изучением рыб, называется ихтиология.
Ребята, как вы думаете, что было изобретено учёными, после изучения рыб и почему?
А что же позволяет рыбам так легко двигаться в воде?
Как среда обитания влияет на приспособленность рыб к жизни в воде?

Цель нашего урока: Выявить особенности строения рыб – как водных позвоночных.

.Ребята у нас с вами сегодня необычный урок- путешествие. Мы с вами отправимся в гости к Нептуну.
Кто такой Нептун?
Здравствуйте, ребята ! Очень рад видеть вас в своём подводном мире. Я рад познакомить вас с водными жителями.

Что вас интересует?
Да рыбы как прекрасны и удивительные существа.
Видеозапись рыба- минога, иглобрюх
Нептун: Отгадайте загадку:
У родителей и дето
Вся одежда из монеток
Скажите, о чём пойдёт речь?
И о внешнем строении тела.
Что вы знаете о покровах тела и о плавниках?
Покровы тела. Тело покрыто кожей, состоящей из многослойного эпителия и дермы. Кожные железы одноклеточные они выделяют слизистый секрет. Эта слизистая плёнка играет роль смазки, уменьшая силу трения воды о тело или тело рыбы о руки
Снаружи кожа покрыта чешуей, производной собственно кожи. Основные типы чешуи – плакоидная (у акуловых рыб), костная – у современных костных рыб. Костная чешуя состоит из костных пластинок, налегающих друг на друга, подобно черепице. Они растут в течение всей жизни, образуя годичные кольца на периферии пластинки.
У рыб имеются плавники. Спинной и анальный плавники- стабилизаторы. Плавники рыбы используют главным образом для передвижения, хотя у некоторых видов они выполняют и другие функции . Для плавания в воде, которая гораздо плотнее воздуха, требуются немалые мускульные усилия, и главный упор при этом приходится на хвостовой плавник, расположенный в конце тела, — именно он приводит тело рыбы в волнообразное движение. Спинной плавник, расположенный в центре спины, помогает рыбе перемещаться по прямой, а противовесом ему служит анальный плавник, находящийся в нижней части тела. Парные брюшные плавники расположены по сторонам срединной линии перед анальным плавником на нижней части
тела. Они действуют как стабилизаторы, уравновешивая рыбу в воде, а у некоторых видов (например, у сомов-коридорасов) они еще и держат икру во время нереста. Грудные плавники, расположенные ближе к голове, недалеко от жабр, также помогают рыбе маневрировать. У донных видов эти плавники иногда используются в качестве подпорок или конечностей, на которые рыбы могут опереться, а иногда с их помощью они даже могут «ходить». Иногда грудные плавники оснащены для защиты шипами. У многих грудные плавники трансформировались в волосоподобные образования, которые помогают рыбам ощущать подводные запахи и таким образом находить пищу. Некоторые рыбы, в частности харациновые, имеют небольшой дополнительный плавник, расположенный за спинным плавником. Он называется жировым и, как следует из названия, служит рыбе жировой тканью, поэтому в обеспечении процесса движения играет незначительную роль. У летучих рыб плавники служат, чтобы перелетать по воздуху.
Нептун
Ребята, у меня для вас ещё есть загадка
Видеть рыбке врага
Помогают…..(глаза)
Органы зрения- глаза с уплощенной роговицей и округлым хрусталиком. Век нет.
Слуховой анализатор представлен только внутренним ухом, расположенным в черепе: ушной раковины и слухового прохода нет.
Боковая линия, как орган чувств, имеется у большинства рыб.
Можно сказать, что этот орган выполняет функцию дистанционного осязания. т.е., если человеку для включения осязания необходимо иметь прямой контакт с анализируемым объектом (пальцами, кожей, языком и т.д.), то рыбы имеют возможность осязать объекты под водой при помощи боковой линии.
К органам чувств относятся органы вкуса, представлены вкусовыми почками, состоящими из группы клеток, оплетённых окончаниями нервов. Вкусовые почки расположены не только в ротовой полости, но и на многих участках тела в наружном слое кожи.
Лабораторная работа «Внешнее строение и передвижение рыб» (по инструктивным карточкам)

Подведем итоги лабораторной работы.
Такие приспособления, как
обтекаемая форма тела, покров из чешуек и слизи, наличие плавников, органы чувств (глаза без век, боковая линия), позволяет рыбам жить в воде.

Ребята, мы рассмотрели приспособления, которые способствуют к жизни в воде.
А отразилась ли среда обитания на внутреннем строении рыб?
Рассмотрим особенности внутреннего строения:
Давайте поработаем в группах. У нас на столах имеются задания для каждой группы. Вы выполняете задание и представляете отчет:
Задание для 1 группы.
1) Прочитайте на с. 100 учебника первый абзац и ответьте на вопрос: из каких отделов состоит скелет рыбы?
Задание для 2 группы.
Прочитайте на с. 100 учебника второй абзац и ответьте на вопрос: какие органы составляют нервную систему рыбы?
Скелет. Различают скелет головы - череп (в мозговом черепе помещаются мозг, органы обоняния, зрения и слуха. Ротовую полость рыбы окружает висцеральный череп. По бокам головы расположены жаберные крышки и жаберные дуги. Череп хрящевой или костной), скелет туловища и скелет парных конечностей.
Позвоночник состоит из хрящевых или костных позвонков, между ними сохраняются остатки хорды. Тела костных позвонков двояковогнутые, имеют верхние и нижние дуги. Верхние образуют позвоночный канал, заключающий спинной мозг, заканчиваются остистыми отростками. К нижним дугам туловищных позвонков прикрепляются ребра, свободно заканчивающиеся в мускулатуре.
Мускулатура. Туловища и хвоста сохраняет правильную сегментацию, характерную для низших позвоночных, но их дифференцировка обеспечивает движение плавников, челюстей и жаберных крышек.
Нервная система. Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга. От головного мозга отходит 10 пар черепно-мозговых нервов.
Задания для 3 группы (пищеварительная система)
Пищеварительная система. Пищеварительный канал начинается ротовым отверстием- ротовая полость ( челюсти снабжены зубами)- глотка- пищевод- желудок и кишка, заканчивающаяся заднепроходным отверстием. Есть печень и слаборазвитая поджелудочная железа.
Гидростатический аппарат - плавательный пузырь заполнен газом, в состав которого входят кислород, углекислота и азот. Количество газа может изменяться и таким образом регулировать относительную плотность тела рыбы. Стенка плавательного пузыря богата кровеносными сосудами, поэтому он может способствовать газообмену у некоторых зарывающихся в ил рыб.
Задания для 4 группы(дыхательная система и кровеносная система)
Дыхательная система. Органы дыхания- жаберный аппарат. У некоторых рыб есть добавочные органы дыхания, позволяющие им использовать для дыхания кислорода воздуха:
1) рыбы могут заглатывать атмосферный воздух и, прогоняя его по пищеварительному тракту, использовать его. Для более эффективного газообмена в стенках глотки могут появляться складки, в которых задерживаются пузырьки воздуха (например: лабиринтовый орган);
2) поглощение кислорода может, осуществляется в плавательном пузыре у тех рыб, у которых не утрачена связь пищеварительного тракта с плавательным пузырем;
3) есть легкие у двоякодышащих и кистеперых рыб. Частично газообмен у рыб осуществляется через кожу.
Задание для 5 группы
Выделительная система. Органы выделения- первичные почки 9 красные лентовидные тела, лежащие по бокам позвоночника почти вдоль всей полости тела). Мочеточники открываются отдельно от клоаки или впадают в неё.
Кровеносная система. Один круг кровообращения. В сердце, гомологичное брюшной аорте ланцетника, поступает только венозная кровь. Сердце у рыб двухкамерное, состоит из предсердия и желудочка. Имеются также венозный синус и артериальный конус ( дополнительные отделы сердца, степень их развития варьирует в разных классах).
Посмотрите видеозапись и скажите, о чём она нам говорит? Видеозапись Рыбки- петушки
Размножение. Рыбы преимущественно раздельнополы, но встречаются и гермафродиты (морской окунь). Подобно низшим позвоночным, самка вметает икру непосредственно в воду, самец поливает её семенем (молоками). Икра рыб богата желтком, т.к. последующее развитие осуществляется во внешней среде. Важно отметить приспособительное значение огромного количества икры, которую откладывают рыбы. Очень немногие рыбы охраняют кладку яиц, отгоняя от неё врагов, орошая свежей водой и т.д. (колюшка, пинагор).
Ланцетник
Есть внутренний скелет - хорда
-хорда – упругий эластичный тяж, расположенный на спинной стороне тела (у высших хордовых – позвоночных – заменяется позвоночником);
- нервная система представлена нервной трубкой, лежащей над хордой (у высших хордовых – позвоночных – превращается в спинной и головной мозг);
- жаберные щели;
- пищеварительная система в виде трубки расположена под хордой;
- кровеносная система у хордовых замкнутая;
- двусторонне-симметричные животные.

Подтип Бесчерепные и подтип Черепные (Позвоночные), Подтип Личиночно- хордовые

Класс Ланцетники

Как у беспозвоночных у них нет черепа, головной мозг не сформирован (низшие хордовые).
Как у всех хордовых у ланцетника имеется хорда, над ней располагается нервная трубка.

К позвоночным относят:
- рыб;
- земноводных;
- пресмыкающихся;
- птиц;
- млекопитающих.

Эпиграф к уроку:
Иным достался от природы
Инстинкт пророчески- слепой-
Они им чуют, слышат воды…
Ф.И.Тютчев

Отгадывают загадку - рыба
Химерой в Древней Греции называли мифическое чудовище, имеющее голову льва, туловище козы, хвост дракона. Рыбы, которых называют химерами, получили своё название из-за того, что у первых найденных ископаемых представителей имелось своеобразное спиралевидное рыло, усаженное острыми, зазубренными по краям костными пластинками у многих химер на голове имелись причудливые отростки, возможно, позволявшие им прикрепляться друг к другу во время спаривания или игравшие роль плуга при вспахивании дна во время поиска пищи.
Сейчас на земле около30 видов химер, длина около 2метра. Живут в прибрежной зоне Атлантического, Тихого, Индийских океанов на глубине от несколько метров до 2,5 км. В водах России- в западной части Баренцева моря- очень редко встречается обыкновенная химера.
- подводная лодка, которая может легко двигаться в воде

-Различные приспособления
- бог моря
- Рыбы
- о покровах тела
- доклад ученика
- доклад ученика
Делают выводы
Работают с учебником, находят:
- из костей головы (череп);
- позвоночника;
- скелета парных и непарных плавников
(смотрят на таблицу).
Работают с учебником, находят:
Рот, ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы (печень, поджелудочная железа), анальное отверстие.
помогает рыбе погружаться вглубь или подниматься к поверхности воды (объем пузыря то увеличивается, то уменьшается).
Нервная система рыб примитивна. Отделы
Слайд № 4
Слайд № 5
Слайд № 6
Слайд № 7
Слайд № 8
Создание проблемной ситуации
Слайд № 9

Слайд № 10

Литература:
1. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. – Тула: Родничок, 1999.
2. Жукова Т.Н. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1973.
3. Лашкина Н. Игровые задания по зоологии. – «Биология», №15 2002г.
4. Молис С. С. , Молис С. А. .Активные формы и методы обучения биологии. Животные. Москва: «Просвещение», 1988.
5. Сборник загадок. Составитель М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988.
6. http://club-fish.ru/
Категория: Учителю биологии | Добавил: gusarova
Просмотров: 840 | Загрузок: 105 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz