<> конспект урока с презентацией для 5 кл. по теме Землетрясение и вулканы - Учителю биологии - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.04.2024, 11:46

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Учителю биологии [ Добавить материал ]

конспект урока с презентацией для 5 кл. по теме Землетрясение и вулканы
[ Скачать с сервера (29.3 Kb) · Скачать удаленно (98 mB) ] 05.11.2011, 23:36
Конспект урока с презентацией
учителя первой кв. категории МБОУ Базарно-Матакской гимназии им. Наби Даули Алькеевского района РТ Галимовой Р.Р. по природоведению для 5 класса

Тема: «Землетрясения и вулканы»
Цели:
1.Сформировать у учащихся представления о землетрясений и вулканов как о грозном явлении природы, причинах их возникновения; познакомить с зонами распространения землетрясений и вулканов на Земле, их предсказанием.
2.Продолжить формирование умений и навыков работы с контурными картами, физической картой полушария.
3.Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Наглядность: таблица «Вулкан», рисунки в энциклопедия школьника «Чрезвычайные ситуации» и учебнике, контурные карты, физическая карта полушария, кроссворд по теме, репродукция картины К.П.Брюллова «Последний день Помпея», химическая посуда и реактивы для опыта «Вулкан», презентация к уроку.
Ход урока:
1.Актуализация.
1.1 Короткая проверочная работа «Дополнить предложения». По выбору учителя проводиться письменно или устно.
А. Земля состоит из ядра ----, -----.
Б. Ядро состоит в основном из никеля и ------.
В. Состояние ядра -----.
Г. Твердая поверхность оболочки Земли ------.
Д. Неровности земной поверхности называют -------.
2. Изучение нового материала с использованием материала презентации по мере необходимости.
2.1 Беседа. Вопросы к классу: Что вам известно о землетрясении? Почему это явление опасно для человека?
Медленное движение земной коры для человека незаметны и безопасны. Однако земная кора может испытывать и очень быстрые подвижки – землетрясения. Землетрясения – это быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками. Землетрясения возникают из-за смещений горных пород в глубоких недрах Земли вблизи границ плит, из которых сложена земная кора и верхняя часть мантии. Мантия находится в постоянном движении. Вещество мантии твердое. Давление и температура мантии увеличиваются с глубиной. В верхней части есть слой, где вещество мантии частично расплавлено и пластично. По этому пластичному слою перемещаются твердые слои, лежащие выше. Когда края соприкасающихся плит « застревают», а затем плиты сдвигаются, возникают подземные толчки. Место, где происходит сдвиг горных пород, - это очаг землетрясения. Над очагом – эпицентр, - место наибольшего проявления землетрясения. Очаг землетрясения – подземное пространство, в котором разрываются и смещаются горные породы. От очагов через земную кору распространяются колебания, достигающие поверхности Земли. Самые сильные землетрясения происходят в эпицентре. Эпицентр землетрясения – место на земной поверхности, располагающее непосредственно над очагом. Силу землетрясения оценивают в баллах от 1 до 12. Землетрясения быстро и сильно изменяют рельеф. На поверхности Земли образуются впадины, трещины, провалы, уступы. На склонах гор сдвигаются горные породы и возникают обвалы. Изменения рельефа бывают так значительны, что после землетрясений люди часто не узнают местность. Землетрясения сопровождаются грохотом и гулом из недр Земли. По поверхности Земли бегут трещины, их ширина достигает нескольких метров. Земля ходит ходуном, образуются и исчезают пропасти, которые поглощают все, что находится на поверхности. Зачастую землетрясения сопровождаются массовыми пожарами. Во время подземных толчков жилые дома, промышленные здания, гидротехнические и транспортные сооружения повреждаются частично или полностью. Землетрясения в считанные минуты разрушают города и села, меняют облик природы, подрывают экономику государств, травмируют и убивают людей. Если над очагом землетрясения находится вода, это приводит к образованию высоких волн цунами, которые достигают берега и приносят много бед прибрежным территориям. Землетрясения происходят не только на суше, но и на дне морей и океанов (моретрясения). На Земле ежегодно происходят где-то около 100 сильных и около 1 млн небольших подземных толчков. Можно сказать, что Земля постоянно дрожит. Как и зачем изучают землетрясения? Сильные землетрясения представляют угрозу для жизни людей, их имущества и построек. За последние 4 тысячи лет от них погибло около 13 млн человек. Сейчас ежегодно гибнут десятки тысяч человек. Специальные приборы – сейсмографы ( в переводе с греческого –« пишу землетрясение») измеряют и записывают малейшие толчки. Главная задача изучения землетрясений – их предсказание (предупреждение). А это очень трудно, потому что землетрясение «рождается» в глубоких недрах Земли. Знания о землетрясениях нужны для строителей, архитекторов. Почему? Какие дома строятся в сейсмических районах? (невысокие) Здания должны выдерживать подземные толчки. Люди в основном гибнут под развалинами домов.
2.2 Работа с учебником. Беседа. (см. рис. в учебнике)
2.3 Беседа по картине художника. О чем идет речь? Угадайте?
Это одно из природных явлений. Оно названо в честь древнеримского бога огня. При этом явлении происходит излияние магмы – раскаленного вещества мантии. Посмотрите на картину. Сюжет картины К.П.Брюллова «Последний день Помпея» (1830-1833) – гибель античного города Помпея в результате действия страшного природного явления (ответ: это вулкан).
По древнему преданию, Вулкан – это мифический римский бог огня и кузнечного дела. Он устроил свою кузницу глубоко под горой на острове Вулкано к северу от Сицилии. Дым и огонь, которые порой вырывались из этой горы, свидетельствовали о том, что Вулкан раздувает гигантскими мехами свой горн, а зловещие звуки, дрожание Земли и рокот связывали с нанесением ударов молотом о наковальню.
2.3 Показ опыта «Вулкан». Взять оранжевого цвета соль бихромата калия с порошком магния и перемешать, сделать фигуру конуса. В середину конуса капнуть эфиром и поджечь горячей стеклянной палочкой. Получается эффектное возгорание с разбрызгиванием порошка оксида хрома темно-зеленого цвета. Опыт проводить на асбестовой сетке, соблюдая пожарную безопасность. Это мы сейчас только наблюдаем эффектный красивый опыт. А на самом деле в природе это грозное явление, которое сопровождается подземным гулом, взрывами, землетрясениями и ливнями. Оно связано с выходом магмы на поверхность суши или дно океана, которое называется извержением. Изливающаяся магма превращается в растекающуюся потоками лаву (лава - это магма без газов). Температура лавы может достигать 10000 градусов и более. Потоки раскаленной лавы достигают толщины 4-5 метров, средняя скорость их течения 100 км\час. Помимо лавы при извержении выбрасываются твердые обломки горных пород, газы и пары воды. Обломков часто бывает больше, чем самой лавы. Мельчайшие обломки образуют вулканический пепел. При извержении вулканический пепел и газы выбрасываются в атмосферу на высоту 15-20 км, а порой 45-50 км. Во время взрыва вулкана Святой Елены (США) в мае 1980 года облако дыма поднялось на высоту 15 км.
2.4 Работа с таблицей. Рассмотрим строение вулкана по таблице. На что похож вулкан? Что же это такое? Это огнедышащая гора. На вершине горы – чашеобразное углубление – это кратер. На дне кратера отверстие – это жерло, подводящий канал, очаг вулкана. Какие вулканы бывают? Конусовидные – склоны крутые, щитовидные – склоны пологие. Делаем выводы. Таким образом, магма – это расплавленная мантия, в переводе с греческого – тесто, месиво. Вулканы – это горы, состоящие из застывших лав и сцементированных обломков горных пород. Как и где возникают вулканы? Районы – места, где часто происходят землетрясения и вулканы называются сейсмически активными районами, образуют несколько поясов: Тихоокеанский пояс, Средиземноморско-азиатский пояс.
2.5 Работа по учебнику, стр.57, рисунок 54. Беседа.
2.6 Работа по физической карте полушария. Показать на карте сейсмически активные районы. Здесь из-за столкновения литосферных (земная кора и верхняя твердая часть мантии) плит образуются горы и происходят сильные землетрясения. Районы вулканов и землетрясений совпадают. Вулканы, которые извергались хотя бы 1 раз на памяти человечества, называются действующими( см. учебник,стр.74). Вулканы, об извержениях которых не сохранились никаких сведений, это потухшие. Например, высочайшая вершина Африки - гора Килиманджаро (найдите ее на физической карте полушарий) – это потухший вулкан. Иногда вулканы, считавшиеся потухшими, вдруг «оживают» вновь. Примером такого вулкана служит Везувий, который «спал» сотни лет и неожиданно начал извергаться в 79 году н.э., погубив расположенные рядом римские города Помпеи, Геркуланом, Стабию. Высочайшие вулканы суши – потухший вулкан Тупунгато 6887 м и действующий вулкан Антофалла 6450 м расположены в Южной Америке в горах Анды. Показать на карте. В России самый высокий вулкан – Ключевская Сопка 4750 м на Камчатке, есть вулканы на Курильских островах. Потухшие вулканы в России – это горные вершины Эльбрус, Казбек. Точное количество действующих вулканов на Земле неизвестно. На континентах и островах их насчитывают около 600. Из них - 2\3 расположены в горах и на островах вдоль побережья Тихого океана. Однако на дне океанов вулканов больше, только в Тихом океане – около 10000. Если конус вулкана возвышается над водой, то образуется вулканический остров. Например, Гавайские острова имеют вулканические происхождение. Наибольшее количество вулканов находится в Индонезии, Японии, Центральной Америке, Новой Гвинеи, Чили. Больше всего действующих вулканов расположено на Больших и Малых Зондских островах Малайского архипелага. На территории России вулканической опасности подвержены жители Камчатки, Курильских островов, Сахалина, здесь более 70 действующих вулканов. Вблизи действующих вулканов или там, где извержения происходили недавно, тепло вулканов согревает подземные воды. Когда эти воды выходят на поверхность, образуются горячие источники. Некоторые горячие источники через определенные промежутки времени выбрасывают вверх струи кипящей воды и пара. Их называют гейзерами. Название «гейзер» пришло из Исландии и в переводе означает «горячий». В настоящее время гейзеры существуют на Камчатке, на западе США (в Йеллоустонском национальном парке), в Новой Зеландии, Исландии( показать на карте). В России на полуострове Камчатка находится знаменитая Долина Гейзеров. Здесь есть маленькие гейзеры, высотой 20-30 см, есть гейзеры высотой более 100 м. Запасы горячих подземных вод огромны, люди научились их использовать. Как вы думаете, где? Долину Гейзеров посещают туристы, любуются красотой природы, воду используют для лечения разных болезней. Согретая вулканами вода отапливает дома, согревает теплицы. В некоторых странах построены электростанции, использующие горячую воду для выработки электроэнергии.
3. Практическая работа. На контурной карте отметить вулкан Ключевская Сопка.
4. Закрепление.
4.1 Работа с кроссвордом.

1.Особые по форме и составу пород горы.
2.Гора на Кавказе, потухший вулкан.
3. Излившаяся на поверхность магма.
4. Действующий вулкан на Камчатке.
5. Канал, по которому поднимается магма.
6. Горячий фонтанирующий источник.
Ответы: 1.Вулкан. 2.Эльбрус. 3.Лава. 4.Толбачинский. 5.Жерло. 6.Гейзер.
4.2 Ответить на вопросы, стр. 77.
4.3 Что мы узнали сегодня? ( делаем выводы) Беседа с учащимися.
5. Домашнее задание.
5.1 По учебнику прочитать текст на страницах 72-75, ответить на вопросы на странице 77.
5.2 В рабочей тетради нарисовать схему конусовидного вулкана и подписать.
5.3 Принести сообщения о проснувщихся вулканах, землетрясениях, происшедших в этом году.

Самый – самый.

Самый активный из ныне действующих – вулкан Килауза, он находится на острове Гавайи в Тихом океане. В его кратере диаметром 4,5 км постоянно бурлит и фонтанирует лавовое озеро, нередко лава стекает по склонам вулкана.
Самый горячий вулкан нашей планеты – Кудрявый, он расположен на острове Итуруп Южно-Курильской гряды. Температура в кратере вулкана составляет 940 градусов.
Самый высокий в мире вулкан – Мауна-Кеа, он находится на Гавайях. Его общая высота около 10000 метров. Из них 4170 метров находится над уровнем моря, а остальная часть расположена под водой.
Совокупная масса вулканического пепла, выбрасываемого в мире за год, составляет 3 миллиарда тонн. Вулканы всех стран в сутки выбрасывают в окружающую природную среду в аэрозолях: хлора 3,5 тысячи тонн, мышьяка 8 тысяч тонн, ртути 900 тонн, золота 30 тонн.
Последствия землетрясений.
Травмирование и гибель людей в результате обрушения строений, попадания людей в завалы, поражения электрическим током, газом, дымом, огнем, водой. Паника, неоправданные и опасные действия. Несвоевременная помощь пострадавшим.
Пожары в результате повреждений печей, электрических сетей, хранилищ топлива, газа, легковоспламеняющихся материалов.
Выброс радиоактивных, химически опасных и других опасных веществ в результате разрушения хранилищ, коммуникаций, технологического оборудования на объектах атомной энергетики, химической промышленности, коммунального хозяйства.
Транспортные аварии и катастрофы.
Нарушение систем жизнеобеспечения, в том числе электрических сетей, водоснабжения, канализации.

Использованная литература:
1. В.В.Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6класс. Изд. «Дрофа»,2009г.
2. Л.И.Саубанова, А.С.Тайсин. Тесты по физической географии. Изд. «Магариф», 2001г.
3. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. Изд. «Дрофа», 2002г.
4. Энциклопедия школьника под редакцией С.К.Шойгу. Москва.2006г.
Категория: Учителю биологии | Добавил: Roza2011 | Теги: урок по природоведению для 5 кл
Просмотров: 11388 | Загрузок: 2594 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 неизвестный чел  
0
И ЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТ ТТТТОООООООООООООООООООООООООООООООО ВВВВВВВВВВВВВВВССССССССЁЁЁЁ ЧИИИИИИИИИИТАААААААААААААААТЬ?!!!!!!
НИФИГАСИБЕ!!!!!

1 АННА  
0
ЭЭЭЭЭЭЭЭЭТООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООО ВСЁ ЧИТАТЬ?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz