<> Конспект урока с презентацией для 6 класса по теме Лишайники - Учителю биологии - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.04.2024, 08:41

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Учителю биологии [ Добавить материал ]

Конспект урока с презентацией для 6 класса по теме Лишайники
[ Скачать с сервера (1.46 Mb) ] 05.11.2011, 23:02
Конспект урока с презентацией
учителя первой кв. категории МБОУ Базарно-Матакской гимназии им. Наби Даули Алькеевского района РТ Галимовой Р.Р. по биологии для 6 класса
Тема: Лишайники.
Цели:
1.Выделить своеобразие организма лишайников, углублять знания о многообразии живых организмов.
2. Познакомить учащихся с особенностями строения, приспособленностью к симбиотическому образу жизни.
3. Определить их роль в природе и жизни человека.
Тип урока: урок изучения нового материала
Наглядность: таблица «Лишайники», гербарный материал с образцами различных видов лишайников (бородач, кладония, ягель, пармелия, стенная золотянка, исландский мох), микропрепараты лишайника, микроскопы, презентация к уроку.
Ход урока:
1.Актуализация.
1.1 Фронтальный опрос.
Почему водоросли относят к низшим растениям?
Чем отличаются бурые водоросли от зеленых?
Почему бурые и красные водоросли способны жить на большой глубине, чем зеленые?
Какую роль играют водоросли в природе?
Как человек использует водоросли? Что получают из морских водорослей?
Почему морские водоросли нуждаются в охране?
1.2 Индивидуальный опрос по карточкам.
Карточка 1 Сравнить строение спирогиры и улотрикса (сходство и различие).
Карточка 2 Рассказать о строении бурых водорослей (как закрепляются на субстрате?)
Карточка 3 Чем ценна морская капуста, что из нее получают?
Карточка 4 Как происходит бесполое и половое размножение улотрикса?
Карточка 5 Каково значение бурых и красных водорослей в жизни морских животных?
2. Изучение нового материала.
2.1 Лишайники, особенности их строения. Разнообразие лишайников. Рассказ учителя с элементами беседы и демонстрацией гербарной коллекции, таблицы, микропрепаратов.
Что вы знаете о лишайниках?
Много интересного таят в себе мир водорослей и грибов. Словно задавшись удивить людей, грибы, объединившись с водорослями, образовали новые растения – лишайники. Войдя в сосновый лес, каждый невольно обращает внимание на необычайный беловато – мшистый ковер. Ни один вид зеленого растения, как и один гриб, не может похвалиться владениями, простирающимися от горячих тропиков до самых суровых районов Арктики и Антарктиды. А лишайники не боятся ни сухих жарких пустынь, ни удушающих тропических испарений, ни самой злой стужи. Что же это за уникумы?
Если посмотреть под микроскопом на тонкий срез лишайника, то можно убедиться, что оно состоит из сплетений грибных бесцветных нитей, между которыми ярко зеленеют шарики зеленых водорослей. Удивительно такое содружество, рассматриваемое то как взаимно полезное сожительство, то как взаимный паразитизм. А многие даже склонны считать водоросль …пленницей гриба. Доказательством своей правоты сторонники такого взгляда считают то, что водоросль в состоянии существовать самостоятельно , тогда как гриб в одиночестве погибает. Считается, что гриб в этом тесном сообществе доставляет водорослям влагу и растворенные в ней минеральные вещества, а те, в свою очередь, перерабатывают поставленное сырье в органические вещества, которые используются и для питания гриба. Водоросль, плотно оплетенная нитями гриба, надежно защищена от иссушения.
Открыл явление двойной природы этих растений Симон Швенденер в 1867 году. Прикрепляются лишайники к субстрату пучками «щетинок», представляющими собой грибные нити. Ими они удерживаются на почве, листьях тропических деревьев и кустарников, коре древесных пород, на обнаженной или обработанной древесине, на камнях и скалах – все это разнообразнейшие экологические группы лишайников. Однако некоторые лишайники (Аспицилия съедобная, Пармелия блуждающая) кочуют как перекати- поле, при сильных ветрах могут перемещаться на большие расстояния. Встречаются в пустынях Африки, Малой Азии, Киргизии, Туркмении. Съедобные лишайники получили название «манны небесной». В голодные годы спасли многих людей от смерти. А есть и такие, что плавают в воде. Ряд видов поселяется даже на старых железных пушках в музеях под открытым небом. Другие ухитряются выживать на смоле, древесном угле, костях, оконных стеклах, фаянсе, фарфоре, коже, картоне, линолеуме, войлоке и других материалах.
2.2 Размножение лишайников.
Размножаются эти растения, рассеивая споры, которые развиваются в особых вместилищах - плодовых телах, имеющих разнообразную форму: кувшина, дисков, куполов, бородавчатых выступов. Купола имеют красную, кофейную или коричневую окраску, что придает лишайникам еще большее изящество. Они с успехом размножаются и вегетативно, «отпочковывая» от себя бугорки и различные выросты или разбрасывая вокруг порошкообразную массу. Растут лишайники очень медленно. За год увеличиваются всего на 1-8 миллиметров. Медленный рост лишайников используют для определения возраста горных пород (метод лихенометрии).
Лишайников насчитывают около 25 тысяч видов. Известны палочковидные, кустистые, листоватые, пленчатые, кучкообразные, «голые» и густо покрытые чешуйками лишайники, имеющие тело (слоевище или таллом) в виде булавы и пленки, бороды и даже «многоэтажных» башен. Наука, изучающая жизнедеятельность лишайников, называется лихенология. Основателем этой науки считается шведский ученый Эрик Ахариус.

2.3 Значение лишайников в природе и в жизни человека.
В природе часто встречается стенной лишайник, растущий в изобилии на коре деревьев, деревянных стенах, желто-рыжими пятнами покрывающий камни. Тело у него листоватое, густо покрытое мелкими оранжевыми зернышками. Это плодовое тело гриба. На древесной коре обитает литерный лишайник, плодовые тела которого причудливо расписывают кору деревьев подобием литер, очень напоминающих загадочные иероглифы. Стволы дубов часто обживаются лишайником, известным под названием «дубовый мох». Он издавна зарекомендовал себя как сырье для «промышленности красоты»: парфюмеры считают его незаменимым для отдушки пудр, приготовления различных косметических экстрактов и настоев. Ныне устаревший мужской одеколон «Шипр» также изготавливался с использованием лишайников. Особо любим был мужчинами из-за хорошо выраженного ранозаживляющего эффекта.
В Египте и Турции дубовый мох с древних пор употреблялся еще и для ароматизации хлеба. В Норвегии в неурожайные 1807-1814 гг. высушенный лишайник мололи и ели. Для нейтрализации лишайниковых кислот и смягчения горького вкуса слоевища лишайника выщелачивали в свежей древесной золе. Лишайник цетрарию в Скандинавии добавляли в муку для приготовления корабельных сухарей, чтобы улучшить их сохранность, что связано с антибиотическим действием лишайников. В Канадской Арктике листовой лишайник Umbieicara muehlenbeergii также используется как экстремальный источник пищи. Он неоднократно спасал жизни потерпевших аварию пилотов. Так, в 1972 г. Один летчик прожил в тундре 232 дня, питаясь глюкозой и слоевищами этого лишайника. Лишайники использовали в качестве добавок при производстве пива. В Южной Африке при изготовлении медового пива используют листовой лишайник пармелию Parmelia hottentotta, он придает особый вкус напитку. Некоторые виды пармелий из Индии являются важной составной частью различных приправ и продаются не только в этой стране, но и в других, в частности в Саудовской Аравии.
Лишайник, именуемый исландским мхом, часто служит человеку даже пищей. В Исландии он хорошо растет на самых сухих местах, занимаемых обычно вереском, или в редких хвойных сухих лесах. Исландский мох повсеместно распространен и у нас в зоне лесов. Его заготавливают в большом количестве как сырье для получения превосходной медицинской глюкозы.
Скалистые берега южной части Атлантического океана и стран Средиземноморья обжиты лишайниками рочеллами. Из рочеллы добывают краску орсель и лакмус. Лакмусовая бумага используется для определения реакции раствора в химических лабораториях.
На почве лишайники часто образуют скопления (заросли), в которых обитает огромное количество различных беспозвоночных животных (более 400 видов). Причем некоторые из них находят там не только убежище, но и «столовую». Используют лишайники в пищу и такие звери, как маралы, кабарги, косули, лоси, овцы, свиньи, олени. Наиболее ценный в хозяйственном отношении и давно знаменитый лишайник олений мох. Специалисты единодушно приписывают этому неказистому, приземистому растению ведущую роль в заселении субарктических и арктических территорий. Без ягеля ( оленьего мха) в тех краях нет жизни. В продолжение длинной и суровой зимы олений мох остается единственной пищей северного оленя. А ведь олень для севера – это и транспорт, и одежда, и пища, и кров. Олени, питаясь ягелем, чувствуют его запах даже через снеговой покров. Поэтому нет нужды заготавливать корм на зиму. Олень копытами раскапывает снег, оголяя ягелевое пастбище в любое время зимы. Как бы щадя своего кормильца, он откусывает лишь самые верхушки ягеля, ведь отрастает олений мох довольно медленно. Ягель растет очень медленно – 1-3 мм в год. Сейчас особо остро стоит вопрос об охране этих лишайников. Необходимо упорядоченное передвижение транспорта, регулируемый выпас оленей.
Выделяя специфические кислоты (продукт совместной деятельности водоросли и гриба), лишайники подавляют рост грибов – трутовиков, разрушающих древесину. Однако, покрывая весь ствол, они могут приносить и вред, затрудняя дыхание растений.
В медицине лишайники применяли еще древние египтяне за 2000 лет до нашей эры. Их кислоты обладают антибиотическими свойствами. Карл Линней в 1749 году упоминал о семи лекарственных видах лишайников. Например, из Пармелии скальной в то время делали тампоны для остановки кровотечения из носа, а из Кладонии готовили средство против кашля у детей.
В 50 –х годах из лишайников удалось получить препараты, с успехом применяющиеся при лечении кожных заболеваний, ожогов, послеоперационных ран. А отвар из Цетрарии исландской поднимает тонус организма, регулирует деятельность желудка, лечит заболевания дыхательных путей.
Многие лишайники являются хорошими индикаторами чистоты воздуха. Наиболее чувствительны к его загрязнению лишайники, обитают на коре деревьев. Поэтому вы их не встретите около промышленных районов, фабрик и заводов.
2.4. Лишайники – пионеры растительности.
Лишайники всегда были в числе пионеров освоения безжизненных мест и вовсе неплодородных каменных россыпей и песков. Поселившись здесь, они изо дня в день настойчиво задерживают переносимую ветром пыль, медленно. Но неуклонно наращивают тоненький слой почвы, как бы задавшись благородной целью любой ценой оживить бесплодные участки. Отмирая, лишайники увеличивают плодородный слой. Вот и выходит, что лишайники еще и своеобразные почвообразователи, кропотливо создающие условия для поселения других растений.
Выводы в конце урока. Что мы сегодня на уроке узнали?
3.Закрепление изученного материала.
3.1Отвечаем на вопросы.
Где растут лишайники?
Что представляет собой организм лишайника?
Как питаются лишайники?
Почему лишайники называют пионерами формирования растительного покрова?
Перечислить практическое значение лишайников?
-почвообразователи (отмирая, образуют перегной).
-разрушают горные породы, выделяя органические кислоты.
-являются звеном в цепи питания (ягель, исландский мох – корм для оленей).
-в их слоевище могут поселяться насекомые.
-служат индикатором чистоты воздуха.
-из некоторых видов получают индикаторы для химической промышленности и красители для шерсти.
-получают антибиотики (исландский мох, ягель, пармелия).
- из некоторых получают патоку и спирт.
3.2 Нарисовать в тетради строение лишайника и подписать.
4. Домашнее задание.
4.1 Прочитать п.13, ответить на вопросы в конце параграфа.
4.2 Узнать, какие виды лишайников встречается в нашей местности. Приготовить краткое сообщение.
Использованная литература:
1. В.В.Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М «Дрофа», 2009г.
2. Н.И.Галушкина. Поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника.6класс. Изд «Учитель», 2005г.
3. Журнал «Юный натуралист», №8, 1991г.
4. С.Ивченко. Занимательная ботаника. Смоленск «Русич» 2001г.
5. Л.Д.Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по биологии. 6 класс. Изд. «Экзамен», 2004г.
Категория: Учителю биологии | Добавил: Roza2011 | Теги: урок по биологии 6 кл., урок по биологии, урок лишайники
Просмотров: 6945 | Загрузок: 1148 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz