<> Разработка урока по анатомии Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей Романченко Р. Н. - Учителю биологии - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.04.2024, 03:33

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Учителю биологии [ Добавить материал ]

Разработка урока по анатомии Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей Романченко Р. Н.
[ Скачать с сервера (11.2 Kb) ] 30.11.2011, 17:44
Разработка урока по анатомии

Биология 8 класс

Автор: учитель биологии второй категории ООШ «Марьевская основная общеобразовательная школа» Романченко Раиса Николаевна

Тема: Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей

Образовательная цель: опираясь на ранее полученные учащимися знания, научить их характеризовать виды травм системы опоры и движения

Развивающая цель: научить оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей и понимать ее основы; продолжить формировать умения логически мыслить, придумывать и задавать вопросы

Воспитательная цель: воспитание бережного отношения к своему здоровью

Оборудование: модель скелета человека, таблицы «Строение костей», «Типы соединения костей»; бинты, косынки, простейшие шины.

Ход урока:

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания
а) Класс делится на два варианта. Первый вариант выполняет тестирование по теме: «Опорно–двигательная система». Второй вариант выбирает правильные суждения

1 вариант (выбрать и зашифровать наиболее полные ответы на вопросы)
1. Какой тканью образована кость?
2. Какие вещества придают костям гибкость и упругость?
3. Чем образован сустав?
4. Какими костями образована свободная верхняя конечность?
5. Какими костями образована свободная нижняя конечность?
6. За счет чего кость растет в толщину?
7. Какие кости образуют пояс верхней конечности?

Ответы: 1- бедро, 2 – соединительная ткань, 3 – кисть, 4 – голень, 5 – мышечная ткань, 6 – суставная сумка, 7 – стопа, 8 – суставная впадина, 9 – плечо, 10 – органические вещества, 11 – неорганические вещества, 12 – суставная головка, 13 – предплечье, 14 – надкостница, 15 – ключица, 16 – лопатка
Правильные ответы: 1 - 2; 2 -10; 3 – 6, 8, 12; 4 – 3, 9, 13; 5 – 1, 4, 7; 6 – 14; 7 – 15,16


2 вариант (выбери правильные суждения)
1. Пояс нижних конечностей состоит из крестца и практически неподвижно соединенных с ним 2 тазовых костей.
2. Такие части скелета, как череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника.
3. Пясть, предплюсна и плюсна входят в состав стопы.
4. соединения позвонков крестца между собой и костями таза – пример полуподвижного соединения костей.
5. Голень не входит в состав скелета верхних конечностей.
6. Суставная или синовиальная жидкость, находящаяся в полости сустава, действует как смазка и способствует уменьшению трения.
7. К грудине прикрепляется 12 пар ребер.
8. При длительном стоянии вследствие давления массы тела на хрящевые прослойки позвоночника длина его уменьшается.
9. Строение таза отличается от строения позвоночника, потому что кости их имеют разный химический состав.
10. Хрящи образованы эпителиальной тканью.
11.Тело трубчатой кости внутри заполнено желтым костным мозгом.
12.С возрастом соотношение минеральных и органических веществ в костях почти не меняется.
13.Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную функции.
14.Костная ткань состоит из живых клеток и межклеточного вещества.

Правильные суждения: 1,2,5,6,8,11,13,14

Учащиеся разных вариантов проверяют друг у друга работы и выставляют оценки. (На доске открываются правильные ответы и критерии оценивания)
«5» - 0 ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - 5 ошибок и более

б) Викторина для всего класса по теме «Скелет человека»

1. Сколько костей входит в скелет человека (220)
2. Какую максимальную нагрузку выдерживает кость человека (1600 кг-1800 кг, большая берцовая кость)
3. Назовите самые маленькие кости человека (Слуховые косточки: молоточек, наковальня стремечко – 0,05 г)
4. Есть ли в черепе подвижные кости. (Да. Нижняя челюсть, слуховые кости)
5. В какую сумку нельзя ничего положить? ( В суставную сумку)
6. Назовите самую длинную кость. (Бедренная)
7. Почему части кисти имеют названия «запястья», «пястья»? ( Связано с термином «5»)
8. Какой лопаткой ничего нельзя вскопать? (Лопаткой, входящей в состав плечевого
пояса)
9. Перед вами на парте предметы хозяйственного обихода – детская лопатка, ключ,
рисунок тазика, молоток, сумка, чашка – названия каких костей скелета связано с
названием этих предметов. Где эти кости располагаются в скелете?

3. Сообщение темы и цели урока

Мы поговорим сегодня о травмах опорной системы, рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать доврачебную помощь, обосновывать каждое действие.
- Запись темы урока в тетради и на доске.

4. Изучение нового материала

а) Вступительное слово учителя
Наша жизнь полна различных неожиданностей. Именно внезапно и вдруг происходят несчастные случаи. Если случилась беда и нашему здоровью угрожает опасность, как поступить? В такой ситуации мы вспоминаем о людях в белых халатах: о врачах, фельдшерах, медицинских сестрах, которые всегда готовы оказать нам помощь.

Я из профессий не подчеркиваю,
Не выбираю ни одной
Они важны все и почетны,
Они основа всех основ,
И вместо всяких предисловий
Я от души поклоны бью
Всем созидателям здоровья
За всю страну, как за семью

Конечно же, мы должны с уважением относится к тем, кто не жалея своих сил и времени всегда готов прийти к нам на помощь.

А как помочь пострадавшему во время похода, экскурсии, прогулки, находясь далеко от медицинского учреждения? Надежда только на себя и на тех людей, которые находятся с тобою рядом. И от того как они поведут себя в необычной ситуации, как грамотно окажут вам первую помощь будет зависеть ваше здоровье, а может даже жизнь. Поэтому каждый из вас, оказавшись в экстремальной обстановке должен уметь оказывать доврачебную помощь. И поэтому мы будем, сегодня с вами, прежде всего:

1. Изучать виды травм опорно-двигательной системы и их симптомы.
2. Научимся оказывать первую помощь при этих травмах.

А теперь послушайте такую ситуацию.

Прозвенел звонок с урока и на большой перемене все побежали на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки стали соревноваться, кто лучше и больше всех прыгнет через скакалку. Оля развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что – то и она упала. Ей было стыдно и очень больно. Болело колено, прихрамывая девочка, отошла в сторону. Ее подруга могла только утешить Олю. Она не знала, что делать.
- Как вы думаете, ребята, какую травму получила Оля?
- Что необходимо сделать в этом случае, ваши действия?
- А какие виды травм опорно–двигательной системы вы еще известны и всегда ли вы сами знаете, как можно помочь пострадавшему?

(В ходе обсуждения, учащиеся высказывают свое мнение, и учитель подводит их к выводу, что у них недостаточно знаний для оказания первой помощи пострадавшем).

б) А чтобы ваши знания были более полными, мы разделимся на 3 группы и будем работать с материалом учебника.
1 группа - специалисты по переломам;
2 группа – специалисты по растяжению связок;
3 группа - специалисты по вывихам специалисты по переломам

Учащиеся самостоятельно работают стекстом учебника, извлекая необходимую информацию. На доске для каждой группы записаны вопросы.

Растяжение связок Вывих Перелом
Каковы причины растяжения связок? Что такое вывих? Что называется переломом?
Перечислите симптомы этого вида травмы. Назовите признаки, по которым мы можем определить, что у пострадавшего вывих Какие виды переломов вам известны?
Какую доврачебную помощь нужно оказать пострадавшему? Перечислить меры первой помощи при вывихе Перечислите признаки, указывающие на наличие перелома.
Что нужно делать, если подвернулась нога? Чего не стоит делать при такой травме? Как нужно поступить при открытом переломе, закрытом переломе?

в) Проверка работы в группах , составление совместно с учителем памятки «Доврачебная помощь при травмах», с последующей записью ее в тетради.
1) Остановить кровотечение.
2) Не допустить возможность дальнейшего травмирования и заражения раны.
3) Ослабить боль, обеспечить неподвижность поврежденных органов и частей тела.
4) Подготовить и по необходимости, как можно быстрее, отправить пострадавшего в больницу.
(По каждому выступлению учащихся учитель обобщает их ответ)

1 группа – специалисты по переломам. Кости очень прочны, они способны выдерживать значительные нагрузки. Например, большая берцовая кость до 1600-1800 килограммов, но это только в том случае, когда скелет находится в естественном положении. При ударах, падениях направление нагрузки изменяется и не соответствует расположению костных пластинок. Кость ломается, нарушается ее целостность. Это и есть перелом. Узнать перелом несложно. При любой попытке движения конечностью пострадавший ощущает сильную боль, затем наблюдается отек, рука или нога повисает, костные отломки отчетливо проступают под кожей. Ни в коем случае не пытайтесь вправлять кости! Первое, необходимо поврежденной конечности пострадавшего придать неподвижность. В таком положении пострадавшего доставляют в медицинское учреждение. Или поврежденную руку повесить на косыночной повязке под прямым углом. Можно использовать подручные средства, прутья, досточки, их нужно обернуть мягкой тканью. Зафиксировать необходимо два сустава. Если сломана нога, то ее можно прибинтовать к здоровой ноге. Если нет бинтов, закрепите шину с помощью шарфа, рубашки, полотенца. Пострадавшего необходимо как можно быстрее доставить в больницу на носилках.

2 группа - специалисты по растяжению связок: Для того чтобы кости не выскакивали из суставов и могли совершать многообразные, точные движения, они соединены связками. Связки похожи на гибкие и упругие ремешки. Но иногда при подвертывании стопы, голени или запястья, при большом давлении на суставы руки или ноги, а также, если в суставе было совершено резкое движение, может возникнуть травма связок или растяжение. Это серьезная травма, проявляет себя болью, иногда вокруг сустава появляется синюшный отек. В первую очередь необходимо приложить холод и наложить тугую повязку.

3 группа - специалисты по вывихам: При вывихе происходит стойкое смещение суставных поверхностей. Обычно оно сопровождается и разрывом капсулы сустава. Для вывиха характерны укорочение или удлинение конечности, сильная боль в суставе, ограничение подвижности. Изменение сустава, вывихнутая кость выступает на новом необычном месте. При вывихе могут быть повреждены связки, сосуды и нервы. Вправлять вывих может только медицинский работник. Самим это делать ни в коем случае нельзя, так как неумелыми действиями можно еще больше травмировать связки, сосуды и нервы. Первая помощь заключается, прежде всего, в том, чтобы создать поврежденной конечности неподвижность. Для этого накладывается тугая повязка, чтобы уменьшить боль и отек прикладывается холод. Пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.

5. Закрепление изученного материала.
а) Практическая работа по группам Учащиеся выполняют задание, используя подручный материал и шины (металлические, фанерные), перевязочный материал. Учатся накладывать повязки

Задание для 1-й групп: Окажите первую медицинскую помощь, если при падении была сильно сдавлена грудная клетка. Свои действия обоснуйте.

Задание для 2-й группы: Окажите первую медицинскую помощь, если есть предположение, что произошел вывих плечевой кости. Свои действия обоснуйте.

Задание для 3-й группы: Окажите первую медицинскую помощь, если у вашего одноклассника произошло растяжение связок в голеностопном суставе. Свои действия обоснуйте.
б) Проверка практической работы и обсуждение правильности ее выполнения.
в) Послушайте ситуацию и предложите меры первой помощи
1.Мальчик после падения с дерева стал жаловаться на боль в плечевом суставе. Он все время поднимал больную руку и плакал. Всем было ясно, произошла травма. Какой бы вы поставили диагноз?
Ответ: Если сустав сохранил свою подвижность, при вывихе руку поднять невозможно, как и при переломе, скорее всего у пострадавшего растяжение связок или ушиб сустава, может быть повреждение суставной сумки и связок.
2. Катя и Ира, ученицы 5 класса. Когда они поднимались по школьной лестнице, чтобы пройти в школьную библиотеку, навстречу им бежали шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что случайно толкнули девочку. Ира упала и подвернула руку. От боли она заплакала, рука болела так, что, ею нельзя было пошевелить. Определите вид травмы и предложите меры первой помощи. Ответ: При вывихе суставная головка выходит из суставной ямки. Конечность не может двигаться из-за сильной боли, появляется отек. Она часто увеличивается в размерах, чего мы не наблюдаем при данной ситуации. Скорее всего, у девочки подвывих. Подвывих - не полный выход головки кости из ставной ямки. Дергать руку, пытаясь ее самостоятельно вправить, нельзя. Нужно приложить холод и обеспечить неподвижность конечности, после чего пострадавшую доставить к врачу. Учитель: К сожалению, детский травматизм в настоящее время не редкое явление. Самым распространенным его видом являются травмы полученные детьми дома, в быту. Часто несчастные случаи происходят с ребятами, когда они играют на улице. И не редки случаи, когда из-за простого баловства учащиеся травмируются в школе. При этом ребята просто не соблюдают правила техники безопасности. Помните, ребята, из-за вашей беспечности можете пострадать не только вы, но и окружающие люди.

6. Рефлексия.

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание: параграф 16, ответить на вопросы к параграфу, выучить термины.
Категория: Учителю биологии | Добавил: raisa
Просмотров: 3095 | Загрузок: 226 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz