<> Урок по биологии для 6 класса по теме Цветок - Учителю биологии - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 12.12.2024, 10:37

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Учителю биологии [ Добавить материал ]

Урок по биологии для 6 класса по теме Цветок
[ Скачать с сервера (826.0 Kb) · Скачать удаленно (3.5mB) ] 05.11.2011, 23:14
Выполнила работу учитель I кв. категории МБОУ Баз. Матакской гимназии им. Н. Даули Алькеевкого р-на РТ:Галимова Роза Рауфовна


Тема урока: Цветок и его строение.
Цели урока: продолжить формировать у учащихся знания о цветке, о генеративном органе покрытосемянных растений, познакомить учащихся со строением цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка дать представление об однополых и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование, таблицы: «Цветковое растение и его органы», «Генеративные органы растений»; цветущие комнатные растения, гербарии цветущих растений; разборные модели «Цветок вишни», «Цветок картофеля» и др. Учитель, по-возможности, может также продемонстрировать детям зафиксированные в крепком растворе натуральные цветки различных растений, проектор, компьютер, интерактивная доска.
Используемая технология: интерактивная доска, компьютер, проектор.
Учащиеся должны знать: генеративный орган растения, цветок как укороченный видоизмененный побег; венчик раздельнолепестной, венчик сростнолепестной, раздельнолистная чашечка, сростнолистная чашечка, околоцветник простой, околоцветник двойной; тычинки, пестик, тычиночная нить, пыльник, рыльце пестика, столбик, завязь, семязачатка, цветоложе, цветоножка; сидячие цветки, обоеполые и однополые цветки, тычиночные (мужские) и пестичные (женские) цветки; однодомные и двудомные растения, правильные и неправильные цветки, формула цветка.

Ход урока
I. Актуализация знаний.
Индивидуальная работа по карточкам.
Учитель вызывает трех учеников и дает им индивидуальное задания на карточках. Дети могут выполнять его у доски или сидя за свободными, первыми партами, на усмотрение учителя, или работают на интерактивной доске.

Карточка 1
1. Дайте определение: вегетативное размножение.
2. Приведите примеры природного вегетативного размножения. Для каких растений характерен этот способ вегетативного размножения?
3. Дайте подробное описание размножения корневыми черенками. Какие растения размножают таким способом.

Карточка 2
1. Дайте определение: вегетативные органы.
2. Перечислите способы вегетативного размножения растений, используемые человеком, но также встречающиеся и в природе.
3. Дайте подробное описание размножения растений прививкой. Какие растения размножают таким способом?

Карточка 3.
1. Дайте определение: генеративные органы.
2. Перечислите способы вегетативного размножения растений, которые м пользует человек и которые при этом отсутствуют в природе.
3. Дайте подробное описание размножения культурой тканей. Какие растения размножают таким способом?

Ответьте на вопросы (можно на интерактивной доске):
1.Какие органы растения называются вегетативными?
2.Что такое вегетативное размножение?
3.Какие природные способы вегетативного размножения вы знаете?
4.Каково значение вегетативного размножения для растений?
5.В чем преимущество вегетативного размножения перед семенным?
6. Какие способы вегетативного размножения, встречающиеся в природе, использует человек?
7. Какие растения чаще всего размножаются таким способом?
8. Какие из методов вегетативного размножения являются исключительно человеческим изобретением?
9. В чем преимущества и в чем недостатки метода размножения растений культурой ткани?
10. На чем основывается принцип черенкования растений?
11. Почему плодовые деревья, выращенные из семян, растут дольше и начинают позже плодоносить по сравнению с деревьями тех же пород, но размноженных вегетативным путем (прививкой или корневыми отпрысками)?

II. Изучение нового материала.
Беседа учителя с учащимися (На интерактивной доске появляются видеофильм о развитии цветка)
Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы. Мы будем творить о цветах. Подумайте, у всех ли растений образуются цветки? (Дети отвечают.) Цветки образуются только у цветковых растений. На предыдущих уроках мы часто говорили о цветковых растениях. Вспомним, какие растения называют цветковыми? (Дети отвечают.) Цветковыми называют растения, которые образуют цветки. Мы знаем, что большинство наших цветковых растений средней полосы образуют цветки практически каждую весну или каждое лето. А все ли цветковые растения цветут регулярно? (Дети отвечают.) Цветковыми растениями являются те растения, которые цветут хотя бы один раз в жизни. Какие растения могут цвести только один раз за всю жизнь? (Дети отвечают.) Например, (бамбук). После цветения бамбук погибает.
Давайте теперь вспомним, какова основная функция цветка? (Дети отвечают.) Из цветов образуются плоды, в которых созревают семена. Каким органом в связи с выполняемыми функциями является цветок? (Дети отвечают.) Цветок — генеративный (репродуктивный) орган растения.
Рассказ учителя с элементами беседы
Учитель сопровождает свой рассказ демонстрацией цветков комнатных растений, гербариев, рисунков и моделей цветков, таблиц, видеофильм о соцветиях.
Вспомните, какими разными бывают цветки различных растений. Одни из них крупные, другие мелкие. Одни собраны в пышные соцветия, а другие расположены одиночно. Тем не менее, у всех цветков можно выделить ряд общих черт. Давайте более подробно рассмотрим строение цветка.
Самая яркая и заметная часть цветка — венчик. Именно он бывает окрашен в различные цвета. Венчик состоит из лепестков. Если лепестки венчика срастаются между собой, такой венчик называют сростнолепестным. Лепестки могут срастаться на всем протяжении или только у основания. Если лепестки не срастаются, то венчик как бы состоит из отдельных лепестков. Такой венчик называют раздельнолепестным.
Давайте теперь попробуем это изобразить схематически на интерактивной доске

венчик
раздельнолепестной сростнолепестной
Лепестки не срастаются, венчик состоит из отдельных лепестков Лепесточки венчика срослись между собой на всем протяжении или частично.
Лютик, вишня, яблоня, ветреница Дурман, колокольчик, душистый табак, примула, паслен.

Основной функцией яркоокрашенного венчика чаще всего является привлечение насекомых-опылителей.
Достаточно часто случается так, что венчик окружен чашечкой, которая состоит из чашелистиков.

чашечка
раздельнолистная сростнолистная
Листочки чашечки не сросшиеся Листочки чашечки срослись между собой
герань Гвоздика, вьюн полевой

Чашечка, как правило, окрашена в зеленый цвет. Основной ее функцией является защита внутренних частей цветка.
Совокупность чашечки и венчика называют околоцветником. Если у цветка присутствует и чашечка и венчик, такой околоцветник называется двойным. Если у цветка нет разделения на чашечку и венчик (на лепестки и листочки), такой околоцветник называют простым.
Самостоятельная работа учащихся
Попробуйте самостоятельно изобразить это схематически.

околоцветник
Простой Двойной
Листочки околоцветника имеют венчиковидную форму и выполняют функции венчика Листочки околоцветника имеют чашечковидную форму и выполняют функции чашечки Присутствуют и чашечка и венчик
Лилия, тюльпан Вороний глаз Горох, примула, фиалка трехцветная, сенполия, герань

Рассказ учителя с элементами беседы
Учитель сопровождает свой рассказ демонстрацией цветков комнатных растений, гербариев, рисунков и моделей цветков, таблиц.
Если листочки околоцветника расположены таким образом, что через них можно провести несколько осей симметрии, такие цветки называют правильными. Если через цветки можно провести только одну ось симметрии, такие цветки называют неправильными.
Околоцветник получил такое название, потому что он как бы окружает основные части цветка. В чем состоит основная функция цветка? (Дети отвечают.) Цветок — генеративный орган растения, это значит, что основная функция цветка состоит в образовании плодов и семян, то есть в размножении. Но ни венчик, ни чашечка в размножении не участвуют. Поэтому основными частями цветка являются тычинки и пестик. Давайте более подробно разберем строение основных частей цветка.

1 – в разрезе во время покоя;
2 – распускание цветочной почки весной.


Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Внутри пыльников развивается и созревает пыльца, а тычиночная нить поднимает пыльник на необходимую высоту. Число тычинок в разных цветках различно.
Пестик состоит из трех частей. Верхняя часть пестика — рыльце — приспособлено для удержания на нем пыльцы. Для этого оно может быть шероховатым или на нем выделяется клейкая жидкость. Столбик служит для поднятия рыльца пестика на необходимую высоту. Нижняя, расширенная часть пестика — завязь. Внутри нее находятся семязачатки. Из семязачатков после опыления и оплодотворения образуются семена, а из завязи чаще всего образуется плод. Пестиков в цветке может быть много, но чаще встречаются цветки с одним пестиком.
Все перечисленные нами части цветка — и околоцветник, и пестик и тычинки — расположены на цветоложе. Цветоложе является продолжением цветоножки — тоненького стебелька, на котором находится цветок. Если цветок прикреплен к стеблю без цветоножки, такой цветок называют сидячим.
Цветок является укороченным видоизмененным побегом, служащим для семенного размножения. Как и любой другой побег, цветок развивается из почки. Цветоножка и цветоложе — это видоизмененный стебель, а чашечка, венчик, тычинки и пестики — видоизмененные листья.
В цветках большинства растений имеются как тычинки, так и пестики (один или несколько). Такие цветки называют обоеполыми. Но есть растения, цветки которых содержат только тычинки или только пестики. Такие цветки называют однополыми. Если в цветке находятся только тычинки, такой цветок называют тычиночным, или мужским. Графически это обозначают так: ♂. Если в цветке имеется только пестик, такие цветки являются пестичными, или женскими. Графически их обозначают так: ♀.
В дальнейшем мы часто будем обращаться к строению цветка и его частям. Для краткости обозначения всех характеристик цветка их принято записывать в виде формулы цветка. Простой околоцветник обозначается буквой О. Чашелистики буквой Ч, лепестки — Л, пестик — П, тычинки — Т. Рядом с буквой, обозначающей элемент цветка, ставится индекс, соответствующий количеству этих элементов в данном цветке. Если число элементов (например, тычинок) более 12, то пишут не их точное количество, а значок ∞. Если элементы цветка срослись, то соответствующее число сросшихся частей пишут в скобках.




III. Закрепление знаний и умений
Самостоятельная работа учащихся с учебником. Пользуясь тексом учебника (учебник Т.И. Серебряковой § 45;учебник В.А. Корчагиной § 40; учебник И.Н. Пономаревой § 23; учебник В.В. Пасечника § 28), ответьте на вопрос, какие растения являются однодомными, а какие двудомными. Приведите примеры однодомных и двудомных растений.
Зарисуйте строение цветка и подпишите его основные части.
Домашнее задание
Учебник Т.И. Серебряковой § 45.
Учебник В.А. Корчагиной § 40, 2.
Учебник И.Н. Пономаревой § 23.
Учебник В.В. Пасечника § 28.
Читать параграф, знать основные термины. Закончить выполнение рисунка.
Заполните таблицы.

Часть пестика Рисунок Значение Описание особенностей строения


Часть тычинки Рисунок Значение Описание особенностей строения


Постарайтесь расположить текст и рисунок так, чтобы текст таблицы примерно соответствовал изображению рисунка.

Типы соцветий

Название Особенности строения Пример
Простые Кисть От главной оси на цветоножках отходят
одиночные цветки Ландыш
Колос На одной оси несколько сидячих цветков Подорожник
Зонтик Цветоножки выходят из вершины оси Вишня
Корзинка Сидячие цветки на разросшемся плоском ложе соцветия Одуванчик
Головка Сидячие цветки на разросшейся круглой
оси соцветия Клевер
Початок Сидячие цветки на разросшейся удлиненной оси соцветия Кукуруза
Сложные Метелка Несколько кистей на общем стебельке Сирень, овес
Сложный колос Несколько простых колосьев на общей оси Пшеница
Сложный зонтик Несколько простых зонтиков из вершины
общей оси Морковь,
петрушка

Творческое задание. Изготовьте биологический конструктор «Cтроение цветка». Вырежьте из цветного картона или плотной цветной бумаги силуэты лепестков венчика размером примерно 2x3 см. Из зеленого картона или плотной цветной бумаги вырежьте силуэты листочков околоцветника. Из желтой или коричневой — силуэты тычинок и пестика (Вместо вырезанных из бумаги тычинок можно взять разрезанные пополам гигиенические ватные палочки. Для красоты можно покрасить их в какой-нибудь цвет). Попробуйте, смонтировав на пластилине, собрать полный и неполный веток, пестичный (женский) цветок, тычиночный (мужской) цветок.
Задание для учеников, интересующихся биологией. Рассмотрите все цветущие растения в кабинете биологии (дома, в школе). Определите какие цветки у этих растений: полные или неполные. Если цветки неполные, какие пестичные (женские) или тычиночные (мужские). Есть ли среди попавшихся вам растений двудомные? Какие? Среди всех растений выделите растения, у цветков которых простой околоцветник, двойной околоцветник. Есть ли какие-либо еще общие признаки у этих цветков? По возможности можно также рассмотреть и срезанные цветки. Составьте формулы всех цветков, которые вы рассмотрели.

Практическая работа. Строение цветка
Цели: практическое знакомство учащихся со строением цветка; укрепление знаний о строении цветка и его функциях; продолжать формировать у учащихся навык работы с натуральными объектами и навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: живые цветки любых растений (лучше всего брать крупные цветки с полным набором элементов) или влажные препараты цветков (учитель должен заранее подготовить препараты, законсервировав их в крутом соляном растворе или в спирте); лупы, пинцеты, препаровальные иглы (на каждый стол) (если работа происходит с влажными препаратами, то учащиеся получают также ванночки для влажных препаратов и бумажные салфетки).
Ход работы:
Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
1.Рассмотрите цветки или влажные препараты цветков. Определите, из каких частей состоит цветок.
2. Определите, какой околоцветник у этого цветка: простой или двойной? Если околоцветник простой, то какой вид он имеет: чашечковидный или венчиковидный? Если околоцветник двойной, определите, какая у него чашечка: раздельнолистная или сростнолистная? Какой у него венчик: раздельнолепестной или сростнолепестной? Определите количество и окраску лепестков венчика (или околоцветника, если околоцветник простой). Зарисуйте общий вид цветка и подпишите его основные части (которые видны при данном ракурсе). Подпишите название растения (спросите у учителя).
3. Правильный это цветок или неправильный? Если цветок правильный, определите сколько осей симметрии можно провести через этот цветок.
4. Рассмотрите основные части цветка. Найдите тычинки. Сосчитайте количество тычинок в данном цветке (если их более 12, точное количество тычинок указывать необязательно). Аккуратно при помощи пинцета извлеките одну тычинку из цветка. Рассмотрите ее строение. Найдите пыльник и тычиночную нить. Зарисуйте строение тычинки, укажите ее основные части.
5.Найдите пестик (или пестики). Сосчитайте их примерное количество (если их более одного). Аккуратно извлеките из цветка пестик и рассмотрите его. Найдите рыльце, столбик, завязь. Зарисуйте строение пестика и укажите его основные части.
6. Найдите и рассмотрите цветоножку и цветоложе.
7. Сделайте вывод о строении данного цветка. В выводе укажите формулу цветка.

Тест
Цветок. Строение цветка. Соцветия. Опыление
1. Двойной околоцветник состоит из:
А. венчика и лепестков В. тычинок и пестика
Б. чашечки и чашелистиков Г. чашечки и венчика
2.Цветки с простым околоцветником характерны для:
А. лилии и тюльпана В. вороньего глаза и черемухи
Б. яблони и вишни Г. тюльпана и яблони
3. Основными частями цветка, участвующими непосредственно в раз-множении, являются:
А. чашечка и венчик В. тычинки и пестик
Б. чашечка и пестик Г. тычинки и венчик
4.В раздельнополых цветках имеются
А. и тычинки и пестики В. только пестики
Б. только тычинки Г. либо тычинки, либо пестики
5. Тычинка состоит из:
A. тычиночной нити и рыльца Б. тычиночной нити и пыльника
B. тычиночной нити и столбика Г. столбика и завязи
6. Женскими цветками являются те, в которых
A. есть и тычинки и пестики Б. есть только пестики
B. есть только тычинки Г. есть либо тычинки, либо пестики
7. Обоеполые цветки характерны для:
A. ивы и лилии
Б. кукурузы и вишни
B. яблони и сливы
Г. облепихи и сирени
8. Венчик, тычинки и пестик расположены на
А. цветоножке В. завязи
Б. цветоложе Г. чашечке
9.Основной функцией венчика является:
A. защита внутренних частей цветка Б. участие в размножении
B. привлечение насекомых-опылителей Г. все перечисленное
10. Двудомными называются растения, у которых
A. на одном растении развиваются обоеполые цветки
Б. обоеполые цветки развиваются на разных растениях
B. однополые цветки развиваются на одном растении
Г. однополые цветки развиваются на разных растениях
11. Двудомными растениями являются:
А. ольха и кукуруза В. ива и вишня
Б. тыква и огурец Г. тополь и облепиха
12. Биологическое значение соцветий состоит в том, что
А. собранные в группу цветки становятся более заметными
Б. повышается вероятность попадания пыльцы на пестики
В. соцветия гораздо больше привлекают насекомых, чем одиночные цветки
Г. все перечисленное
13. В простом соцветии
A. все цветки отходят от главной оси
Б. все цветки сидячие
B. все цветки имеют цветоножки
Г. от главной оси отходят оси второго порядка
14. Соцветие кисть характерно для:
A. черемухи и ландыша Б. сирени и винограда
B. кукурузы и белокрыльника Г. астры и ромашки
15. Соцветие простой колос характерно для:
A. клевера
Б. подорожника
B. пшеницы
Г. календулы
16. Соцветие простой зонтик характерно для:
A. вишни и лука
Б. моркови и петрушки
B. борщевика и примулы
Г. тмина и лука
17. В соцветии щиток все цветки
A. находятся практически в одной плоскости
Б. имеют цветоножки одинаковой длины
B. расположены на мясистой главной оси
Г. являются сидячими (не имеют цветоножек)
18. Соцветие метелка характерно для:
А. калины и яблони В. облепихи и вишни
Б. пшеницы и кукурузы Г. сирени и винограда
19. Приспособлениями к перекрестному опылению являются:
A. тычинки короче пестиков
Б. тычинки и пестики созревают не одновременно
B. однополые цветки и двудомные растения
Г. все перечисленное
20. Ветроопыляемыми растениями являются:
A. ольха и береза Б. дуб и яблоня
B. слива и тополь Г. лещина и вишня
Ответы: 1 - Г; 2 - А; 3 - В; 4 - Г; 5 - Б; 6 - Б; 7 - В; 8 - Б; 9 – В, 10 - Г; 11 - Г, 12-Г; 13-А; 14-А; 15 - Б; 16-А; 17-А; 18 - Г; 19 – Г; 20 - А.

Литература
1. «Приложение к газете 1 сентября», 2001. - №33.
2. Проблемные задачи и вопросы по ботанике [текст]//биология в школе.-2001.-№5, 7, 8.
3. Петросова Р.А. Дидактический материал по биологии [текст]/ Р.А. Петросова. – М.: Цитадель 1997.
4. Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак Биология 6 класс. М. 2004.
5. А.А. Калинина. Поурочные разработки по биологии. 6 класс. М. 2005.
Категория: Учителю биологии | Добавил: Roza2011 | Теги: урок биология 6 кл, урок биология
Просмотров: 9196 | Загрузок: 712 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz