Родительское собрание "Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях" - Деятельность классного руководителя - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт
Педагог 21 века.ru
Методическая площадка по обмену опытом педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь. (Аристотель)
Автор Бузыкина Надежда Николаевна Место работы, должность: МОУ СОШ № 2 ГП Терек педагог-психолог Кабардино-Балкарская республика Родительское собрание для родителей учащихся средних классов. Тема: «Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях» Цель: психологическое просвещение родителей по вопросам детско-родительских отношений. Методы: лекция, анкетирование. 1. Теоретическая часть (лекция) • Взаимопонимание между детьми и родителями • Эмоциональная близость • Конфликты между родителями и детьми • Условия нормальных взаимоотношений в семье • Рекомендации психолога родителям пятиклассников 2. Практическая часть. • Анкетирование родителей. • Результаты анкетирования учащихся 5 классов
1. Теоретическая часть Отсутствие взаимопонимания, подлинно теплых и доверительных отношений с родителями – это самая большая трагедия в жизни очень многих людей. Детско-родительские отношения — двухполюсные, где на каждом из полюсов, как родителя, так и ребенка, определяется генезис и развитие общения и сотрудничества ребенка и родителей, хотя, безусловно, роли обоих участников претерпевают значительные изменения на каждой из возрастных ступеней развития. Активность ребенка в построении и развитии детско-родительских отношений и детерминации их особенностей, достаточно велика уже на ранних возрастных стадиях и кардинально возрастает в подростковом возрасте. Образ детско-родительских отношений на полюсе подростка и «глазами подростка» становится важнейшим условием их трансформации и развития. Знание особенностей восприятия подростками этих отношений, определяющих особенности общения и взаимодействия подростков с родителями позволит определить закономерности их развития, осуществить необходимую интервенцию с целью коррекционного воздействия, и оптимизации развития, планировать и реализовать соответствующие профилактические меры для предупреждения деструкции их развития. Центральное место в детско-родительских отношениях в семьях с младшими подростками занимает сфера эмоциональных отношений — принятие и эмоциональная близость. Именно процессы эмоционального взаимодействия определяют авторитетность родителя в семье и удовлетворенность детско-родительскими отношениями, а также особенности делового сотрудничества. Характер эмоционального принятия подростка родителем выступает как исходный пункт и основа развития сотрудничества и кооперации. Так, низкий уровень принятия обуславливает строгость родителя, жесткость санкций и дисциплины, выступая основой для снижения авторитетности родителя и общей удовлетворенности детско-родительскими отношениями. Высокий уровень принятия, напротив, способствует установлению согласия между родителем и подростком, делает родителя более гибким и, соответственно, мягким в воспитании, приводя к росту авторитетности родителя и удовлетворенности внутрисемейными отношениями. Эмоциональная близость, как способность к эмпатии, эмоциональному взаимопониманию и сопереживанию, выступает как условие и следствие развития продуктивного делового сотрудничества в детско-родительских отношениях, определяя характеристики типа семейного воспитания и его гармоничность. Эмоциональная близость и сотрудничество взаимообусловливают друг друга таким образом, что высокая степень эмпатии позволяет партнерам построить эффективное, личностно-ориентированное общение и сотрудничество, результатом которого, в свою очередь, становится сокращение эмоциональной дистанции и налаживание лучшего эмоционального взаимопонимания и формирования чувства «Мы». Эмоциональная близость, обеспечивая лучшее понимание, друг друга на основе сопереживания, делает родителя более последовательным и менее жестким в своей воспитательной системе, повышает удовлетворенность родительско-детскими отношениями. Д. Баумринд, определяя тип авторитетного родительства с точки зрения влияния родителя на развитие личности ребенка в семье, указывала на эмоциональное принятие ребенка и наличие обоснованной системы требований, как на основные характеристики авторитетного родителя. В нашем случае, авторитетность родителя выступает как субъективная оценочная характеристика, подразумевающая признание родительской компетентности, определяется, в первую очередь общей удовлетворенностью подростками и самим родителем их отношениями, уровнем эмоционального принятия ребенка и эмоциональной близостью, мягкостью родителя и отсутствием жестких санкций в воспитании. Авторитетность родителя в глазах младших подростков основывается не только и не столько на компетентности в деловом сотрудничестве, умении согласовывать действия и организовывать совместную деятельность, а на эмоциональной отзывчивости, сенситивности и понимании. Сама же удовлетворенность отношениями оказывается обусловленной эмоциональной близостью, принятием подростка родителем и отсутствием строгих санкций и дисциплины. Эмоциональный, а не деловой аспект отношений оказывается для младших подростков стержневым для обобщенной оценки гармоничности отношений с родителями и степени удовлетворенности ими. Эмоциональный компонент детско-родительских отношений следует рассматривать как ведущий в определении их конструктивности. Рост неудовлетворенности подростков характером эмоциональных отношений с родителями выступает как фактор риска развития и трансформации отношений в направлении обеспечения необходимого баланса автономии и эмоциональной безопасности подростков. У родителей, имеющих детей-подростков, и у самих подростков нередко возникают проблемы. Между родителями и детьми, достигшими подросткового возраста, постоянно возникают конфликты по самым разным вопросам. Конфликты между подростками и родителями в семье – очень частое встречающееся явление. Оно в определенной степени является естественным, если иметь в виду не конфликты как таковые, а порождающие их противоречия во взглядах родителей и детей. Такие конфликты обычно связаны с переходом ребенка на более высокий уровень психологического развития, с переходом от детства к взрослости. Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких отношений помогает обращение к подростку, с какими – то либо серьезными проблемами в разных делах. В это время отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение со сверстниками начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить с товарищами. Для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими людьми. Для детей это – взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками. Ведь только с их помощью подросток может успешно решить сложные внутренние проблемы, волнующие его в переходный период. Атмосфера напряженности и конфликтных семейных ситуации действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно в подростковом и юношеском возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. При этом надо помнить, что чем длительнее по времени разногласия в семье, тем сильнее их отрицательное влияние на ребенка. Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга. В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь. Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым. Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребенок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще. Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении. Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки. Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей. Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают. Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми. 2. Практическая часть Результаты анкетирования учащихся 5 классов Учащимся 5 классов была предложена следующая анкета. Анкета для детей 1. Довольны ли Вы своими взаимоотношениями с родителями? 1) да 2) нет 3) не совсем 2. Удовлетворены ли вы своим положением в семье? 1) да 2) нет 3) не совсем 3. Какую роль отводят Вам родители в семье? 1) подчиненный, 2) начальник, 3) равноправный член семьи 4. Каким тоном чаще всего разговаривают с вами ваши родители? 1)спокойным, 2)повышенным 3) по разному 5. Где Вам интереснее всего, где Вас ценят, понимают? 1) в компании друзей; 2) в школе 3) в семье; 4) нигде 6. С кем Вы можете быть откровенными: 1) ни с кем; 2) с друзьями 3) с родителями; 4) с бабушкой или дедушкой; 5) с классным руководителем; Из полученных результатов можно сделать следующие выводы. 100% учащихся 5 классов довольны своими взаимоотношениями с родителями 96,6% учащихся 5 классов удовлетворены своим положением в семье и 3,4% не совсем удовлетворены. 93,3% пятиклассников считают, что они равноправные члены семьи и 6,7% считают, что им отводится роль подчиненных. Спокойным тоном, чаще всего с детьми разговаривают в 65,2% семьях пятиклассников, у 4,5% на повышенных и у 30,3% бывает по разному. 90,9% учащихся 5 классов интереснее всего в семье, а 9,1% в компании друзей. 29,5% пятиклассников не могут ни с кем быть откровенными, 12,4% откровенней всего с друзьями и 58,1% откровеннее всего с родителями. А сейчас подумайте и ответьте. 1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком? 2. С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок? 3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами? Выберите одно из предлагаемых пиктограмм.
Анкетирование родителей Тест «Искусство воспитания» Что такое искусство воспитания? Только ли присмотр? Наставления? Или то душевное внимание, душевная близость детей и взрослых, которые любой конфликт делают разрешимыми, а дело — радостным и интересным? Предлагаем родителям лаконично ответить (да, нет, иногда, отчасти) на следующие вопросы психологического теста. Количество своих «да», «нет» и «отчасти», «иногда надо записать. Эта запись пригодится для подведения итогов: 1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? 2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли «по личным делам»? 3. Интересуются ли они вашей работой? 4. Знаете ли вы друзей ваших детей? 5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах? 6. Проверяете ли вы, как они учат уроки? 7. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения? 8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам? 9. А «детские праздники» — предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»? 10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги? 11. А телевизионные передачи и фильмы? 12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах? 13. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристских походах? 14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет? За каждое «да» испытуемые получают 2 балла, за каждое «отчасти», «иногда» — 1 балл, за «нет» — 0. Предлагается подсчитать количество набранных баллов. Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными. От 10 до 26 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены. Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
Рекомендации родителям. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты. Не думай, что ребёнок твой, он божий. Не требуй от ребёнка платы за то, что делаешь. Не вымещай на нём обиды. Что посеешь, то и пожнёшь. Не относись к его проблемам свысока. Не унижай. Не мучь себя, если не сможешь чего-то сделать для ребёнка; мучь, если можешь и не делаешь. Люби своего ребёнка любым: неталантливым, неудачным… Умей любить чужого ребёнка. Помни для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.