<> Изучение народной музыки на примере русской народной песни, её претворение в творчестве М.П. Мусоргского и в джазовой композиции Генри Манчи - Дополнительное образование - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 24.04.2024, 05:40

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Дополнительное образование [ Добавить материал ]

Изучение народной музыки на примере русской народной песни, её претворение в творчестве М.П. Мусоргского и в джазовой композиции Генри Манчи
[ Скачать с сервера (16.1 Kb) ] 19.12.2011, 19:03
Конспект открытого занятия

Автор: Вагнер Светлана Николаевна

Тема занятия: Изучение народной музыки на примере русской народной песни, её претворение в творчестве М.П. Мусоргского и в джазовой композиции Генри Манчини.

Цель занятия: Формирование вокально-хоровых навыков на примере русской народной песни, произведения М.П. Мусоргского, а также на примере джазовой композиции Г. Манчини.

Задачи занятия.

Обучающие:
Развитие вокально-хоровых навыков: певческая осанка, певческое звукоизвлечение, дыхание, артикуляция; дикция, интонация, строй, певческий ансамбль; развитие навыков многоголосного пения a caрpella; расширение музыкально-художественного кругозора детей.

Развивающие:
Развитие звукового, динамического диапазонов, работа над подвижностью голоса; развитие музыкального слуха и музыкальной памяти;

Воспитывающие:
Умение работать в коллективе, способствовать воспитанию художественного вкуса, уважительного отношения к музыке и творчеству разных эпох и народов.

Ожидаемый результат занятия по данной теме:

Воспитанники:
разовьют вокально-хоровые навыки (певческая осанка, певческое звукоизвлечение, дыхание, артикуляция, дикция, интонация, строй, навыки пения в ансамбле, навык многоголосного пения);
разовьют музыкальный слух и музыкальную память;
познакомятся с жанрами русских народных песен и их символикой;
познакомятся с музыкальным жанром «Джаз»;
разовьют исполнительские навыки (умение выразительно исполнять выученное произведение и передавать его характер);
задумаются об уважительном отношении к музыке разных культур.

Методы диагностики, используемые на данном занятии:

Анализ и словесная оценка, промежуточные и итоговое пропевание освоенного музыкального материала.
III этап — рефлексивный (контрольный)

Задача: мобилизация детей на самооценку.
Содержание:
оценка психологического состояния (насколько детям было интересно и комфортно на занятии);
оценка результативности работы (насколько дети овладели ЗУНами, и насколько они будут полезны в их дальнейшей музыкальной деятельности);
использование диагностических методик (на занятии я использую такие методы диагностики, как наблюдение, прослушивание).

IV этап — эмоционально-оценочный

Задача: дать оценку работы каждого ребёнка и коллектива в целом.
Дать оценку по результатам каждого этапа занятия.
Содержание - педагог оценивает:
насколько целесообразно то, что он делает, как всё это находит отклик в душах детей (по итогам словесного опроса);
степень увлечённости и удовлетворённости детей занятием (по итогам наблюдений в процессе занятия);
эмоциональное состояние учащихся (по заинтересованности детей тем, что они делают, по радости совместного творчества);
подведение итогов занятия.

Развёрнутый план занятия.

I этап — организационный

Задача: настрой воспитанников на деятельность.
Содержание:
пение учебно-тренировочного материала с целью настройки певческого аппарата учащихся, развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения выразительного звучания детских голосов в процессе исполнения произведений хора;
работа над унисоном (в том числе октавном), звуковедением, диапазоном (звуковым и динамическим), подвижностью голоса, дикцией;
упражнение на развитие слуха, работа над многоголосием.

II этап — основной (содержательный)

Содержание:
I. Русская народная песня — песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.
Петь – природная потребность человека. Лирические и плясовые, колыбельные и хороводные песни, причитания и былины помогали русскому народу обрести и выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его великом историческом пути.
Песней сопровождалась вся жизнь человека, в песне оценивалась и осмысливалась эта жизнь. Об этом, в частности, свидетельствуют пословицы:

Из песни слова не выкинешь.
Чьим умом живёшь, того и песню поёшь.
Не пой худой песни при добрых людях.
Беседа дорогу коротает, песня работу.

Вопрос: Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Многие слова и выражения уже не осознаются нами как символы.
Как может догадаться современный человек, что трава — символ девицы-женщины, а есть траву означает любить? Что горящая свеча символизирует страдание и болезнь, пыль — печаль; дождь служит символом слёз; нить символизирует судьбу, а завивание кудрей — символ домашнего счастья и счастья вообще… Зелёный цвет означает молодость, красоту, веселье. Дерево покрывается листьями, как человек платьем. Зелёная одежда дубровы связана с весной, светом, весельем, обновлением жизни. Зелёное платье девицы имеет отношение к её близкому замужеству.
Солнце, месяц, звезда, виноград, олени, яблоки, голуби, вещие птицы, свет, блеск, расцветающие деревья, весёлые птицы, лазоревые цветы — всё это символы счастья.
Тучи, дремучий лес, через который проезжает невеста, разрушенный дом, который она видит во сне, — символика горя. С течением времени эта символика несколько менялась.

Вопрос: какие вы знаете жанры народных песен? Приведите примеры.
Cреди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на музыкальные инструменты в храме). Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространены: струнные инструменты (балалайка, гудок, гусли), духовые инструменты (дудка, жалейка/рожок). В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны.
Такие инструменты, иногда ассоциирующиеся с русской музыкой, как баян (гармонь), мандолина, гитара, являются инструментами западноевропейского происхождения, и распространились в России сравнительно поздно (XIX—XX века).
Жанры народной музыки

Песня: Трудовая | Обрядовая (Погребальная, Свадебная) | Праздничная | Лирическая | Колыбельная | Плясовая | Пестушка | Потешка | Игровая (Зазывалка, Считалка) | Частушка | Солдатская | Календарная | Застольная
Эпическое сказание: Былина | Духовный стих | Скоморошина | Баллада

Вопрос: Каков жанр песни «Ай да, у соловушки»? (обрядовая (свадебная) песня о семейной жизни).
Свадебный обряд был не однороден по настроению: трагические песни о женской неволе и тяжкой доле чередовались с хоровыми праздничными песнями. Шла как бы борьба между трагическим и оптимистическим началом в оценке свадьбы, и побеждало последнее.

Русская народная песня «Ай да, у соловушки»

Вопросы: кто символизирует соловушку; что значит «крылья примахалися», и т.д.
Разбор музыкального материала, работа над интонацией, текстом, ансамблем, характером песни.
Хотела бы посоветовать вам прочесть замечательную книгу «Жить припеваючи...» - история русской народной песни.

Автор: Колпакова Ольга Валериевна
год - 2010
Аннотация
Эта книга посвящена песенному наследию русского народа. Чему люди учатся у богов и у природы? Как можно лечиться музыкой? О чем наши предки говорили с богами? Как создать идеальный мир на земле? Откуда приходили дед Сон и бабка Дрема? Почему невеста перед свадьбой плакала?
Книга познакомит читателей с известными исполнителями песен, причетов и былин, расскажет о плясовых и частушках, о том, как исполнялись в старину былины и сказки, чем прославились скоморохи и почему в народе столетиями хранились песни о «Голубиной книге».
Иллюстрации помогут погрузиться в народную жизнь. Русская песня станет ближе и понятнее современным читателям.

II. Народная музыка явилась основой практически всех национальных профессиональных школ (от обработок народных песен до индивидуального творчества, претворяющего фольклорное музыкальное мышление).

Мусоргский входил в состав «Могучей кучки», композиторы которой выступали за народность, реализм, национальный стиль в искусстве.
Вопрос: назовите композиторов, которые входили в состав «Могучей кучки»
Творческое содружество — Милия Алексеевича Балакирева (идеолог и руководитель), Александра Порфирьевича Бородина, Цезаря Антоновича Кюи, Модеста Петровича Мусоргского, Николая Андреевича Римского-Корсакова, сложившееся в конце 1850-х и начале 1860-х годов.
Они называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки.
Большинство композиторов «Могучей кучки» систематически записывало, изучало и разрабатывало образцы народного фольклора. Композиторы смело использовали народную песню и в симфонических, и в оперных произведениях («Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов»).
Национальное мышление Мусоргского, как композитора, сквозит и в уменье обращаться с народной песней, и в самом складе его музыки, в её мелодических, гармонических и ритмических особенностях, наконец — в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни.
В центре творчества Мусоргского — народ как «личность, одушевлённая единою идеей», важнейшие события отечественной истории, в которых с большой силой проявляются воля и суд народа.
Одновременно Мусоргский ставил своей целью воплощение «тончайших черт природы человека», создание психологических музыкальных портретов. Он стремился к самобытному, истинно национальному стилю, для которого характерны опора на русское крестьянское искусство, создание соответствующих духу этого искусства оригинальных форм драматургии, мелодии, голосоведения, гармонии и т.д.
Его мелодика — естественная, «творимая говором», т.е. вырастающая из характеристических интонаций русской речи, песни и обретающая форму, соответствующую строю чувствований данного персонажа.

М.П. Мусоргский «Песни и Пляски Смерти» - № 3 «Трепак»
Небольшой рассказ об истории создания цикла Мусоргского «Песни и Пляски Смерти», о содержании.
«Песни и пляски смерти» написаны на слова друга Мусоргского, молодого поэта Голенищева-Кутузова. Композитору были близки мрачные картины его поэзии, тягостные предчувствия, в ней заключенные.
В песне «Трепак» мысли композитора выражены наиболее выпукло, на самом простом материале: под бесхитростную мелодию трепака, под плясовой наигрыш замерзает в зимнем поле мужичок.
Колыбельная, которую смерть поет на мотив трепака, превращается в панораму событий, развернутых как подробно поставленная театральная сцена.
«Декорации» меняются в соответствии с текстом: как всегда у Мусоргского, очень богато прорисован фон действия, очень живо дана природа. Чистое поле – пустые аккорды; тучи, плывущие по небу – колышущиеся звучности. Вспышка света – аккордовый удар; летний рассвет – свирельный наигрыш; вьюга, поземка – свистящие и скользящие гаммы.
Никто из композиторов-современников, ни русских ни европейских, не мог так зримо представить происходящее скупыми инструментальными штрихами, напоминающими музыкальную графику. Краски не нужны, когда есть линия, есть черное и белое.
Основная тема предстает во многих лицах: издевательский мотив, похожий на позвякивание костей; ласковое убаюкивание, с притворно сладкими «приседаниями»; лихой перепляс, будто замирающий на зимнем ветру. Музыка, символизирующая удаль и силу молодецкую, народный трепак, танец загулявших мужиков, у Мусоргского становится знаком смерти, холодящей, подкрадывающейся, нашептывающей горемыке обманные утешения. Это ли не трагический гротеск, не горькая усмешка сквозь слезы, которая сродни романтической иронии Гейне, Шумана, Малера? Но как всегда в России, горькая ирония здесь еще горше, трагический гротеск еще трагичнее чем в просвещенной Европе: и умирающий мужичок пьян, и похоронная песенка звучит как-то буднично, подчеркнуто элементарно – жизнь людей, которых провожает такой трепак, не стоит ни гроша. Вот она, скорбь Мусоргского о родине, о ее несчастной судьбе: жизнь – пустяк, жизнь – копейка, и пусть ее, грешную, заметает зимняя поземка. Цену человеческой жизни в России в позапрошлом веке «измерил» трепак Мусоргского, и бог знает, изменилась ли она за полтораста лет…
Разбор музыкального материала, взаимосвязанная работа над интонационным строем, ансамблем, нюансами, штрихами, звуковедением, образом и характером произведения.
Слушание отрывка изучаемого произведения.
На что обратить внимание: знаки при ключе, случайные знаки, постоянная смена темпа, нюансы, штрихи, звуковедение, которое нужно отрабатывать сразу при разучивании материала, на яркую образность музыки.

Прошу обратить ваше внимание — сейчас в киосках продаётся серия «Наша история. 100 великих имён». Интересуйтесь, написано доступным языком, богато иллюстрирована.

III. Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл в зачаточном виде из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания.

Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.
Джаз возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили начиная с XVIII века и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании.
Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах.
Вопрос: Назовите известных вам джазовых композиторов? (Джордж Гершвин, Гленн Миллер и др.)

Генри Манчини— знаменитый американский дирижёр и кинокомпозитор. Написал музыку почти к 500 фильмам и телесериалам, выпустил 50 альбомов, получил за свою музыку 4 премии «Оскар», 2 «Эмми» и целых 20 «Грэмми», включая награду «За жизненный вклад»
Одна из его самых известных мелодий — «Moon River» — была исполнена Одри Хепбёрн в фильме «Завтрак у Тиффани», после чего выиграла «Оскар» за лучшую песню.
Вопрос: а какую вы знаете музыку Генри Манчини? (тема к фильму «Розовая пантера»).
Г. Манчини "Moon river”
Прослушивание и (если успею) видео-просмотр отрывка из к/ф «Завтрак у Тиффани», где звучит «Moon river”
Работа над стилем, звуком, характером исполнения, движением, текстом (английский язык).
Вопрос: Как вы думаете, для чего мы изучаем музыку, традиции, культуру других народов?
В нашем городе живут люди разных национальностей, взглядов, вероисповеданий. Умение понимать людей и принимать их со всеми особенностями — это и есть главный секрет знаменитой петербургской интеллигентности.
Сейчас в Санкт-Петербурге проживают представители почти 140 национальностей, открыт Дом национальностей на Моховой, 15.
В школах мы изучаем иностранные языки — английский, французский, немецкий, испанский и другие. Но каждый день мы общаемся с представителями многочисленных национальностей других стран. Это таджики, армяне, грузины, татары, чеченцы и т.д. Можно было бы для начала выучить слова этих народов, пусть это будут простые слова: здравствуйте, спасибо, друг и другие. И тогда мы станем чуть ближе друг к другу, сможем лучше понимать друг друга.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: овниха
Просмотров: 3598 | Загрузок: 170 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz