Методическая разработка Урока Мужества, посвященного Дню полного снятия блокады Ленинграда - Дополнительное образование - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт
Педагог 21 века.ru
Методическая площадка по обмену опытом педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь. (Аристотель)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 286 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Методическая разработка Урока Мужества "Помни нас, Россия"в форме музыкально-литературной композиции, посвященной Дню полного снятия блокады Ленинграда
Составитель: педагог дополнительного образования детей Артамонова Кира Александровна
Санкт-Петербург 2012год
Методическая разработка предназначена заместителям директора по воспитательной работе, классным руководителям, организаторам воспитательной работы, педагогам дополнительного образования, старшим вожатым, воспитателям для организации работы школьников по героико-патриотическому воспитанию в рамках дополнительного образования детей.
Целевая аудитория: Школьники; педагоги; ветераны Великой Отечественной войны; родители; представители муниципального образования, администрации района, общественных организаций.
Актуальность: Школа является тем инструментом, который вводит молодых граждан в мир нашего Отечества. И чтобы этот мир продолжал своё существование, необходимо не прерывать традиций. Многое зависит от того, сумеем ли мы достойно представить глубины русской героики. Победа 1945 года была победой и нашего народа, и нашей культуры. Воспитание патриотизма включает ряд ценностных ориентиров, это система сознательного отношения и поведения личности в интересах всего гражданского коллектива.
Основные направления героико-патриотического воспитания: - воспитание преданности Родине; - формирование уважения к труду; - формирование уважения к боевому прошлому Родины; - воспитание гуманного отношения к окружающим людям; - воспитание гражданского сознания;
Принципы патриотического воспитания: - воспитание в процессе общественной деятельности, в связи с жизнью и трудом; - использование исторического опыта защиты Отечества; - соответствие воспитательного процесса возрастным особенностям школьника; - воспитание личности в коллективе и через коллектив; - уважение к личности учащегося с разумной требовательностью и индивидуальный подход; - единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий.
Цель: развитие у школьников гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умения и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества. Задачи: - формирование, закрепление и развитие глубокого интереса к историческим событиям родной страны, города; - развитие творческих способностей воспитанников; - знакомство школьников с героическими страницами нашей Родины через антологию песен о войне, исполнение хоровых произведений о ВОВ, созданных нашими современниками. - воспитание гражданского сознания; - создание условий для формирования отношений дружбы и взаимопомощи между поколениями; - формирование у подрастающего поколения гордости за свою Родину, ее народ, историю и ратную славу, изучение и развитие интереса к героическим страницам истории Отечества; - сохранение духовного наследия старшего поколения.
Ожидаемые результаты: - осознанное чувство благодарности ветеранам за Победу и передаваемый ими опыт; - духовное и физическое совершенствование, - формирование стойкой патриотической позиции; - воспитание потребности в духовном обогащении; - общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
Представленный ниже Урок мужества проводится ежегодно в январе. Он приурочен ко дню полного освобождения г. Ленинграда от фашистской блокады.
Оборудование: 1. Мультимедийный проектор 2. Компьютер/ноутбук 3. Музыкальный инструмент (фортепиано/синтезатор) 4. Музыкальный центр 5. Микрофоны
Оформление помещения: Плакаты, рисунки, газеты, фотоальбомы, письма ветеранам, выполненные школьниками и посвященные Дню полного снятия блокады Ленинграда.
Звуковое и фоновое сопровождение: 1."Вечерняя песня" муз. В.Соловьева-Седого 2. "Ленинградский метроном", муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского 3. "Наш город" муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова 4. Secret Garden "Adagio", муз. Рольфа Ловланда 5. Разрывы снарядов 6. Мелодия из к/ф "Список Шиндлера, муз. Дж. Уильямса 7. Звучание метронома 8. Сообщение о прорыве блокады "...от советского информбюро..." 9. Мелодия Э. Мартона "Love in Venice" 10. "Санкт-Петербург" Муз. и сл. О.Кваши
Видео сопровождение: 1. Презентация 2. Видеоклип "900 дней" на песню В. Плешака, сл. М. Дахие "Ты помнишь, товарищ" 3. Видеоклип "Дорога жизни" на песню А. Розенбаума "На Дороге Жизни" Музыкально-литературная композиция, посвящённая 68-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда
До начала мероприятия звучат песни В.Соловьева-Седого "Вечерняя песня", В.Баснера "Ленинградский метроном", песни военных лет.
Ведущие: 1.Нам наше прошлое свято и дорого- Гордость победами, горечь утрат, Вечная память Защитникам города! 2.Вечная слава Спасителям города! Вечная слава тебе, Ленинград!
Видеоклип «900 дней» на песню В. Плешака "Ты помнишь, товарищ?"
Ведущие: 1.Вам, героическим защитникам Ленинграда, 2.Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города, 1.Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду, 2.Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых ,
Вместе: Посвящается!
1 ведущий Сердцем отойти давно бы надо, От блокадной стужи и тоски, Только слово хлёсткое «блокада» Вновь сжимает сердце, как тиски.
2 ведущий Сколько в жизни новых впечатлений- Впору всё прошедшее забыть, В толчее средь новых поколений, Постараться современным быть…
Чтец: Я знаю о войне лишь понаслышке, Но вновь и вновь в мои приходят сны Безусый паренёк – совсем мальчишка, Который не вернулся с той войны. Сожмётся болью сердце от печали, Хоть с той поры прошло полсотни лет, Но снится мне тревожными ночами Мой молодой, мой вечно юный дед!
Выступление хора: Песня « Я пишу о войне » (Музыка Н. Русу-Козулиной; слова В. Ларченкова)
1 ведущий К середине июля немецкие войска вышли к границам Ленинградской области. Они наступали на всех фронтах. 8 сентября 1941 года противник перерезал последнюю железную дорогу, связывающую Ленинград со страной, и блокировал город.
2 ведущий Началась героическая борьба ленинградцев в условиях блокады
Запись "Начало войны"( взрывы снарядов)
Чтец: Прорвались всё-таки. Бомбят. Горят Бадаевские склады. В огне пожаров Ленинград. Пришел он – первый день блокады. Всё ближе полчища врага, Гудят воздушные тревоги. Сегодня утром пала Мга – И все отрезаны дороги. В кольце, В осаде Ленинград… Не умолкает канонада. Опять летят. Опять бомбят. Пылает первый день блокады.
1 ведущий Блокада города и вражеские обстрелы продолжались 900 долгих дней. За это время на Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и зажигательных авиабомб, по городу фашистами было выпущено 150 тыс. снарядов.
2 ведущий На защиту Ленинграда поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения,300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.
Выступление хора: Песня « В суровый час» (Музыка Я.Дубравина; слова В.Суслова)
1 ведущий В первые месяцы блокады изменилось лицо Ленинграда. Окна магазинов и общественных зданий были закрыты предохранительными щитами.
2 ведущий В осажденном городе все скульптуры были убраны с улиц, или заложены мешками с песком – все, кроме Медного всадника, памятников полководцам Кутузову, Барклаю де Толли и Суворову.
1 ведущий Разместились на огненных позициях зенитные батареи. Город превратился в военную крепость, и все Ленинградцы от мала до велика встали на защиту своего города.
Чтец: Над Ленинградом смертная угроза… Бессонны ночи, тяжек день любой. Но мы забыли, что такое слёзы, Что называлось страхом и мольбой. Я говорю: нас, граждан Ленинграда, Не поколеблет грохот канонад, И если завтра будут баррикады – Мы не покинем наших баррикад.
1 ведущий В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941-1942 года. Вся тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. За годы блокады от голода, холода, бомбёжек и артобстрелов погибло 850 тыс. мирных жителей.
2 ведущий Для Гитлера вопрос о судьбе Ленинграда решался однозначно: город должен был подвергнуться полному уничтожению.
Чтец: В метельной ночи Ленинграда Померк Петропавловский шпиль. С твоими ветрами, блокада, Клубится морозная пыль. Склонившись под мглой снеговою, Девчонка с ведёрком пустым Чуть движется, а за Невою Клубится пожарища дым. А там, меж сугробов горбатых, Где трудно и взрослым шагать, На саночках узких ребята Везут свою мертвую мать. Везут – и за вымершим садом Их след исчезает в Снегу, А небо трясёт канонада- На месть и на гибель врагу. Сметая фашистские доты, Не молкнут Кронштадта форты! Отважная наша пехота Стоит у бессмертной черты. Ни звёздочки, ветер и темень. Лишь в сердце: ни шагу назад! Ты в сердце навек, как поэма, Мой город родной – Ленинград!
1 ведущий Блокада и дети, голод и дети – самое большое преступление фашистов перед Ленинградом и ленинградцами. Мучая голодом, убивая детей, они пытали Ленинград, дожидаясь, чтобы город сдался…
2 ведущий Но город не сдавался! Работали заводы, фабрики, помогая фронту. Рядом со взрослыми, плечом к плечу вставали дети.
Выступление хора: Песня «Мальчишки у стен Ленинграда» из к/ф "Зеленые цепочки" (Музыка И.Шварца; слова В.Коростылева)
1 ведущий Только за первую блокадную зиму голод унёс в Ленинграде 252 тыс. человек. Единственным «окном», соединившим Ленинград с «большой землёй», было Ладожское озеро. Это было очень рискованно, невероятно трудно, но другого выхода не существовало.
2 ведущий Военно-автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера, давала хрупкую надежду на подвоз продовольствия и эвакуацию. В суровых условиях по ледовой дороге было вывезено 50 тыс. ленинградцев, но многих уже нельзя было спасти. Вывозили из блокадного города и исторические ценности, и промышленное оборудование для работы в тылу. Ладожский лёд ленинградцы прозвали «Дорогой жизни».
Видеоклип «Дорога жизни» на песню А. Розенбаума "На Дороге Жизни"
Чтец: Она пролегла ледяными полями, Дорогую жизни назвали её. И жизнь пробивалась сквозь холод и пламя, Бомбёжки, метели и взломанный лёд. И с суши, и с неба её охраняли, Подходы по льду день и ночь стерегли. Дорожники трассу чинили, меняли, Как пульс Ленинграда её берегли. Она - как легенда, как песня, как знамя, У этой дороги не будет конца - Она навсегда пролегла через память, Навеки прошла через наши сердца!
Выступление хора: Песня «Ладога» (Музыка П.Краубнера; слова П.Богданова)
1 ведущий И город жил! Жил и помогал фронту, как мог, приближая долгожданную победу! Как никогда необходима была ленинградцем и пища духовная. В осаждённом городе работали библиотеки, музыкальная школа, Театр музыкальной комедии, из радиосети звучала и сводка с фронтов, и музыка, и стихи… Когда передачи заканчивались, из громкоговорителей раздавался размеренный стук ленинградского метронома. Как пульс города, он говорил ленинградцам, что город жив!
Звук метронома 1 ведущий 14 января 1944 года 2-я ударная армия генерала И.И. Федюнеского перешла в наступление с Ораниенбаумского плацдарма на Ропшу, а на следующий день от Ленинграда в направлении Красного Села двинулась 42-я армия генерала И.И. Масленникова. 20 января обе армии соединились в районе Ропши. На следующий день объединённая группировка противника была уничтожена.
2 ведущий 27 января было публично объявлено о снятии ленинградской блокады, а на берегах Невы прогремел торжественный салют!
Чтец: За залпом залп гремит салют. Ракеты в воздухе горячем Цветами пёстрыми цветут, А ленинградцы тихо плачут. Ни успокаивать пока, Ни утешать людей не надо. Их радость слишком велика- Гремит салют над Ленинградом!
Чтец: Их радость велика, но боль Заговорила и прорвалась: На праздничный салют с тобой Пол-Ленинграда не поднялось. Рыдают люди, и поют, И лиц заплаканных не прячут. Сегодня в городе салют! Сегодня ленинградцы плачут.
1 ведущий Для награждения мужественных защитников Ленинграда была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1 мая 1945 г. Городу Ленинграду было присвоено почётное звание
Чтец: Кто в город не пустил врага, Кто в смертной схватке одолел блокаду,- Тому, как высший орден дорога Медаль «За оборону Ленинграда»!
Выступление хора: Песня «Медаль за оборону Ленинграда» (Музыка Я.Дубравина; слова В.Суслова)
1 ведущий Какими бы тяжёлыми и жестокими ни казались воспоминания о войне и о блокаде, мы не вправе забывать те исторические страницы нашей Родины. Счастье грозное твоё изведав, Зная тернии твоих путей, Я клянусь тебе, клянусь, Победа, За себя и всех своих друзей,- Я клянусь, что в жизни нашей новой Мы не позабудем ничего: Ни народной драгоценной крови, Пролитой за это торжество,
2 ведущий Ни твоих бессмертных ратных буден, Ни суровых праздников твоих, Ни твоих приказов не забудем, Но во всём достойны будем их!
Выступление хора: Песня « Давным-давно была война» из к/ф "Командир счастливой "Щуки" (Музыка А.Зацепина; слова Л.Дербенёва)
1 ведущий Вам, ветераны, и всем тем, кто защищал ценою своей жизни наш город, наше будущее - низкий поклон! Мы благодарны Вам за нашу спокойную и безоблачную жизнь, Ваш подвиг всегда будет для нас примером! И мы очень рады видеть Вас в нашей школе. Здоровья вам и долгих-долгих лет!
Выступление хора: Песня «Прадедушка» (Музыка А.Ермолова; слова М.Загота)
Ответное слово ветеранов Великой Отечественной войны, представителей муниципального образования, гостей.
Звучат песни о Ленинграде и Санкт-Петербурге.
Вокально-хоровой репертуар 1. « Я пишу о войне » Музыка Н.Русу-Козулиной; слова В.Ларченкова 2. « В суровый час» Музыка Я.Дубравина; слова В.Суслова 3. «Мальчишки у стен Ленинграда» из к/ф "Зеленые цепочки" Музыка И.Шварца; слова В.Коростылева 4. «Ладога» Музыка П. Краубнера; слова П.Богданова 5. «Медаль за оборону Ленинграда» Музыка Я.Добрынина; слова В.Суслова 6. « Давным-давно была война» из к/ф "Командир счастливой "Щуки" Музыка А. Зацепина, слова Л. Дербенева 7. «Прадедушка» Музыка А.Ермолова, слова М.Загота