<> «Музыкальные занятия – составная часть в развитии творческих способностей детей» - Дополнительное образование - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 26.04.2024, 09:37

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Дополнительное образование [ Добавить материал ]

«Музыкальные занятия – составная часть в развитии творческих способностей детей»
[ Скачать с сервера (33.1 Kb) ] 20.12.2011, 21:40
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение
II. Музыка в развитии творческих способностей
III. Творчество на занятиях фортепиано
IV. Заключение
V. Список литературы

ВВЕДЕНИЕ.
Во все исторические времена и любому просвещённому государству нужны были люди способные развивать науку и искусство, способствовать техническому прогрессу и управлять государственными процессами, люди способные творчески мыслить, принимать смелые нестандартные решения.
Педагог – энтузиаст М.Щетинин коренной недостаток образования видел в том, что «школа сосредоточила свои силы на знаниях, умениях и навыках. При этом многие не понимают, что главная задача заключается в развитии личности до высот талантов».
Несомненно, что талант проявляет себя, прежде всего в творчестве, а творчество невозможно без участия таланта и высокоразвитого мышления. Мы зачастую можем наблюдать, что успешные выпускники школ, получив солидный багаж знаний, оказываются беспомощными перед решением каких-либо проблем, умением принять нестандартное, яркое, смелое решение. Развивая мышление, мы одновременно развиваем творческие способности детей.

II. МУЗЫКА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Творчество – процесс сугубо индивидуальный, в большой степени спонтанный, в котором решающие моменты принадлежат чувствам, интуиции, фантазии, воображению, мечте.
В своей книге «Современный урок музыки» Е.А.Смолина выявила 10 составляющих творческого процесса:
1. Цельность восприятия.
2. Оригинальность мышления.
3. Гибкость, вариативность мышления.
4. Способность выдавать несколько разнообразных идей.
5. Способность ассоциировать отдалённые понятия.
6. Память.
7. Интуиция.
8. Способность к открытию.
9. Способность к оценочным действиям.
10. Воображение или фантазия.
По своей способности вызывать в человеке фантазию искусство занимает, безусловно, первое место среди всего многообразия элементов воспитания человека, а занятия музыкой располагают возможностями для созидания, развития, самореализации личности ребёнка, так как музыка- это синтез творческой деятельности композитора, педагога и ученика, где ведущее значение приобретает творческий потенциал ученика. Недостаточно научить ребёнка каким-то музыкальным знаниям и навыкам, важно пробудить его творческую активность и необходимость в постоянном общении с музыкой.
В музыкальном творчестве ведущую роль играют сочетание эмоциональности и мышления конкретного и абстрактного, логики и интуиции, фантазии и приобретённых навыков. Творческие способности есть у каждого ребёнка, нужно только их раскрыть и развить.
Система творческого воспитания требует индивидуализации путей работы с учениками. Каждую личность характеризует неповторимое сочетание свойств и качеств врождённых и приобретённых, и, только используя естественные особенности ученика, педагог может осуществлять воздействие и воспитать художественную индивидуальность.
Известный музыкант-просветитель Б. Яворский писал: «В процессе детского развития все формы проявления творческой инициативы чрезвычайно ценны. Но…особенно дорого музыкальное творчество. Ибо ценность его не в самой «продукции», а в процессе овладения музыкальной речью. Именно музыкальное творчество яснее показательнее других вскрывает процесс развития музыкального мышления».
Одним из признаков гармонично развивающегося музыкального мышления является способность исполнителя – ученика на всех этапах обучения создавать замысел будущей интерпретации. Создавать, естественно, не без участия педагога, но и не только благодаря ему. Чувственное познание художественного произведения начинается с живой эмоциональной реакции на музыку. И здесь важным этапом является умение ребёнка составить своё мнение об услышанном произведении, найти яркие образы, ассоциировать услышанный музыкальный образ с другими видами искусства (литературой, живописью, танцами), проанализировать его стиль и создать свою «программу» этого произведения будь то пьеса, чьё авторское название направляет фантазию ребёнка или этюд, который просто так играть неинтересно, а, задав ему программу, расцветив его в цвета своего воображения можно создать яркую картинку, например, «Лесного ручья» или «Соревнования букашек» и так бесконечно, так как, сколько учеников будут исполнять одно и то же произведение столько образов они создадут.
В процессе создания музыкального образа мы используем другие виды искусства:
- литературу (подбираем стихи или отрывки из прозы);
- изобразительное искусство (ученики охотно создают зрительный образ услышанного);
- танец, пантомиму (изображаем движения животных или определяем танцевальный стиль и танцуем вальс или польку и т.д.). Так создаётся ассоциативная связь между музыкой и другими видами искусства.

III. ТВОРЧЕСТВО НА ЗАНЯТИЯХ ФОРТЕПИАНО

Необходимо стимулировать у детей способность к импровизации. Когда ребёнок рассказывает о чём-то увиденном или пережитом им самим, мы видим, как он оживлён и воодушевлён, и наоборот, как он внутренне скован, повторяя что-либо заученное механически и не заинтересовавшее его.
Импровизации бывают мелодические (вокальные и инструментальные), ритмические и пластические. Иногда импровизации связаны с играми и творческими заданиями, иногда выступают в качестве самостоятельной формы деятельности.
В самом начале занятий на фортепиано в так называемом доигровом периоде используются простейшие импровизации. Так, например, изучая регистры мы просим ребёнка изобразить на инструменте «медведя» или «слона» (кто что придумает) в нижнем регистре, «лисичку» или «кошечку» в среднем регистре, «птичку» или «комарика» в верхнем регистре и так далее… Так вырабатывается ассоциативное мышление. А как неинтересно просто так прикасаться к инструменту, начиная ставить пальчики, но, если дать каждому упражнению название, то и пальчик сразу по-другому встанет. Кстати, название упражнения хорошо придумывать вместе с учеником, во-первых, развивая его фантазию, а во-вторых, исходя из его индивидуального восприятия того или иного движения.

и.т.д.

Так, например одно и то же упражнение один ребёнок назовёт «Радуга», другой «Бабочка», третий «Полетаем», четвёртый «Кузнечик» и т.д. и т.д. А если один и тот же ученик исполняет это упражнение под разными названиями – это уже импровизация, так как с каждым названием приходит и новое ощущение прикосновение к клавишам. Первые упражнения, которые ребёнок осваивает на инструменте, достаточно однообразны. Игра одной и той же монотонной попевки может быстро надоесть, поэтому мы на занятиях сами сочиняем попевки, импровизируем, подбирая текст, меняя ритм, меняя характер исполнения, тем самым, способствуя не только выработке навыка правильного прикосновения к инструменту, но и умению разнообразить ритмический рисунок, да и просто умению фантазировать. Хорошо с самого начала учиться транспонировать, а транспонирование ассоциировать с цветовой гаммой. Следует уделить также внимание и выразительности исполнения, т.е. прикосновению к инструменту в различном характере – «ласково» или «сердито», «грустно, печально» или «бодро, весело» и т.д. Это организует слух ребёнка, не давая ему играть просто механически, а постоянно будя его фантазию и воображение.
К одной из самых успешных форм развития творческого мышления относятся задания на сочинение мелодий. Эти задания направлены на жанровую и ладотональную определённость.
Например, сочиняем пьеску о «Кошечке». Кошечка может быть игривой, пушистой, весёлой – в Мажоре, и грустной, заболевшей, скучающей в отсутствие своего маленького хозяина – в миноре. Или сочиняем сказку о путешествии по разным странам мира. Подбираем «Во поле берёза стояла» (или другую знакомую русскую народную песню). Это Россия, хоровод, берёзовые рощи, красивые сарафаны и расписные игрушки и т.д. Сыграли любое сочетание звуков на чёрных клавишах – и мы уже в Китае, стране красивых вееров, фантастических драконов, волшебных фонариков. Поиграли на маракасах, похлопали в ладоши, постучали по любому предмету (под аккомпанемент) – и мы уже в Африке с крокодилами, бегемотами, жирафами и банановыми пальмами.
Простор для фантазии поистине безграничен. Главное, исходить от индивидуальных особенностей ученика, его темперамента, его кругозора и любознательности. Один ребёнок любит всё делать сам, он так и переполнен идеями, а другой любит больше послушать, поанализировать, порассуждать на тему услышанного.
Замечательной формой импровизации является сочинение вариаций на заданную тему.
1. Сочиняем простейшую тему на пять звуков.

2. Подбираем текст, даём название. Играем в Мажоре. «Ласковое солнышко».

Вот и сол – ныш – ко взош – ло, ста – ло яс – но и теп – ло.

3. Играем в миноре. Изменяем текст.

Вот и сол – ныш – ко за - шло, ста – ло груст – но и тем – но.

4. Подбираем простейший гармонический аккомпанемент в мажоре и в миноре.

5. Изменяем аккомпанемент с гармонического на различные варианты разложенного (в мажоре и в миноре).

6. Изменяем ритм мелодии и изменяем текст в соответствии с новым характером сочинения.

Вот и сол – ныш – ко вста – ет, мы и дем в ной по-ход

7. Переносим мелодию из регистра в регистр, изменяя текст и характер сочинения.
В контроктаве: Веселись лесной народ,
Мишки водят хоровод.

В большой октаве: Веселись лесной народ,
Волки водят хоровод.

В малой октаве: Веселись лесной народ,
Лисы водят хоровод.

В первой октаве: Веселись лесной народ,
Зайцы водят хоровод.

Во второй октаве: Веселись лесной народ,
Белки водят хоровод.

В третьей октаве: Веселись лесной народ,
Птички водят хоровод.

8. Усложняем мелодию, используя более мелкие длительности (в мажоре и в миноре).

и.т.д.

Таким образом, используя различные приёмы, мы развиваем мышление ребёнка, пробуждаем его фантазию, направляем его творческую деятельность.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Б.Асафьев в статьях о музыкальном просвещении и образовании писал: «Единственным выходом, по существу оздоравливающим музыкальный детский инстинкт, является вызывание творческого дара: способности изобретения и комбинирования материала. Никто на «ремесло» композитора не покушается… Воспитывать же музыкально-творческие навыки следует, во-первых, потому, что каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить всё хорошее, что делается в этой сфере, с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Л.Баренбойм. «Музыкальная педагогика и исполнительство». Музыка. 1974.
2. М.Курбатов. «Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано» Музыка. 1989.
3. Е.Смолина. «Современный урок музыки». Ярославль. Академия развития. 2006
4. Е.Юдина, В.Сиренко «Поурочно-методические разработки по музыке». Москва. Владос. 2002.
5. О.Шульпяков. «Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя». СПб. Композитор. 2005.
6. Б.Яворский. «Воспоминания, статьи, письма».
Категория: Дополнительное образование | Добавил: овниха
Просмотров: 965 | Загрузок: 98 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 risyJowcoicy  
0
http://rurip.ru/ - rurip.ru

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz