ГОУ Республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для детей , воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Программа дополнительного образования драмкружка « Юные таланты »
Составила : учитель русского языка и литературы Зайцева С.И.
Актуальность В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях. Роль и место данного курса. Особое значение театральное творчество приобретает в связи с изучением национальной культуры. Оно не только помогает развить с помощью игры наблюдательность, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте, обучить особенностям сценического воображения, но и открывает перед учащимися возможность соприкоснуться с национальной культурой, знакомит с творчеством драматургов и писателей. Каждый учитель- режиссер, создает свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы и способную обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования. Как говорил К.С. Станиславский: "…мало изучить "систему”, надо на ее основе придумать свою”. Я предлагаю вам свою систему воспитания и обучения через школьный театр. Театр - это искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой и т.д. Привлечение школьников-кружковцев к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей. Основное содержание занятий театрального коллектива составляет работа по сценическому воплощению пьесы. Она строится на основе принципов реалистического театрального искусства. Это необходимое условие для решения всего комплекса художественно-воспитательных задач. Необходимо помочь школьникам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом. Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями жизни. Важно развивать у учеников интерес к таким сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь. Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, так как прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы. Пояснительная записка Программа драматического кружка ориентирована на формирование думающего, чувствующего, любящего и активного человека. Сверхзадачей является развитие личности каждого ребенка. Программа создана для школьника 12 – 16 лет и рассчитана на 3 года обучения. Именно в течение этого времени кружковцы получат необходимые теоретические и практические навыки. С помощью педагога юные артисты работают над своими ролями , со словом , его произнесением и звучанием , чистотой интонации , ясной артикуляцией , мимикой, точностью ритмического рисунка , находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному согласию учителя и учащихся. Занятия кружка способствуют раскрытию и активизации своеобразия , самобытности , самостоятельности каждого ребенка . Этой задачи раскрытия «Я» личности учащегося служат игровые исполнительские задания , где могут быть разные варианты исполнения , и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой. При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений.
Цель: приобщение учащихся к театральному искусству, обогащение духовных потребностей ребенка, развитие его творческой активности. Задачи: пробудить эстетическое чувство и творческое начало; освоить необходимые навыки актерской техники; развить умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой эмоциональный отклик; развить природные детские способности ребят: фантазию, воображение, внимание, контактность.
Формы и методы работы. Занятия драмкружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, в том числе и о традициях, методах и формах национального сценического мастерства. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение выставок местных художников, национального театра. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены, в том числе актеров марийских и русских театров. Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского и марийского
театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра . Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев. Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы. Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин ,и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям. Методические рекомендации. Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий. На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям. Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному. Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.
Обучение по данной программе рассчитано на 3 года.
Ожидаемые результаты: ЧЕМУ НАУЧИЛ ТЕАТР МОИХ РЕБЯТ? Именно этот вопрос я задам себе в конце года. Подросли мои ученики. Хорошие ребята: добрые, чуткие, искренние, доверчивые, впрочем, как и многие дети этого возраста. Рано делать далеко идущие выводы, но стоит подумать. Выполнила ли я цель, которую ставила в начале своей работы: воспитать развитую личность, раскрыть у каждого ребенка дремлющие способности? На занятиях кружка дети пробовали свои силы в разных ролях: актера, режиссера, художника, музыканта. Конечно, наш кружок не ставит цель растить будущих актеров, художников или писателей. Но я полностью согласна с мнением ученого-психолога Л.С. Выготского: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!". Занятия драматическим искусством, в силу своей специфики, создают предпосылки для многостороннего развития личности ребенка, развивают внимание, мышление, память, самостоятельность, расширяют знания, оттачивают речь, прививают любовь к литературе, национальному искусству, повышают общую культуру ребят. Наши дети не теряют свободное время зря, их досуг содержателен. В театральном кружке дети получают уникальную возможность самовыражения и самопознания.
Тема 1. Групповые этюды на сюжеты известных литературных произведений марийских и русских писателей. Этюды и упражнения с более развернутым текстом на развитие образных представлений (видений). Вспомнить, мысленно представить, как можно конкретнее и точнее обстановку собственной комнаты, комнаты товарища, дорогу от школы до дома и рассказать об этом так, чтобы все слушающие хорошо представили себе описываемую картину и по требованию педагога смогли рассказать об услышанном, видя все своим внутренним взором. То же задание выполнить с более активной задачей: рассказать о дороге от школы до дому не только для того, чтобы слушающие все ясно представили себе, но и чтобы убедить ребят приехать в гости (скажем, на новую квартиру, где они еще не были), доказать, что ехать туда несложно. Уговорить подругу поехать летом в колхоз (увлечь картиной дружной работы наравне со взрослыми; возможностью наблюдать восход солнца; удовольствием купаться на рассвете и т.п.). Удивить товарищей рассказом о необыкновенной встрече. Требование:
«В сценических условиях слышать - это значит видеть то, о чем говорят, а говорить - значит рисовать зрительные образы» (К. Станиславский). В построении парных и групповых этюдов на общение следует добиваться активного действия и противодействия, т.е. столкновения и разрешения предложенного конфликта. Работа над сюжетом очень полезна для развития творческого воображения учащихся; в то же время она является и непосредственной подготовкой к работе над пьесой.
Тема 2. Работа над спектаклем. Музыкальная гостиная ,посвящённая 110летию С.А.Есенина «Шаганэ,ты моя Шаганэ» Требование: Цель подобных импровизаций - помочь ученикам практически, в действии, выявить смысловую суть отдельных событий, изображенных в спектакле, ввести исполнителей в атмосферу , пробудить творческую фантазию. 2. Работа над отдельными эпизодами и событиями в условиях примерной выгородки. Повторная читка отдельных эпизодов с целью уточнения их смысловой сути и определения последовательной линии поведения каждого персонажа (в данном эпизоде). Освоение в действии последовательной линии поведения героя в данном эпизоде (в этюдном плане). Последующая работа над текстом спектакля, повторное чтение и логический разбор текста, уточнение подтекста, особенностей речевой характеристики героев, уточнение и развитие образных представлений (видений) на основе текста и подтекста роли.
Тема 3. Работа над отдельными картинами . Воспроизведение последовательного ряда событий в уточненной выгородке или готовой декорации. Прогонные репетиции картин, актов, всего спектакля. Закрепление мизансцен. Закрепление и проверка художественно-постановочной стороны спектакля - оформления, костюмов, света и т.д. Монтировочные репетиции (без исполнителей и с исполнителями). Генеральные репетиции всей пьесы и их обсуждение в коллективе.
Тема 4. Воспроизведение в действии целых картин. Уточнение и проверка на основе авторского текста. Уточнение и проверка на основе авторского текста намерений персонажей, мотивов их поведения, предлагаемых обстоятельств, действенных задач; создание у детей на основе текста пьесы конкретных образных представлений. Практическое закрепление и проверка логики поведения персонажей в живом действии и взаимодействии исполнителей. Работа над словом. Требование: давать детям заучивать текст роли наизусть на начальных этапах работы не надо. Приучая их периодически рассказывать о линии своих действий по роли, обогащая их воображение, привлекая внимание к особенностям авторского текста, выразительному значению тех или иных определений, сравнений, эпитетов, к стилевому своеобразию языка действующих лиц, руководитель таким путем подводит исполнителей к точному авторскому тексту. Параллельная работа над оформлением. Репетиции с деталями декораций. Проигрывание пьесы целиком, с включением готового оформления, музыки. Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии действия пьесы и закрепление последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций все пьесы. Установление порядка перестановки деталей декораций, выделение ответственных за перестановку. Показ спектакля зрителям. Обсуждение итогов работы. Тема 5. Заключительные занятия. Подведение итогов. Подготовка альбома или стендов с рисунками, сочинениями и т.п., отражающими работу кружка над пьесой и спектаклем. Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом. Тематический план работы драматического кружка на 2010-2011уч.год
№ Наименование тем Оборудование Литература Дата 1. Вводное занятие: Групповые этюды на сюжеты известных литературных произведений марийских и русских писателей. Аудиозапись,сборники текстов. Произведения С.Г.Чавайна, В.Жуковского.
октябрь 2. Музыкальная гостиная ,посвящённая 110летию С.А.Есенина «Шаганэ,ты моя Шаганэ» Компьютер,диск,аудио-запись Песен на стихи поэта. Сборники стихов. октябрь 3. Работа над отдельными картинами . Воспроизведение последовательного ряда событий в уточненной выгородке или готовой декорации. Компьютер, ноябрь 4. Знакомство с марийской сказкой –поэмой «Муравьиная свадьба» Презентация «Марийские сказки» Сборник сказок ноябрь 5. Распределение ролей сказки.Исценировка. декабрь
6. Изготовление декораций к сказке. Ножницы,клей,двухсторон-ний скотч,ткань. Пособие по изготовлению декораций. декабрь 7. Репетиция сказки. Першут «Муравьинаясвадьб» январь 9. Знакомство со спекталем «Защитники Отечества» Ножницы,клей,двухсторонний скотч,ткань. А.Шумилова-спектакль для детей. февраль
10. Репетиция , подготовка декораций. Ножницы,клей,двухсторонний скотч,ткань. А.Шумилова-спектакль для детей. февраль
11. Изготовление декораций к спектаклю. Ножницы,клей,двухсторонний скотч,ткань. Шуршаков М. «Умелые руки» март
12. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций . Установление порядка перестановки деталей декораций, выделение ответственных за перестановку.Показ спектакля.
---------------------------------
март 13. У войны не женское лицо (литературно-музыкальная композиция)
апрель 14. Репетиция , исценировка ролей. Сборник военных текстов апрель
15
Анализ и устранение недочётов в постановке.Изготовление декораций. Показ композиции на концерте к 9 мая. Участие в школьном фестивале Апрель
Май Май
Тематический план работы драматического кружка на 2011-2012 уч.год
№ Наименование тем Оборудование Литература Дата
1. Школьные истории. Мини-спектакль для школьного дидактического театра
Сборник школьного театра. октябрь 2. Репетиция ролей. Паров С. «Вживаемся в образ» октябрь 3. Изготовление декораций,костюмов.Репетиция. Фанера,ножницы,клей,бумага. ноябрь 4. Постановка игрового спектакля «У Лукоморья»
Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» ноябрь 5. Репетиция,изготовление костюмов. декабрь 6. Отзывы на игровой спектакль . Бумага,ручка,цветные карандаши. декабрь
7.
Показ спектакля на новогоднем маскараде. декабрь
8.
Знакомство с марийской сказкой «Солдатские проделки» Марийский фольклор. январь
я
9.
Изготовление декораций к сказке. Мишин Т. «Театральные декорации» январь
10.
Репетиция сказки. аудиозаписи Сборник сказок. февраль
11.
Показ сказки на 23 февраля февраль
12. Сочинение-репортаж на тему:Самый дорогой человек на свете. Примеры сочинений,словарь март
13.
Мини-спектакль «Весенняя капель» Презентация для показа на компьютере. апрель
14.
Изучение действующих лиц,репетиция ролей. апрель
15.
Показ сказки. май
16.
Показ сказки в средней школе. май
Литература
1. Мочалов в роли Гамлета. В сб.: Белинский о драме и театре. М.-Л., 1999г с.241-251.
2. Горчаков Н. Режиссерские уроки К. С. Станиславского. М., 1989г.
3. Режиссерские уроки Евг. Б. Вахтангова. М. 1998.
4. Гончаров А. Режиссерские тетради. М., 1980.
5. Голубовский Б. Место работы — театр. М., 2005г.
6. Завадский Ю. Рождение спектакля. М., 2006г.
7. Мейерхольд Вс. Статьи, письма, речи, беседы. М., 2007г, т. 1, 2.
8. Немирович-Данченко Вл. Театральное наследие. М., 1998г
9. Русский драматический театр. М., 2009г. 10. Таиров А. О театре. М., 1999г.