<> Работа над художественным образом в полифоническом произведении (на примере произведения Карла Филиппа Эммануила Баха «Весна») - Дополнительное образование - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 07.05.2024, 06:50

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Дополнительное образование [ Добавить материал ]

Работа над художественным образом в полифоническом произведении (на примере произведения Карла Филиппа Эммануила Баха «Весна»)
[ Скачать с сервера (7.6 Kb) ] 13.12.2011, 11:40
Конспект открытого занятия по фортепиано
с использованием электронных образовательных ресурсов

Автор: Пикалева Н.П.
Тема занятия:

«Работа над художественным образом в полифоническом произведении
(на примере произведения Карла Филиппа Эммануила Баха «Весна»)

Электронные образовательные ресурсы, использованные на занятии:
1. Компьютерная презентация со слайдами, отражающими содержание этапов занятия.
2. Аудио запись произведения «Весна» А. Вивальди в исполнении камерного оркестра «Виртуозы Москвы».
3. Аудио запись произведения «Весной» Э. Грига в исполнении Э. Грига и М.Плетнёва

Слайд № 1. Картина весны

Цель занятия — приобщение ребёнка к старинной клавирной полифонической музыке, развитие образного мышления и творческого воображения учащегося.

Слайд № 2. Цель и задачи занятия

Задачи
Обучающие - знакомство ребенка с полифоническим произведением, работа над полифонией, фразировкой, динамическим разнообразием.
Развивающие - расширение музыкального кругозора, развитие полифонического и тембрового слуха, образного мышления, творческого воображения.
Воспитательные — воспитание любви к старинной полифонической музыке, трудолюбия, усидчивости, внимания, художественного вкуса.

Актуальность темы: «Весна» К.Ф.Э. Баха занимает почётное место в детском фортепианном репертуаре. На примере этого произведения можно очень много рассказать детям о старинной полифонической музыке эпохи сентиментализма. Сложность данного произведения состоит в его полифонии, технических трудностях и убедительном создании ясного художественного образа.

Содержание занятия

1.Краткий рассказ учащемуся о биографии К.Ф.Э. Баха и времени, в котором жил и творил композитор.
Карл Филипп Эмануэль Бах (немецкий композитор 1714-1788) — это второй сын Иоганна Себастьяна Баха, ставший самым знаменитым композитором после своего отца из семейства Бахов в XVIII веке.

Слайд № 3. Портреты семьи Бахов

Почти 30 лет в качестве придворного клавесиниста он состоял на службе у прусского короля Фридриха II. Огромное влияние на него оказал период "бури и натиска», распространённый в немецкой литературе и искусстве того времени. Стилистически творчество композитора можно отнести к переходному периоду от эпохи барокко к классицизму. Перу К.Ф.Э. принадлежат около тысячи произведений в различных жанрах, в том числе симфонии, концерты для клавира с оркестром, многочисленные сонаты для клавира. Они оказали большое влияние на становление стиля Й. Гайдна. Он является автором знаменитого трактата «Опыт об истинном искусстве игры на клавире» (1753-1762).

Слайд № 3. Портрет К.Ф.Э. Баха

2.Разбор строения и художественного образа клавирного произведения «Весна»
Это произведение — яркий пример программной музыки, хорошо знакомой детям с самых первых шагов обучения. Необычность и ценность «Весны» - её промежуточное положение между старинными танцами (бурре, менуэт) и сонатинами и дивертисментами Моцарта и Гайдна.

Для знакомства с произведением педагог исполняет его учащемуся.

Слайд № 4. портреты Моцарта. Картинки бурре и менуэта

Весна — пробуждение природы, которое благотворно влияет на душу человека. Характер произведения ясный, светлый, с лёгкими тучками в средней части, что очень понятно и близко детям. Произведение написано в трёхчастной форме. Реприза полностью повторяет первую часть.

I часть. Учащемуся необходимо объяснить вопросо-ответную структуру первого предложения. Мелодия первой фразы — красивое и прихотливое нисходящее движение к ми¹, состоит из нескольких коротких мотивов разного интонационного строения. Вторая фраза отзывается весёлым и непринуждённым ответом. Она проще и яснее. Полифония здесь контрастная. В верхнем голосе (в правой руке) ясное тембровое звучание скрипичной мелодии. В нижнем голосе (в левой руке) лёгкий штрих воображаемых виолончелей. Заканчивается первая часть восходящим полётом гаммы A-dur, звучащей беззаботно и окрыляюще.

Средняя часть. Другая картина, другой художественный образ. Здесь ярко выражен принцип контрастности, который так важен в драматургии музыкального искусства. Характер средней части более суровый. Светлый A-dur сменяется тревожным a-moll. Чтобы ребёнок лучше почувствовал контрастность образов первой и средней части, можно предложить ему рассказать, что он думает о характере этой музыки. Затем можно предложить свою версию и сравнить. Обычно дети очень точно описывают своё впечатление.
Полифония здесь осложняется сочетанием контрастной и имитационной (в разных регистрах и при смене рук).
Унисонная фраза уводит музыку в нижний регистр, в царство холода и снега.

Слайд № 5. Зима

Затем следует сложная секвенционная последовательность, которая выразительно иллюстрирует борьбу холода и мрака со светлым и тёмным началом.
Третья часть — реприза (точное повторение первой части) — символизирует победу весны и возвещает о неотвратимости хода времени. Как аналогию здесь можно привести детям сказку Е. Шварца «Двенадцать месяцев».

Слайд № 6. Двенадцать месяцев

3.Работа над произведением.
Здесь необходимо объяснить учащемуся, что музыка «Весны» необыкновенно красива и поэтична, но она требует серьёзной технической работы, особенно если предполагается публичное исполнение.

4.Работа над техникой.
Работа над чёткими и ровными, но в то же время интонационно пропетыми шестнадцатыми. Разучивать с остановками на первой и четвёртой шестнадцатых.

Приёмы работы:
1. Необходимо выучить гаммы A-dur и a-moll.
2. Чётко выверить аппликатуру.
3. Работа над полифонией а) учить по голосам, б) оба голоса учить на piano, в) учить голоса разными штрихами и в разных регистрах.
4. Работа над синхронностью звучания правой и левой руки, особенно в средней части.
5. Работа над одинаковым размахом пальца, он должен быть одинаковым в правой и левой руке как можно ближе к клавишам.
6. Правильный выбор темпа произведения. Это очень важно. Он не должен быть быстрым. Allegro "Весны» идёт на две четверти, а не на четыре.
Каждый мотив должен быть интонационно прослушан и «пропет», что очень сложно сделать при очень быстром темпе. Темп можно выверить, мысленно представив трудную секвенцию средней части. Темп в произведении должен быть единым во всех трёх частях.

Слайд № 6. Русская тематика

В последней части занятия нужно рассказать учащемуся о том, что тема весны всегда интересовала композиторов. Она широко использовалась в народной музыке, в русской народной песне. Например, «Веснянка», «Вот уж зимушка проходит», «К весне». В русской песне тема весны также раскрывается при помощи полифонических приёмов.

Слайд № 7. Портреты А. Вивальди и Й. Гайдна

Можно вспомнить знаменитое произведение Антонио Вивальди «Весна» из цикла «Времена года», а также Й. Гайдна из оратории «Времена года».

Слушание аудио записи «Весна» А. Вивальди в исполнении камерного оркестра «Виртуозы Москвы»

Русские композиторы часто обращались к теме весны; А. Глазунов симфония «Времена года», П. Чайковский «Песня жаворонка» (Март), «Подснежник» (Апрель), «Белые ночи» (Май) из фортепианного цикла «Времена года», «Песня жаворонка» из «Детского альбома»; Н. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»; И. Стравинский «Весна священная»; С. Рахманинов вокально-симфоническая поэма «Весна», знаменитый романс «Весенние воды».
Широко известны фортепианные пьесы Э. Грига «Весной». Это замечательная лирико-пейзажная зарисовка северной страны Норвегии.

Предложить ребёнку послушать её аудио запись в исполнении самого Эдварда Грига и Михаила Плетнёва. Сравнить эти исполнения.

Далее учащемуся предлагается дать характеристику прослушанным произведениям. Необходимо выяснить, чем схожи эти произведения и чем они различаются друг от друга, чем отличается музыка XVIII века (А. Вивальди) от музыки XIX века (Э. Григ).

4.Заключение занятия.
Подведение итогов. Краткое обобщение знаний и умений, полученных ребенком.
Запись домашнего задания — проработать пьесу «Весна» отдельно по голосам.
Похвала ребенка за усидчивость, внимание и работу на уроке.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: овниха
Просмотров: 1626 | Загрузок: 148 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz