Работа над художественным образом в полифоническом произведении (на примере произведения Карла Филиппа Эммануила Баха «Весна») - Дополнительное образование - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт
Педагог 21 века.ru
Методическая площадка по обмену опытом педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь. (Аристотель)
Конспект открытого занятия по фортепиано с использованием электронных образовательных ресурсов
Автор: Пикалева Н.П. Тема занятия:
«Работа над художественным образом в полифоническом произведении (на примере произведения Карла Филиппа Эммануила Баха «Весна»)
Электронные образовательные ресурсы, использованные на занятии: 1. Компьютерная презентация со слайдами, отражающими содержание этапов занятия. 2. Аудио запись произведения «Весна» А. Вивальди в исполнении камерного оркестра «Виртуозы Москвы». 3. Аудио запись произведения «Весной» Э. Грига в исполнении Э. Грига и М.Плетнёва
Слайд № 1. Картина весны
Цель занятия — приобщение ребёнка к старинной клавирной полифонической музыке, развитие образного мышления и творческого воображения учащегося.
Слайд № 2. Цель и задачи занятия
Задачи Обучающие - знакомство ребенка с полифоническим произведением, работа над полифонией, фразировкой, динамическим разнообразием. Развивающие - расширение музыкального кругозора, развитие полифонического и тембрового слуха, образного мышления, творческого воображения. Воспитательные — воспитание любви к старинной полифонической музыке, трудолюбия, усидчивости, внимания, художественного вкуса.
Актуальность темы: «Весна» К.Ф.Э. Баха занимает почётное место в детском фортепианном репертуаре. На примере этого произведения можно очень много рассказать детям о старинной полифонической музыке эпохи сентиментализма. Сложность данного произведения состоит в его полифонии, технических трудностях и убедительном создании ясного художественного образа.
Содержание занятия
1.Краткий рассказ учащемуся о биографии К.Ф.Э. Баха и времени, в котором жил и творил композитор. Карл Филипп Эмануэль Бах (немецкий композитор 1714-1788) — это второй сын Иоганна Себастьяна Баха, ставший самым знаменитым композитором после своего отца из семейства Бахов в XVIII веке.
Слайд № 3. Портреты семьи Бахов
Почти 30 лет в качестве придворного клавесиниста он состоял на службе у прусского короля Фридриха II. Огромное влияние на него оказал период "бури и натиска», распространённый в немецкой литературе и искусстве того времени. Стилистически творчество композитора можно отнести к переходному периоду от эпохи барокко к классицизму. Перу К.Ф.Э. принадлежат около тысячи произведений в различных жанрах, в том числе симфонии, концерты для клавира с оркестром, многочисленные сонаты для клавира. Они оказали большое влияние на становление стиля Й. Гайдна. Он является автором знаменитого трактата «Опыт об истинном искусстве игры на клавире» (1753-1762).
Слайд № 3. Портрет К.Ф.Э. Баха
2.Разбор строения и художественного образа клавирного произведения «Весна» Это произведение — яркий пример программной музыки, хорошо знакомой детям с самых первых шагов обучения. Необычность и ценность «Весны» - её промежуточное положение между старинными танцами (бурре, менуэт) и сонатинами и дивертисментами Моцарта и Гайдна.
Для знакомства с произведением педагог исполняет его учащемуся.
Слайд № 4. портреты Моцарта. Картинки бурре и менуэта
Весна — пробуждение природы, которое благотворно влияет на душу человека. Характер произведения ясный, светлый, с лёгкими тучками в средней части, что очень понятно и близко детям. Произведение написано в трёхчастной форме. Реприза полностью повторяет первую часть.
I часть. Учащемуся необходимо объяснить вопросо-ответную структуру первого предложения. Мелодия первой фразы — красивое и прихотливое нисходящее движение к ми¹, состоит из нескольких коротких мотивов разного интонационного строения. Вторая фраза отзывается весёлым и непринуждённым ответом. Она проще и яснее. Полифония здесь контрастная. В верхнем голосе (в правой руке) ясное тембровое звучание скрипичной мелодии. В нижнем голосе (в левой руке) лёгкий штрих воображаемых виолончелей. Заканчивается первая часть восходящим полётом гаммы A-dur, звучащей беззаботно и окрыляюще.
Средняя часть. Другая картина, другой художественный образ. Здесь ярко выражен принцип контрастности, который так важен в драматургии музыкального искусства. Характер средней части более суровый. Светлый A-dur сменяется тревожным a-moll. Чтобы ребёнок лучше почувствовал контрастность образов первой и средней части, можно предложить ему рассказать, что он думает о характере этой музыки. Затем можно предложить свою версию и сравнить. Обычно дети очень точно описывают своё впечатление. Полифония здесь осложняется сочетанием контрастной и имитационной (в разных регистрах и при смене рук). Унисонная фраза уводит музыку в нижний регистр, в царство холода и снега.
Слайд № 5. Зима
Затем следует сложная секвенционная последовательность, которая выразительно иллюстрирует борьбу холода и мрака со светлым и тёмным началом. Третья часть — реприза (точное повторение первой части) — символизирует победу весны и возвещает о неотвратимости хода времени. Как аналогию здесь можно привести детям сказку Е. Шварца «Двенадцать месяцев».
Слайд № 6. Двенадцать месяцев
3.Работа над произведением. Здесь необходимо объяснить учащемуся, что музыка «Весны» необыкновенно красива и поэтична, но она требует серьёзной технической работы, особенно если предполагается публичное исполнение.
4.Работа над техникой. Работа над чёткими и ровными, но в то же время интонационно пропетыми шестнадцатыми. Разучивать с остановками на первой и четвёртой шестнадцатых.
Приёмы работы: 1. Необходимо выучить гаммы A-dur и a-moll. 2. Чётко выверить аппликатуру. 3. Работа над полифонией а) учить по голосам, б) оба голоса учить на piano, в) учить голоса разными штрихами и в разных регистрах. 4. Работа над синхронностью звучания правой и левой руки, особенно в средней части. 5. Работа над одинаковым размахом пальца, он должен быть одинаковым в правой и левой руке как можно ближе к клавишам. 6. Правильный выбор темпа произведения. Это очень важно. Он не должен быть быстрым. Allegro "Весны» идёт на две четверти, а не на четыре. Каждый мотив должен быть интонационно прослушан и «пропет», что очень сложно сделать при очень быстром темпе. Темп можно выверить, мысленно представив трудную секвенцию средней части. Темп в произведении должен быть единым во всех трёх частях.
Слайд № 6. Русская тематика
В последней части занятия нужно рассказать учащемуся о том, что тема весны всегда интересовала композиторов. Она широко использовалась в народной музыке, в русской народной песне. Например, «Веснянка», «Вот уж зимушка проходит», «К весне». В русской песне тема весны также раскрывается при помощи полифонических приёмов.
Слайд № 7. Портреты А. Вивальди и Й. Гайдна
Можно вспомнить знаменитое произведение Антонио Вивальди «Весна» из цикла «Времена года», а также Й. Гайдна из оратории «Времена года».
Слушание аудио записи «Весна» А. Вивальди в исполнении камерного оркестра «Виртуозы Москвы»
Русские композиторы часто обращались к теме весны; А. Глазунов симфония «Времена года», П. Чайковский «Песня жаворонка» (Март), «Подснежник» (Апрель), «Белые ночи» (Май) из фортепианного цикла «Времена года», «Песня жаворонка» из «Детского альбома»; Н. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»; И. Стравинский «Весна священная»; С. Рахманинов вокально-симфоническая поэма «Весна», знаменитый романс «Весенние воды». Широко известны фортепианные пьесы Э. Грига «Весной». Это замечательная лирико-пейзажная зарисовка северной страны Норвегии.
Предложить ребёнку послушать её аудио запись в исполнении самого Эдварда Грига и Михаила Плетнёва. Сравнить эти исполнения.
Далее учащемуся предлагается дать характеристику прослушанным произведениям. Необходимо выяснить, чем схожи эти произведения и чем они различаются друг от друга, чем отличается музыка XVIII века (А. Вивальди) от музыки XIX века (Э. Григ).
4.Заключение занятия. Подведение итогов. Краткое обобщение знаний и умений, полученных ребенком. Запись домашнего задания — проработать пьесу «Весна» отдельно по голосам. Похвала ребенка за усидчивость, внимание и работу на уроке.