Конспект открытого занятия с использованием электронных образовательных ресурсов
Тема занятия: «Работа над полифонией в младших классах» Автор: Мальцева М.Е.
Слайд № 1.
Электронные образовательные ресурсы, использованные на занятии: 1. Компьютерная презентация со слайдами, отражающими содержание этапов занятия. 2. Аудио запись произведений И.С. Баха: Прелюдии C-dur, c-moll, e-moll в исполнении Гленна Гульда. Цель занятия Развитие полифонического мышления.
Слайд № 2. Задачи Обучающие: формирование исполнительских навыков игры на фортепиано; владение полифонической фактурой. Развивающие: развитие музыкального слуха, ритма, памяти; развитие навыков работы над полифонией, образного мышления; развитие эмоциональной сферы ребёнка. Воспитательные: воспитание трудолюбия, усидчивости, внимания; воспитание чувства личной ответственности; воспитание уважительного отношения к культуре других народов. Нотный материал Г. Пёрселл «Ария» И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сборника «Маленькие прелюдии и фуги»
Слайд № 3. Содержание занятия 1. Сведения о полифонии. Полифония (от греч. πολύς — многочисленный и φωνή — звук) — склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких голосов 2. Виды полифонии. Подголосочная Контрастная Имитационная Слайд № 4. Значительное место в репертуаре начинающих пианистов занимают пьесы старинных композиторов, написанные в стиле контрастной полифонии. Они были написаны для предшественников современного фортепиано (клавесин, клавикорд) — инструментов с двумя мануалами (клавиатурами). Исполнение двух голосов на различных мануалах создавало само собой тембровый контраст между ними. Почти всегда основную мелодию в контрастной полифонии ведёт верхний голос; нижний же голос проводит линию баса, более ровную и однообразную, лишь изредка включающую имитацию. Как правило пьесы такого рода исполняются различными штрихами. Слайд № 5. 3. Г. Пёрселл «Ария» Генри Пёрселл (1659-1695) — английский композитор ирландского происхождения, представитель стиля барокко. Один из крупнейших английских композиторов. Слайд № 6. «Ария» (итал. Aria — воздух) — 1) композиция для солирующего голоса с инструментальным сопровождением в опере, кантате, оратории; 2) пьеса певучего характера. Это пьеса — пример контрастного двухголосия. «Солирующая поющая» мелодия в верхнем голосе очень выразительна и протяжна. Нижний голос исполняется portamento, ровно и мягко, как бы в отдалении, по динамике и тембру он должен контрастировать с верхним голосом. Полезно поработать следующим образом: петь верхний голос и аккомпанировать левой рукой. Необходимо добиваться большого мелодического дыхания в обоих голосах. Для этого следует поучить партию левой руки legato. 4. И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) — немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист, музыкальный педагог. Один из величайших композиторов в истории музыки. Слайд № 7, 8 Для своих учеников и собственных детей, некоторые из которых впоследствии стали известными музыкантами, Бах сочинял инструктивные пьесы, которые заняли значительное место в учебном репертуаре юных пианистов. Слайд № 9, 10 «Менуэт» (от menu — маленький, мелкий) — старинный придворный французский танец. Грациозный, галантный с характерными движениями, церемонными поклонами, изящными шагами, лёгким скольжением. Слайд № 11, 12. В форме менуэта Бах выражал различные настроения — жизнерадостность, печаль, задумчивость. Музыка «Менуэта G-dur” носит приподнятый, радостный характер. Ведущий голос здесь верхний. Его отличает мелодическая гибкость, ритмическое и штриховое разнообразие. У нижнего голоса более сдержанные и плавные линии с элементами имитации, он выходит на первый план в местах остановки верхнего. Между голосами возникает имитационные переклички. Их проще понять, представив как движение двух танцоров. Полезно учить менуэт совместно ученика с педагогом поочерёдно меняя партии рук. 5. И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сборника «Маленькие прелюдии и фуги» Прелюдия — (позднелат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно, на пробу, делаю вступление), инструментальная музыкальная пьеса, преимущественно сольная. Это произведение пример имитационной полифонии, что представляет определённую сложность. Певучая задумчивая тема проходит в начале в верхнем, а затем в нижнем голосе — в мажоре и в миноре. После экспозиции идёт разработка. В заключении тема проходит в басу в основной тональности, выполняя роль репризы. В работе над полифоническими произведениями имитационного склада необходимо найти тему и проследить её развитие во всех голосах. После разбора нотного текста следует приступит к тщательной работе над темой, отдельными голосами и их сочетаниями. Тему следует играть очень плавно и мягко — legatissimo. Следует продумать тембровую окраску голосов. Эпизод с двухголосием в правой руке следует поучить двумя руками. В середине следует обратить внимание на перекличку голосов. В конце прелюдии следует обратить внимание на полиритмическую фигуру (3 на 2). Объяснить ученику, что вторая нота дуоли берётся посередине длительности второй ноты триоли. Слайд № 13. Непревзойдённым интерпретатором музыки Баха был знаменитый канадский пианист Гленн Гульд. Слушание: И.С. Бах Прелидии C-dur, c-moll, e-moll в исполнеии Гленна Гульда. 6. Итог занятия — более осмысленное, грамотное прослушанное исполнение изучаемых произведений. Слайд № 14.