<> «Работа над полифонией в младших классах» - Дополнительное образование - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 12.12.2024, 07:47

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Дополнительное образование [ Добавить материал ]

«Работа над полифонией в младших классах»
[ Скачать с сервера (6.5 Kb) ] 19.12.2011, 17:43
Конспект открытого занятия с использованием электронных образовательных ресурсов

Тема занятия: «Работа над полифонией в младших классах»
Автор: Мальцева М.Е.

Слайд № 1.

Электронные образовательные ресурсы, использованные на занятии:
1. Компьютерная презентация со слайдами, отражающими содержание этапов занятия.
2. Аудио запись произведений И.С. Баха: Прелюдии C-dur, c-moll, e-moll в исполнении Гленна Гульда.
Цель занятия
Развитие полифонического мышления.

Слайд № 2.
Задачи
Обучающие:
формирование исполнительских навыков игры на фортепиано;
владение полифонической фактурой.
Развивающие:
развитие музыкального слуха, ритма, памяти;
развитие навыков работы над полифонией, образного мышления;
развитие эмоциональной сферы ребёнка.
Воспитательные:
воспитание трудолюбия, усидчивости, внимания;
воспитание чувства личной ответственности;
воспитание уважительного отношения к культуре других народов.
Нотный материал
Г. Пёрселл «Ария»
И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»
И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сборника «Маленькие прелюдии и фуги»

Слайд № 3.
Содержание занятия
1. Сведения о полифонии.
Полифония (от греч. πολύς — многочисленный и φωνή — звук) — склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких голосов
2. Виды полифонии.
Подголосочная
Контрастная
Имитационная
Слайд № 4.
Значительное место в репертуаре начинающих пианистов занимают пьесы старинных композиторов, написанные в стиле контрастной полифонии. Они были написаны для предшественников современного фортепиано (клавесин, клавикорд) — инструментов с двумя мануалами (клавиатурами). Исполнение двух голосов на различных мануалах создавало само собой тембровый контраст между ними. Почти всегда основную мелодию в контрастной полифонии ведёт верхний голос; нижний же голос проводит линию баса, более ровную и однообразную, лишь изредка включающую имитацию. Как правило пьесы такого рода исполняются различными штрихами.
Слайд № 5.
3. Г. Пёрселл «Ария»
Генри Пёрселл (1659-1695) — английский композитор ирландского происхождения, представитель стиля барокко. Один из крупнейших английских композиторов.
Слайд № 6.
«Ария» (итал. Aria — воздух) — 1) композиция для солирующего голоса с инструментальным сопровождением в опере, кантате, оратории; 2) пьеса певучего характера.
Это пьеса — пример контрастного двухголосия. «Солирующая поющая» мелодия в верхнем голосе очень выразительна и протяжна. Нижний голос исполняется portamento, ровно и мягко, как бы в отдалении, по динамике и тембру он должен контрастировать с верхним голосом.
Полезно поработать следующим образом: петь верхний голос и аккомпанировать левой рукой. Необходимо добиваться большого мелодического дыхания в обоих голосах. Для этого следует поучить партию левой руки legato.
4. И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) — немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист, музыкальный педагог. Один из величайших композиторов в истории музыки.
Слайд № 7, 8
Для своих учеников и собственных детей, некоторые из которых впоследствии стали известными музыкантами, Бах сочинял инструктивные пьесы, которые заняли значительное место в учебном репертуаре юных пианистов.
Слайд № 9, 10
«Менуэт» (от menu — маленький, мелкий) — старинный придворный французский танец. Грациозный, галантный с характерными движениями, церемонными поклонами, изящными шагами, лёгким скольжением.
Слайд № 11, 12.
В форме менуэта Бах выражал различные настроения — жизнерадостность, печаль, задумчивость.
Музыка «Менуэта G-dur” носит приподнятый, радостный характер. Ведущий голос здесь верхний. Его отличает мелодическая гибкость, ритмическое и штриховое разнообразие. У нижнего голоса более сдержанные и плавные линии с элементами имитации, он выходит на первый план в местах остановки верхнего. Между голосами возникает имитационные переклички. Их проще понять, представив как движение двух танцоров. Полезно учить менуэт совместно ученика с педагогом поочерёдно меняя партии рук.
5. И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сборника «Маленькие прелюдии и фуги»
Прелюдия — (позднелат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно, на пробу, делаю вступление), инструментальная музыкальная пьеса, преимущественно сольная.
Это произведение пример имитационной полифонии, что представляет определённую сложность. Певучая задумчивая тема проходит в начале в верхнем, а затем в нижнем голосе — в мажоре и в миноре. После экспозиции идёт разработка. В заключении тема проходит в басу в основной тональности, выполняя роль репризы.
В работе над полифоническими произведениями имитационного склада необходимо найти тему и проследить её развитие во всех голосах. После разбора нотного текста следует приступит к тщательной работе над темой, отдельными голосами и их сочетаниями. Тему следует играть очень плавно и мягко — legatissimo. Следует продумать тембровую окраску голосов. Эпизод с двухголосием в правой руке следует поучить двумя руками. В середине следует обратить внимание на перекличку голосов.
В конце прелюдии следует обратить внимание на полиритмическую фигуру (3 на 2). Объяснить ученику, что вторая нота дуоли берётся посередине длительности второй ноты триоли.
Слайд № 13.
Непревзойдённым интерпретатором музыки Баха был знаменитый канадский пианист Гленн Гульд.
Слушание: И.С. Бах Прелидии C-dur, c-moll, e-moll в исполнеии Гленна Гульда.
6. Итог занятия — более осмысленное, грамотное прослушанное исполнение изучаемых произведений.
Слайд № 14.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: овниха
Просмотров: 2636 | Загрузок: 168 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz