Электронные образовательные ресурсы, использованные на занятии:
1. Компьютерная презентация, отражающая этапы занятия. 2. Прослушивание аудио записи звучания скрипки и виолончели. 3. Прослушивание аудио записи звучания флейты. 4. Прослушивание аудио записи звучания трубы. 5. Прослушивание аудио записи звучания барабана и ксилофона. 6. Прослушивание аудио записи звучания арфы. 7. Прослушивание аудио записи отрывка из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского.
Цель занятия: познакомить детей с понятием «Симфонический оркестр». Задачи: Обучающая: познакомить детей с симфоническим оркестром. Развивающая: расширить музыкальный кругозор детей. Воспитательная: создать условия для воспитания внимательности; воспитание желания познавать новое, в частности в области музыкальной культуры.
Ход занятия. Приветствие детей. Поем «Здравствуйте!». Импровизируем (поют на собственные, придуманные мелодии, на разной высоте звуков). Такую музыкальную разминку мы проводим в начале каждого занятия.
Ребята! Сегодня мы не будем играть в наш детский оркестр, а узнаем, что бывают и другие оркестры: народных инструментов, джазовый, эстрадный, симфонический. Кто из вас видел симфонический оркестр? Где? Правильно, в концертном зале. Специальный зал для выступления симфонического оркестра называется «Филармония».
Так что же такое оркестр? Оркестр — это большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах. Самым богатым и совершенным видом является симфонический оркестр, состоящий из многочисленных и разнообразных струнных, духовых и ударных инструментов.
(Показ слайдов №1, 2). Он возник в эпоху яркого расцвета симфонической музыки (18 век) и был значительно меньше современных. Один из предков рояля — клавесин, был тогда в оркестре самым главным инструментом. Классический состав симфонического оркестра определился под влиянием творчества Людвига ван Бетховена, великого немецкого композитора.
(Показ слайда №3).
Музыкальные инструменты в оркестре разделяются на группы: Струнные смычковые: скрипки альты виолончели контрабасы У всех них по 4 струны разной толщины, из них звук извлекается смычком.
(Показ слайдов №4, 5) Прослушивание аудио записи звучания скрипки и виолончели
Деревянные духовые: флейты гобои кларнеты фаготы
(Показ слайда № 6) Прослушивание аудио записи звучания флейты
Медные духовые: труба валторна тромбон туба
(Показ слайда №7) Прослушивание аудио записи звучания трубы
Ударные: литавры малый и большой барабаны металлические тарелки гонг треугольник колокола кастаньеты ксилофон челеста
(Показ слайда №8) Прослушивание аудио записи звучания барабана и ксилофона
Эти инструменты есть и в вашем оркестре. Какие? - Правильно. Треугольники, барабаны, кастаньеты, ксилофон (детский). Арфа не входит ни в одну группу. У нее 47 струн. Она является украшением любого оркестра.
(Показ слайда №9) Прослушивание аудио записи звучания арфы
Великая роль в оркестре принадлежит дирижеру. Музыканты повинуются каждому движению его волшебной палочки, словно соединяющей в одно прекрасное целое все партии инструментов, весь бескрайний океан звуков.
(Показ слайдов №10, 11).
Кто знает, где надо учиться, чтобы стать музыкантом-дирижером? Сначала — в музыкальной школе. Потом — в музыкальном училище. Потом — в Консерватории.
Сейчас мы с вами послушаем звучание симфонического оркестра. Это небольшой фрагмент музыки П.И. Чайковского из балета «Лебединое озеро».
Прослушивание аудио записи
Симфонический оркестр сопровождает спектакли в театрах — оперы, балеты, оперетты и т.д. Это и музыка к кинофильмам. Мы с вами обязательно сходим в театр или концертный зал, и вы сами все увидите и услышите. А теперь – задание: выберете названия тех инструментов,которые есть в вашем детском оркестре Флейта Ксилофон Труба Рояль Бубен Треугольник Барабан Арфа Кастаньеты Скрипка Литавры Контрабас
(Показ слайда №12).
Материально-техническое обеспечение занятия: Учебный класс (хоровой) Стулья Рояль СD-плейер Компьютер Проектор Компакт-диски
Используемая литература: 1. Детская энциклопедия. Том 10. - М.: Детская литература, 1999. 2. Учебник по музыкальной литературе для музыкальных школ / Под ред.М.К.Михайлова и Э.Л.Фрид. - М.: Музыка, 1998.