<> Фольклорный праздник по теме: ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ - Дошкольное образование - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 07.05.2024, 21:23

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Дошкольное образование [ Добавить материал ]

Фольклорный праздник по теме: ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ
04.02.2012, 10:04
МДОУ «ЦРР – детский сад №7 «Алёнушка»

ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ
Фольклорный праздник в старшей группе
Музыкальный руководитель Прошина Н.П.

п. Серебряные Пруды, 2011 г.

ЦЕЛЬ. Продолжать воспитывать у детей желание познавать культуру своего народа ( через песни, танцы, обряды, костюмы). Познакомить с Троицким обрядом. Воспитывать чувство уважения к искусству своего народа и гордость за него.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.
• Учить двигаться свободно, непринуждённо, выразительно передавать фольклорные образы.
• Закреплять умение петь дружно, слушать друг друга, передавать при исполнении песни её характер.
• Учить инсценировать народные песни.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ.
• Развивать способность эмоционально откликаться на русские народные песни, игры, пляски.
• Развивать у детей ловкость, быстроту реакции, музыкальную память и слух.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.
• Воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к взрослым и друг другу.
• Воспитывать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия на пути к цели.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.
Консультации, беседы о значении народной педагогики в воспитании ребёнка. Оформление народных костюмов (сарафанов, рубашек, картузов), атрибутов (веночков, кокошников). Видеозапись праздника.

АТРИБУТЫ.
«Речка» (голубое полотно). Корзина с бутафорскими пирогами, кокошники. Под берёзой лежат разноцветные ленты, венки и шёлковые платочки по количеству девочек. Подарки: мелкие игрушки, броши, бусы.
Перед приходом детей музыкальный руководитель рассказывает родителям , гостям об истории народного праздника.
М.р. Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня мы проводим фольклорный праздник Семик – Троица. Его ещё называют Зелёные Святки, Русальная неделя, Праздник русской берёзки. Это сложный комплекс обрядов, знаменующий прощание с весной и встречу лета, праздник, прославляющий красоту зеленеющей природы. Троица отмечается в начале лета, когда все мы, как правило, отправляемся в отпуск. А как хочется рассказать детям о таком красивом обряде! Поэтому, забегая вперёд, мы расскажем о нём сегодня.
Начиналась Русальная неделя на седьмой четверг после Пасхи. И назывался этот день Семик. Хозяйки с утра заваривали домашнее пиво, чтобы к Троице поспело, а девицы присматривали полянку с молодыми берёзками для Троицких гуляний.
В родительскую субботу шли на кладбище помянуть родных. Лес в этот день – именинник. Нельзя дрова рубить, деревья ломать.
А в воскресенье наступала Троица! Хозяйки украшали дома берёзовыми ветками, цветами. А девицы разыгрывали на поляне Троицкий обряд. Завивали лентами ветки берёзы, загадывая желание. Водили хороводы, кумились, хоронили кукушечку (птичку из сухой травы), не заботящуюся о потомстве, как бы отказываясь от кукушества. Потом девицы шли к речке, бросали в воду венки (символ невинности) и по тому, как они поплывут, определяли судьбу. Вода в Троицу тоже именинница. Нельзя бельё стирать, полы мыть.
Затем на поляне устраивалась ритуальная трапеза – домашнее пиво, пироги да яичница.
А в понедельник Духов день! По нему предсказывали погоду на целый месяц. В Духов день земля – именинница! Нельзя ямы и огороды копать.
В остальные дни Русальной недели обходили поля и огороды с молодыми берёзками. Считалось, что берёза спасает от засухи и отдаёт свою силу молодым растениям.
А ещё люди верили, что в эту неделю русалки выходят из воды и могут защекотать одиноких путников до смерти. Поэтому все старались держаться вместе.
Ну, а теперь смотрите обряд Семик – Троица.

ХОД ПРАЗДНИКА
Под народные наигрыши (аудиозапись) входят дети, садятся.
1-я девочка (выходит на середину зала). Девчата, идите сюда! (девочки подходят, шепчутся.) Пошли?
Девочки. Пошли! (Стайкой идут через зал, скрываются за дверью.)
1-й мальчик (выходит на середину зала, смотрит вслед девочкам). Парни! Куда все девчата –то подевались?
Мальчики (встают). Не знаем!
2-й мальчик. А я знаю! Они в лес пошли. Сегодня же Троица! Будут берёзки украшать да хороводы водить.
3-й мальчик. А это как?
2-й мальчик. Да я и сам никогда не видел, только слышал.
3-й мальчик. Вот бы подсмотреть!
4-й мальчик. А давайте обернёмся лесом , да и подглядим!
Мальчики. Давайте!
5-й мальчик. Я клёном буду!
Несколько мальчиков. И я! И я!
6-й мальчик. А я – дубом!
Несколько мальчиков . И я! И я!
Мальчики бегут к стульчикам, берут ветки с дубовыми и кленовыми листьями и садятся.
1-й мальчик. Тихо! Девчата идут!
На вступление к русской народной песне «На весенний праздник девицы гуляли» из-за двери появляются девочки. Воспитатель исполняет песню, девочки выполняют движения по тексту.
1-я девочка (обращаясь к мальчикам).
Не радуйтесь, дубы! Не радуйтесь, клёны!
Не к вам красны девицы идут,
Не вам пироги да яичницу несут!
2-я девочка.
Радуйся, берёзка, радуйся, кудрявая!
К тебе красны девицы идут,
Тебе пироги да яичницу несут!
(Ставит корзинку с пирогами под берёзку.)
2-я девочка. Девчата, садитесь на лужок, пировать будем! (Садятся). Вот пирожки, угощайтесь, подруженьки. Сама пекла! (раздаёт).
Девочки. Спасибо!
1-й мальчик (шепотком). Как вкусно пахнет! Прямо слюнки текут!
2-й мальчик. Пускай гуляют, это ведь девичий праздник!
3-й мальчик. А сейчас они будут берёзку завивать да желание загадывать.
Девочки инсценируют русскую народную песню «Мы завьём берёзу».
М.р. Девчата, берёзку украсили?
Девочки. Украсили!
М.р. А желание загадали?
Девочки. Загадали!
М.р. А теперь кумиться пора!
3-я и 4-я девочки вместе:
Давай, кума, кумиться,
Чтоб нам с тобой весь год не браниться!
Соединяют венки и через них целуются.
3-я девочка. А у меня для тебя подарочек есть. Бусы
Надевает бусы на подружку.
4-я девочка. Спасибо! У меня для тебя кукла! (Отдаёт куклу).
3-я девочка. Спасибо! Обряд кумления повторяют ещё две пары, затем одновременно остальные дарят друг другу брошки, мелкие игрушки.
М.р. Смотрите, кумушки, если поссоритесь, придётся подарки назад отдавать!
Девочки. А мы ссориться и не собираемся!
М.р. Пора главную куму выбирать! Кто платок выше всех подбросит, та весь день главной кумой будет!
Девочки берут под берёзкой по платочку и под музыку в записи танцуют и подбрасывают платочки .
Главная кума. Мой платочек выше всех улетел! Теперь, кумушки, вы меня должны слушаться! Пора на кукушечке погадать! Кукушка, кукушка! Сколько лет мне ещё жить в отцовском доме?
М.р. Ку-ку! Ку-ку!
Главная кума. Два года!
5-я девочка. Кукушка, кукушка, сколько лет мне ещё жить в отцовском доме?
М.р. Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!
5-я девочка. Три года.
Главная кума. Пора кукушечку из сухой травы делать да прятать.
Девочки выполняют.
М.р. Теперь пошли к речке – венки в воду бросать, на судьбу свою гадать!
Девочки снимают венки.
2-й мальчик. Парни! Превращаемся в речку!
Два мальчика расстилают голубое полотно поперёк зала, девочки подходят к «речке».
Главная кума. А вот и речка! Венки бросаем по команде! Раз! Два! Три!
Девочки бросают венки на полотно.
6-я девочка. Мой венок к берегу раньше всех пристал! Значит, из нашей деревни мой дружок!
7-я девочка. А мой утонул! Неужели Ванечка со мной поссорится?
8-я девочка. Не расстраивайся, может, лучше найдёшь!
9-я девочка. А мой-то уплыл, что и не видно! Знать, издалека мой друг придёт!
М.р. Ну, кумушки, на веночке погадали?
Девочки. Погадали!
М.р. Берёзку завивали?
Девочки. Завивали.
М.р. Друг с дружкой кумились?
Девочки. Кумились!
М.р. Пироги да яичницу ели?
Девочки. Ели!
М.р. А теперь наряжайтесь и отправляйтесь на деревенский пятачок. Вас, наверное, парни там заждались.
Девочки надевают кокошники, воспитатели им помогают. Девочки встают стайкой слева, мальчики – справа.
Дети читают дразнилки (стенка на стенку).
1-я девочка.
Эй, Сашка –таракашка, на сарай полезай,
Там кошку дерут, тебе хвостик дадут!
1-й мальчик. Римка – картинка прыгала, скакала, в лужу упала!
2-я девочка.
Наш Илюша- простата купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперёд и поехал в огород!
2-й мальчик.
Анечка – пышка на улицу вышла,
На лавочку села, комарика сьела!
3-я девочка.
Данилка – невидимка, на коне катался,
На берёзу наскочил, без лаптей остался!
3-й мальчик.
А у Даши на носу кошки ели колбасу!
4-я девочка.
Коля-Коля – воробей продавал червей,
На тарелочке носил, три копеечки просил!
5-я девочка.
Хватит вам дразниться! Давайте лучше частушки петь!
Дети поют «Частушки на Троицу».
М.р. Ребята! Кто со мной? Ай да танцевать!
Танец «Приглашение», р.н.м.
1-й мальчик. Собирайся, народ! Кто играть идёт?
Дети (подбегают к мальчику). А потом не примем, за уши поднимем! (Образуют круг.)
Хороводная игра «Царевич – королевич».
М.р. Кто в «Ручеёк» играть хочет? Догоняй!
Игра «Ручеёк» («Гори, гори ясно», р.н.м.)
М.р. Сегодня на фольклорном празднике мы рассказали и показали, как в далёкую старину отмечали на Руси Зелёные Святки или Семик – Троицу. Это только малая капля в океане русского народного творчества. Это наша национальная культура, которую мы всегда будем любить, беречь и передавать будущим поколениям. В заключение праздника дети исполняют хоровод под песню Г.Струве «Моя Россия».
Категория: Дошкольное образование
Просмотров: 1088 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz