ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ Фольклорный праздник в старшей группе Музыкальный руководитель Прошина Н.П.
п. Серебряные Пруды, 2011 г.
ЦЕЛЬ. Продолжать воспитывать у детей желание познавать культуру своего народа ( через песни, танцы, обряды, костюмы). Познакомить с Троицким обрядом. Воспитывать чувство уважения к искусству своего народа и гордость за него. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ. • Учить двигаться свободно, непринуждённо, выразительно передавать фольклорные образы. • Закреплять умение петь дружно, слушать друг друга, передавать при исполнении песни её характер. • Учить инсценировать народные песни. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ. • Развивать способность эмоционально откликаться на русские народные песни, игры, пляски. • Развивать у детей ловкость, быстроту реакции, музыкальную память и слух. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ. • Воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к взрослым и друг другу. • Воспитывать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия на пути к цели.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ. Консультации, беседы о значении народной педагогики в воспитании ребёнка. Оформление народных костюмов (сарафанов, рубашек, картузов), атрибутов (веночков, кокошников). Видеозапись праздника.
АТРИБУТЫ. «Речка» (голубое полотно). Корзина с бутафорскими пирогами, кокошники. Под берёзой лежат разноцветные ленты, венки и шёлковые платочки по количеству девочек. Подарки: мелкие игрушки, броши, бусы. Перед приходом детей музыкальный руководитель рассказывает родителям , гостям об истории народного праздника. М.р. Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня мы проводим фольклорный праздник Семик – Троица. Его ещё называют Зелёные Святки, Русальная неделя, Праздник русской берёзки. Это сложный комплекс обрядов, знаменующий прощание с весной и встречу лета, праздник, прославляющий красоту зеленеющей природы. Троица отмечается в начале лета, когда все мы, как правило, отправляемся в отпуск. А как хочется рассказать детям о таком красивом обряде! Поэтому, забегая вперёд, мы расскажем о нём сегодня. Начиналась Русальная неделя на седьмой четверг после Пасхи. И назывался этот день Семик. Хозяйки с утра заваривали домашнее пиво, чтобы к Троице поспело, а девицы присматривали полянку с молодыми берёзками для Троицких гуляний. В родительскую субботу шли на кладбище помянуть родных. Лес в этот день – именинник. Нельзя дрова рубить, деревья ломать. А в воскресенье наступала Троица! Хозяйки украшали дома берёзовыми ветками, цветами. А девицы разыгрывали на поляне Троицкий обряд. Завивали лентами ветки берёзы, загадывая желание. Водили хороводы, кумились, хоронили кукушечку (птичку из сухой травы), не заботящуюся о потомстве, как бы отказываясь от кукушества. Потом девицы шли к речке, бросали в воду венки (символ невинности) и по тому, как они поплывут, определяли судьбу. Вода в Троицу тоже именинница. Нельзя бельё стирать, полы мыть. Затем на поляне устраивалась ритуальная трапеза – домашнее пиво, пироги да яичница. А в понедельник Духов день! По нему предсказывали погоду на целый месяц. В Духов день земля – именинница! Нельзя ямы и огороды копать. В остальные дни Русальной недели обходили поля и огороды с молодыми берёзками. Считалось, что берёза спасает от засухи и отдаёт свою силу молодым растениям. А ещё люди верили, что в эту неделю русалки выходят из воды и могут защекотать одиноких путников до смерти. Поэтому все старались держаться вместе. Ну, а теперь смотрите обряд Семик – Троица.
ХОД ПРАЗДНИКА Под народные наигрыши (аудиозапись) входят дети, садятся. 1-я девочка (выходит на середину зала). Девчата, идите сюда! (девочки подходят, шепчутся.) Пошли? Девочки. Пошли! (Стайкой идут через зал, скрываются за дверью.) 1-й мальчик (выходит на середину зала, смотрит вслед девочкам). Парни! Куда все девчата –то подевались? Мальчики (встают). Не знаем! 2-й мальчик. А я знаю! Они в лес пошли. Сегодня же Троица! Будут берёзки украшать да хороводы водить. 3-й мальчик. А это как? 2-й мальчик. Да я и сам никогда не видел, только слышал. 3-й мальчик. Вот бы подсмотреть! 4-й мальчик. А давайте обернёмся лесом , да и подглядим! Мальчики. Давайте! 5-й мальчик. Я клёном буду! Несколько мальчиков. И я! И я! 6-й мальчик. А я – дубом! Несколько мальчиков . И я! И я! Мальчики бегут к стульчикам, берут ветки с дубовыми и кленовыми листьями и садятся. 1-й мальчик. Тихо! Девчата идут! На вступление к русской народной песне «На весенний праздник девицы гуляли» из-за двери появляются девочки. Воспитатель исполняет песню, девочки выполняют движения по тексту. 1-я девочка (обращаясь к мальчикам). Не радуйтесь, дубы! Не радуйтесь, клёны! Не к вам красны девицы идут, Не вам пироги да яичницу несут! 2-я девочка. Радуйся, берёзка, радуйся, кудрявая! К тебе красны девицы идут, Тебе пироги да яичницу несут! (Ставит корзинку с пирогами под берёзку.) 2-я девочка. Девчата, садитесь на лужок, пировать будем! (Садятся). Вот пирожки, угощайтесь, подруженьки. Сама пекла! (раздаёт). Девочки. Спасибо! 1-й мальчик (шепотком). Как вкусно пахнет! Прямо слюнки текут! 2-й мальчик. Пускай гуляют, это ведь девичий праздник! 3-й мальчик. А сейчас они будут берёзку завивать да желание загадывать. Девочки инсценируют русскую народную песню «Мы завьём берёзу». М.р. Девчата, берёзку украсили? Девочки. Украсили! М.р. А желание загадали? Девочки. Загадали! М.р. А теперь кумиться пора! 3-я и 4-я девочки вместе: Давай, кума, кумиться, Чтоб нам с тобой весь год не браниться! Соединяют венки и через них целуются. 3-я девочка. А у меня для тебя подарочек есть. Бусы Надевает бусы на подружку. 4-я девочка. Спасибо! У меня для тебя кукла! (Отдаёт куклу). 3-я девочка. Спасибо! Обряд кумления повторяют ещё две пары, затем одновременно остальные дарят друг другу брошки, мелкие игрушки. М.р. Смотрите, кумушки, если поссоритесь, придётся подарки назад отдавать! Девочки. А мы ссориться и не собираемся! М.р. Пора главную куму выбирать! Кто платок выше всех подбросит, та весь день главной кумой будет! Девочки берут под берёзкой по платочку и под музыку в записи танцуют и подбрасывают платочки . Главная кума. Мой платочек выше всех улетел! Теперь, кумушки, вы меня должны слушаться! Пора на кукушечке погадать! Кукушка, кукушка! Сколько лет мне ещё жить в отцовском доме? М.р. Ку-ку! Ку-ку! Главная кума. Два года! 5-я девочка. Кукушка, кукушка, сколько лет мне ещё жить в отцовском доме? М.р. Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку! 5-я девочка. Три года. Главная кума. Пора кукушечку из сухой травы делать да прятать. Девочки выполняют. М.р. Теперь пошли к речке – венки в воду бросать, на судьбу свою гадать! Девочки снимают венки. 2-й мальчик. Парни! Превращаемся в речку! Два мальчика расстилают голубое полотно поперёк зала, девочки подходят к «речке». Главная кума. А вот и речка! Венки бросаем по команде! Раз! Два! Три! Девочки бросают венки на полотно. 6-я девочка. Мой венок к берегу раньше всех пристал! Значит, из нашей деревни мой дружок! 7-я девочка. А мой утонул! Неужели Ванечка со мной поссорится? 8-я девочка. Не расстраивайся, может, лучше найдёшь! 9-я девочка. А мой-то уплыл, что и не видно! Знать, издалека мой друг придёт! М.р. Ну, кумушки, на веночке погадали? Девочки. Погадали! М.р. Берёзку завивали? Девочки. Завивали. М.р. Друг с дружкой кумились? Девочки. Кумились! М.р. Пироги да яичницу ели? Девочки. Ели! М.р. А теперь наряжайтесь и отправляйтесь на деревенский пятачок. Вас, наверное, парни там заждались. Девочки надевают кокошники, воспитатели им помогают. Девочки встают стайкой слева, мальчики – справа. Дети читают дразнилки (стенка на стенку). 1-я девочка. Эй, Сашка –таракашка, на сарай полезай, Там кошку дерут, тебе хвостик дадут! 1-й мальчик. Римка – картинка прыгала, скакала, в лужу упала! 2-я девочка. Наш Илюша- простата купил лошадь без хвоста, Сел задом наперёд и поехал в огород! 2-й мальчик. Анечка – пышка на улицу вышла, На лавочку села, комарика сьела! 3-я девочка. Данилка – невидимка, на коне катался, На берёзу наскочил, без лаптей остался! 3-й мальчик. А у Даши на носу кошки ели колбасу! 4-я девочка. Коля-Коля – воробей продавал червей, На тарелочке носил, три копеечки просил! 5-я девочка. Хватит вам дразниться! Давайте лучше частушки петь! Дети поют «Частушки на Троицу». М.р. Ребята! Кто со мной? Ай да танцевать! Танец «Приглашение», р.н.м. 1-й мальчик. Собирайся, народ! Кто играть идёт? Дети (подбегают к мальчику). А потом не примем, за уши поднимем! (Образуют круг.) Хороводная игра «Царевич – королевич». М.р. Кто в «Ручеёк» играть хочет? Догоняй! Игра «Ручеёк» («Гори, гори ясно», р.н.м.) М.р. Сегодня на фольклорном празднике мы рассказали и показали, как в далёкую старину отмечали на Руси Зелёные Святки или Семик – Троицу. Это только малая капля в океане русского народного творчества. Это наша национальная культура, которую мы всегда будем любить, беречь и передавать будущим поколениям. В заключение праздника дети исполняют хоровод под песню Г.Струве «Моя Россия».