Конспект мероприятия совместной деятельности детей и взрослых с использованием здоровьесберегающих технологий «Настоящий друг познается в беде» (старший дошкольный возраст)
Программное содержание: 1. Формировать понимание того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка. 2. Помочь понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость. 3. Продолжать знакомить детей с качествами, помогающими дружбе. Развивать способность к суждению и умозаключению. 4. Развивать воображение и умение в рисунке отображать свой замысел Учить составлять сложноподчиненные предложения с союзами «потому что», «чтобы». 5. Активизировать в речи детей качественные прилагательные, характеризующие друзей. 6. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, чувство товарищества, взаимопомощи. 7. Обогатить речь детей прилагательными: «добрый», «верный», «честный», «смелый», «самоотверженный», «дружелюбный», «преданный», «надежный», «отзывчивый», «внимательный», «правдивый», «мужественный». Используемые здоровьесберегающие технологи: точечный массаж, коррекционная и дыхательная гимнастика, иммаготерапию, аромотерапия, музыкотерапия, релаксация.
Предварительная работа: • Чтение рассказов В. Осеевой «До первого дождя» и «Добрая хозяюшка». Беседа по ним. • Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Два товарища». Беседа по нему. • Чтение рассказа К. Д Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно». Беседа по нему. • Толкование пословиц и поговорок о дружбе. • Проведение игр, способствующих развитию коммуникативных качеств детей: «Скажи соседу комплимент», «Волшебные очки», «Пойми меня». «Угадай, кто это». Оборудование: магнитофон, аудиозапись, песни В. Шаинского «Верные друзья», аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Вальс цветов», Э. Григ «Утро». Две игрушки бибабо, медвежат, бочонок меда, "Поляна дружбы", заготовка цветка на каждого ребенка, фломастеры, «цветик - семицветик». Ход мероприятия: Дети стоят полукругом. Воспитатель предлагает детям сделать массаж ушных раковин ( помассировать двумя пальцами ушные раковины сверху вниз) для того, чтобы лучше сосредоточиться на занятии и быть внимательными. Воспитатель: Рано утром солнце встало, Все вокруг светлее стало. В небе синем потянулось Детям нашим улыбнулось. - Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие. Ребята, сегодня мы поговорим о... Нет, я не буду вам ничего говорить, вы сейчас сами обо всем догадаетесь. Послушайте песню .... Звучит песня «Верный друг». Воспитатель: « Вы догадались, о чем мы будем говорить?» Ответы детей ( Мы будем говорить о дружбе и о настоящих друзьях.) Воспитатель: «Что такое дружба?» Ответы детей (дружба - это когда дети играют вместе, делятся игрушками, не ссорятся). Воспитатель: « А бывает так. что друзья иногда ссорятся?» Ответы детей (Да, бывает.) Воспитатель: «Что же надо делать, чтобы не ссориться?» Ответы ( Чтобы не ссориться, надо делиться игрушками, уступать друг другу в споре, соблюдать правила уметь прощать.) Воспитатель: «Я думаю, если мы будем соблюдать эти правила, то в нашей группе никогда не будет ссор. Вы ничего не слышите? Мне кажется, за ширмой что-то происходит. Давайте посмотрим». Дети садятся на подушки. В театре появляется медвежонок Лакомка с бочонком меда. Лакомка: « Какой у меня большой бочоночек меда, а мед ароматный, липовый. Сейчас я его весь съем.» Лакомка ест мед. Воспитатель: «Это медвежонок Лакомка Он такой сладкоежка и дня не может прожить без сладкого». Лакомка съедает весь мед, появляется второй медвежонок Топтыжка. У него маленькая чашечка с медом и две ложки. Воспитатель: « Вот и друг нашего Лакомки - медвежонок Топтыжка.» Топтыжка: « Лакомка, Лакомка,- ты где? Как хорошо, что я тебя нашел!»
Лакомка: « Ну чего тебе?» Топтыжка: « Мне мама меда дала, я тебя хочу угостить. Вот тебе ложка, а вот мне». Лакомке становится стыдно. Он опускает голову. Лакомка: «Не надо, ешь сам. Я не хочу.» Топтыжка: « Как же сам? Я хочу с тобой поделиться, с моим лучшим другом! Настоящие друзья всегда так поступают.» Лакомка берет ложку у Топтыжки. Лакомка: « Спасибо тебе, Топтыжка, за угощение и за урок.» Воспитатель: « Ребята, как вы думаете, почему Лакомка так сказал: «Спасибо тебе за угощение-и за урок»?» Какой урок преподнес ему друг ? Ответы детей: Лакомка так сказал потому, что ему стало стыдно: он все съел один и не поделился с другом.) Воспитатель: «Как вы считаете, чему Топтыжка научил Лакомку?» Ответы детей: (Топтыжка научил Лакомку делиться, не забывать своих друзей.) Воспитатель: «Ребята давайте поиграем в игру, где вы должны сказать, каким должен быть настоящий друг». Проводится игра с мячом «Подскажи словечко». Воспитатель: «Правильно, таким и должен быть настоящий друг». Дыхательное упражнение «Шарик». Дети должны надуть шар: широко развести руки стороны, глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот. Затем по хлопку воспитателя шарик лопается - дети хлопают в падоши. Из шарика выходит воздух, произносят звук «ШШШ...».(проводится 2 раза) Дети и воспитатель садятся на подушечки.
Воспитатель: «Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и о друзьях много пословиц и поговорок. Вспомните их пожалуйста и постарайтесь объяснить.» • Настоящий друг познается в беде. • Вместе тесно, а врозь - скучно. • Один за всех, а все за одного. • В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай. • Нет друга - так ищи, а нашел - береги.) Воспитатель читает стихотворение о дружбе: А разве друга надо звать, Когда темно в пути, Когда дороги не узнать И нету сил идти? Когда беда со всех сторон, Когда при солнце – ночь, Да разве не увидит он, Не ринется помочь? Ведь он не сможет есть и спать, Когда такое вдруг! Но… если друга надо звать – То вряд ли это друг. Воспитатель: «Ребята, а сейчас мы отправимся в путешествие в волшебный лес». Дети идут по ребристой дорожке, по коврику, со следами.
Мы шагаем друг за другом Лесом и осенним лугом. Крылья пестрые мелькают- Насекомые летают. Тишина стоит вокруг, Собрались мы все на луг. В центре группы лежат массажные коврики-цветы. Воспитатель: «Ребята, посмотрите, какие красивые цветочки выросли на этой поляне. Давайте представим, что мы стали бабочками, вокруг себя мы покружились и в бабочек мы превратились. Встали на наши красивые цветочки и собрали нектар». (массаж проходит 2-3 минуты) Воспитатель: « Наши бабочки покружились и в деток превратились» Воспитатель: «Ребята обратите внимание: на нашей поляне появились новые волшебные цветы. Посмотрите, середина цветка — это каждый из вас.(фото детей) Найдите свои цветы». Дети ищут каждый свой цветок, и садятся за стол. Воспитатель: «Нарисуйте в лепестках лица своих друзей и их настроение, ведь они всегда с вами и в горе и в радости». Дети начинают работать под музыку Э. Грига «Утро». Воспитатель спрашивает каждого ребенка о том, кого он нарисовал и предлагает украсить поляну цветами дружбы.
Воспитатель: « Какие замечательные цветы, как много у вас друзей. У нас получилась целая поляна. Как ее можно назвать? » Предложения детей (поляна дружбы) Воспитатель: «В нашей группе расцвел еще один цветок. (Показать детям цветик – семицветик) Цветик — семицветик шепнул мне, что может исполнить ваши пожелания друзьям». Дети вместе с воспитателем произносят волшебные - слова под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов»: Лети, лети, лепесток, через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Вели чтобы... Дети произносят свои пожелания друзьям. Воспитатель: «Я думаю, что все ваши пожелания исполняться. Все вы будете, беречь своих друзей и вашу дружбу». Предложить детям сесть по-турецки, положить руки на колени. Релаксация - «Волшебный цветок добра» с использованием аромотерапии. Воспитатель : Положите « цветок Добра» и хорошее настроение на обе ладони. Почувствуйте, как он согревают вас: Ваши руки ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья и радости. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас теплое, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами... Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли. Всего вам доброго! Дети не торопясь, встают. Воспитатель: «Наше занятие подходит к концу. Что вам понравилось на занятии?» (ответы детей) Воспитатель: «Молодцы, на занятии вы были активны, я верю, что вы будете ценить, и беречь вашу дружбу».