<> Проблема формирования гендерных представлений у детей среднего дошкольного возраста с нарушением речи - Дошкольное образование - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 07.05.2024, 10:23

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Дошкольное образование [ Добавить материал ]

Проблема формирования гендерных представлений у детей среднего дошкольного возраста с нарушением речи
[ Скачать с сервера (45.0 Kb) ] 19.04.2012, 14:18
Луковникова В.В.
ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары
Научный руководитель
доцент, к. псих. н. Л.В.Андреева

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Формирование основных качеств личности начинается планомерно и целенаправленно с первых лет жизни. В настоящее время проблема маскулинизации женщин и феминизации мужчин становится всё более острой. Половая идентификация не означает лишь осознания ощущений «Я – мальчик», «Я – девочка», но включает и целый ряд общественных ролей. Неверно понятые идеалы, навязанные обществом стереотипы заставили женщину отстаивать и добиваться для себя чисто мужских ценностей, вызывая этим отклонение в развитии психологического пола, становлении половой идентичности. Неверно усвоенная половая роль мальчиком в детстве является причиной депрессивных состояний, неврозов, социальных психотравм, чувства неполноценности и одиночества, нестабильности семейных отношений в зрелом возрасте.
На важность решения этих вопросов указывали педагоги и психологи. По мнению А. С. Макаренко, В. А. Фрейда, Сухомлинского, Б. Спока, А. Фромма, Б. И. Кочубея, О. Лосевой большое значение в развитии нормальных семейных отношений имеет дошкольный возраст, когда дети, воспитываясь в семье, приобретают те черты будущих семьянинов, которыми наделены их родители [1;2;3].
Именно дошкольный возраст является сенситивным периодом в формировании представлений о своих правах и обязанностях у мальчика как сына, мужа и отца, и соответственно у девочки - дочери, жены, матери.
Проблема гендерной идентификации является одной из важнейших проблем в психологии, ведь без ее решения невозможно разрабатывать методы диф¬ференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ мужественности и женственности. Длительное время данная про¬блема в силу объективных и субъективных причин оставалась вне поля зрения отечественных психологов. Вместе с тем, в зарубежной психологии она издавна привлекала большое внимание исследователей (Ch. Henshall, L. Stockard, М.М. Lonson, М. James, D. Johngaurd, E. Maccoby, N. Chodrow, F. Parsonce, J. Block, А. Bandura, М. Williams, М. Lewis, А. Parke, С. Honig, G. Kraig, Б. Уайтинг, Л. Чайлд, П.Н. Мюссен, Л. Дистлер, Р. Сиерс, К. Маурер, В. Хартуп, А. Зук, М. Лемб, Н. Лемб.) [10;12;13;14]
В исследованиях отечественных авторов проблемами гендерной идентификации младших школьников и подростков занимались Д.Н. Исаев, Т.О. Баранова, А.И. Захаров, И. С. Кон, А.Е. Личко, В.Е. Каган и другие. [1;6;9]
А.И.Захаров, изучая механизмы становления гендерной идентификации детей с родителями, классифицирует ее как сложный процесс со многими переменными, находящимися в динамической взаимосвязи. Автор выделил раз¬личные признаки идентификации для каждого возрастного периода. Идентифи¬кация с отцом у мальчиков выражена в возрасте 5-7 лет, а идентификация с мате¬рью у девочек - в 3-8 лет (возраст наиболее выраженной идентификации с роди¬телем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек - 3-8 лет). Такую ролевую идентификацию, с точки зрения автора, можно рассматривать как спо-собность ребенка, представляя себя на месте родителя того же пола, воспроизво¬дить его образ действий, соответствовать ему. Причем, идентификация у девочек с родителем того же пола, по сравнению с мальчиками, характеризуется большей продолжительностью и большей интенсивностью, то есть девочки чаще выбира¬ют роль матери, чем мальчики роль отца [9].
Т.О. Баранова, изучавшая особенности гендерной идентификации у мальчиков и девочек в семье, в качестве дополнительных факторов называет [10;11].:
- ценностные ориентации родителей в области воспитания сына и дочери;
- адекватные методы воспитания этих качеств;
- характер взаимоотношений взрослых и детей.
По мнению ряда авторов (М. Леви, Л.А. Розенблюм, J.D. Campbele) не менее важный, фактор, влияющий на процесс гендерной идентификации ребенка - это группа сверстников, поскольку именно детская группа выполняет потенциаль¬но могущественную роль в социальном развитии ребенка, его приспособлении к окружающей среде [6].
По данным И.В. Романова половая идентификация девочек прямо не связана с интеграцией мужских образов, в то время как половая идентификация мальчиков зависит от сопоставления себя с женскими образами [7].
Работ, посвященных исследованиям формирования гендерных представлений у детей с нарушением речи, недостаточно. Лишь в единичных работах частично рассматривается механизм формирования представлений о половой принадлежнос¬ти и полоролевом поведении детей, развивающихся в норме.
Обнаружение особенностей формирования гендерных представлений у детей с речевыми нарушениями, значимых для их дальнейшего психофизического развития, заслуживает пристального внимания. При этом особого внимания заслуживает дошкольный возраст. В 3 года ребёнок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентичности, а в возрасте 6-7 лет дети владеют обобщёнными представлениями о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств (одежда, причёска, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства). Но именно в возрасте 4-5 лет дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности и аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»), а также проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Они овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера. Так, мальчики стараются выполнять задания, требующие проявления силовых качеств, а девочки реализуют себя в играх «Дочки-матери», «Модель», «Балерина» и больше тяготеют к «красивым» действиям. [4;5;8]
Недостаток единого суждения об особенностях формирования гендерных представлений у детей 4-5 лет с нарушением речи и высокая практическая значимость этих вопросов, определяют необходимость проведения специальных исследований.

ЛИТЕРАТУРА
1. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер. с англ. А.А. Валеева и Р.А. Валеевой. Ростов - н/Д: изд-во "Феникс", 1998. 448 с.
2. Бендас, Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. - 431 е.: ил. - (Серия «Учебное пособие»),
3. Берн, Ш. Гендерная психология. - СПб., 2002. 320 с.
4. Гариен, М. Мальчики и девочки учатся по-разному!: Руководство для педагогов и родителей: Пер. с англ. М., 2004. - 301 с.
5. Ильченко, JI.B. Развитие психологического пола ребенка-дошкольника (4-7 лет). Дисс.канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1995.
6. Каган, В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет //Вопросы психологии, 2000, №2. С. 65-69.
7. Клецина, И.С. Развитие гендерных исследований в психологии // Общественные науки и современность, 2002, №3. С. 181 - 192.
8. Коломинский, Я.Л., Мелтсас М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников//Вопросы психологии, 1985, №3. С. 165-171.
9. Кон, И.С. Психология половых различий //Вопросы психологии, 1981, №2. С. 47-57.
10. Крайг, Г. Психология развития СПб: Питер, 2000. - 992 с.
11. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте /Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. М., 1948. С. 4-15.
12. Cross S.E., Madson L. Models of the self: self-construals and gender //Psychological bulletin. 1997. Vol. 122. №1. P. 5-37.
13. Johnson C. Gender and formal authority // Social psychology guar-terly. 1993. Vol. 56. №3. P. 193-210.
14. Maccoby E., Jacklin C. The psychology of sex differences. V. 1,2. Stanford University Press, 1974.
Категория: Дошкольное образование | Добавил: vitaliya
Просмотров: 1142 | Загрузок: 83 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz