Цель: ознакомление детей с понятием и видами группового давления, показать взаимосвязь навыков сопротивления групповому давлению с признаками уверенного человека.
Ход занятия: I. Упражнение «Разожми кулак». Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! Начать занятие я предлагаю с игры «Разожми кулак» Упражнение в парах. Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его любым способом (вариант: уговорить пересесть на другой стул, поменяться местами), кроме физического насилия. II. Обсуждение увиденных в игре способов оказания давления. Воспитатель: - Замечательно поиграли. Давайте теперь обсудим, к каким способам прибегали те, кто пытался заставить разжать кулак. (Ребята по кругу называют способы, запись на доске). Вывод: такие попытки заставить другого человека что-либо сделать без объяснения истинных причин, а лишь путем обвинений, лести, ссылок на других людей называется давлением. Особенно трудно сопротивляться давлению со стороны группы людей, т.е. групповому давлению, т.к. человек обычно стремиться быть членом какой-то группы, соответствовать нормам и ценностям этой группы. III. Обсуждения: Воспитатель: - Испытывали ли вы подобное состояние? - Вспомните, когда и со стороны кого вы испытывали давление? - Кто готов рассказать нам про такой случай своей жизни? Пояснение: - кто оказывал на вас давление?; - при каких обстоятельствах это было?; - как вы поняли, что на вас оказывается давление?; - какие чувства вы при этом испытывали?; - как вы вышли из этой ситуации? IV. Виды группового давления. Воспитатель: - Уже по вашим рассказам можно предположить, что существуют различные виды давления. Вы назвали многие из них. Сейчас я назову те способы оказания давления, которые наиболее часто используются в компании сверстников. - лесть; - насмешки; - шантаж; - похвала; - уговоры; - подкуп; - угрозы, запугивание; - подчеркнутое внимание; - призыв «делай как мы» - обман. Провести обсуждение этих видов давления. Вывод: Мы рассмотрели основные виды давления, и вы поняли, что с такими явлениями нам часто приходится сталкиваться в жизни. Мы довольно часто не можем противостоять ему, и уступаем, хотя вовсе не желаем этого. Такое явление в психологии получило название конформизм. Конформизм – склонность человека уступать психологическому давлению вопреки своему мнению, менять свое мнение под давлением группы. Одна из разновидностей давления – подражание окружающим, психическое заражение «стадное чувство». В толпе человек может делать то, что никогда не стал бы делать в одиночку. Человек при этом как бы «заражается» эмоциями толпы (например, ситуация паники). V. Отработка навыков распознавания способов группового давления. Ведущий: - Разыгрывание ситуации. Предлагаю разделиться на подгруппы и разыграть ситуации. Задача всей группы, определить какие виды группового давления использовались.
Ситуации для разыгрывания в подгруппах.
1. После игры в футбол старшие ребята говорят Коле, что он молодец, отлично играет, вообще, свой парень и предлагают отметить окончание игры и успешно забитые Колей голы, распитием пива. (лесть, подкуп, «делай как мы»). 2. Ребята под угрозой расправы требуют у Саши денег (он должен принести из дома). (угрозы, запугивание) 3. Одноклассники уговаривают Игоря пойти к нему домой, чтобы поиграть на новом компьютере. (обман, уговоры) Обсуждение с детьми, применяемых в каждой ситуации способов оказания группового давления. VI. Дискуссия «Какие черты личности помогают противостоять групповому давлению». Воспитатель: - А как вы думаете, какие качества человека могут помочь сопротивляться групповому давлению? Навыки отказа могут помочь сопротивляться групповому давлению. Уверенный в себе человек способен не бездумно починяться групповому давлению, а сопоставлять его со своими желаниями и мнением и поступать в соответствии с ними. VII. Отработка навыков отказа от нежелательного действия. Воспитатель: - Давайте попробуем потренироваться в отработке навыков отказа и противостояния групповому явлению. Пусть в круг выйдет доброволец, а все в группе по очереди будут стараться убедить его сделать то действие, которое я назову. Задача добровольца – прибегать к различным способам отказа и суметь противостоять групповому давлению. Например: - попытки уговорить прогулять урок; - пойти на позднюю дискотеку, не заручившись согласием родителей; - принять участие в рискованном мероприятии (например, прыгнуть с моста в реку). После разыгрывания ситуации отказа каждым добровольцем необходимо провести обсуждение с группой: - Какие способы сказать «нет» были использованы? - Какие из них оказались наиболее эффективными в данном случае и почему? VIII. Итог «Интересное - полезное». Ведущий: - Теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным и полезным. А может быть, кому-то что-то показалось неправильным или обидным.