<> Статья «Активизация познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы преподавания истории» - Учителю истории, права - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 06.05.2024, 15:10

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Учителю истории, права [ Добавить материал ]

Статья «Активизация познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы преподавания истории»
[ Скачать с сервера (30.3 Kb) ] 16.11.2011, 18:22
"Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить”.
Дистервег Л.
(немецкий педагог – демократ)
Определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. В системе школьного исторического образования происходят большие перемены: изменяется парадигма, идет поиск новых приоритетов, расширяется вариативность исторических курсов, форм и методик обучения.
Педагог Г.К. Селевко [2,5,6], считает, что большинство современных подростков пассивны, уровень их активности в ходе учебного процесса низкий, у многих формируется убеждение, что знания, даваемые школой, в жизни не пригодятся. Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, а главное - непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации учеников, невостребованности их личностного потенциала.
Однако современному обществу нужны высокообразованные, инициативные и предприимчивые молодые люди, способные творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому выпускники средней школы должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности, должны быть социально защищены. И, главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя. Решить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что в свою очередь будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению. Проблемой изучения активности личности занимались такие философы, педагоги и психологи, как И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, В. Соловьёв, Д.Б. Эльконин, Р.С. Немов, Б.А. Вяткин, Л.С. Выготский, А. Маслоу, Я.А. Коменский, Жан-Жак Руссо, Г. Песталоцци. В педагогике активность, по мнению А.Г. Асмолова, зависит от различного рода ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность и направленность деятельности субъекта. Активность как социально обусловленное качество личности не существует сама по себе. Она формируется под воздействием социальных условий и не может проявиться вне опыта человека, особенностей усваиваемых им знаний, навыков, привычек, а также возможности компенсации недостатков. Активность личности существенно зависит от ее задатков, направленности, моральных качеств [1,7,9].
Перед современным учителем истории стоит проблема: как преподнести материал, чтобы он стал доступным? С позиций учителя - масса новейших публикаций отечественных авторов, неоднозначно трактуемых концепций, обилие исторической литературы (научной, художественной, учебной), разнообразие методической литературы располагают к поиску, размышлению, экспериментированию, внимательному отбору материала для работы. В этой ситуации неоспорим факт необходимости саморазвития педагога как профессионала, освоение им новых концептуально- содержательных подходов, новой педагогической технологии для дальнейшей продуктивной деятельности, выбора собственной позиции в системе преподавания истории.
Повышение уровня предметных (исторических) знаний невозможно осуществить без активного интереса со стороны учащихся. Девятнадцатилетний опыт педагогической деятельности, позволяет мне сделать вывод, что одним из путей повышения интереса к предмету является использование активных форм обучения, позволяющих погрузить учащихся в активное организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми, а не только с учителем.
Специфика содержания школьного исторического образования, а также особенности классно-урочной системы обусловили разработку и практическую реализацию авторской системы активных форм обучения. В связи с этим основной целью своей профессиональной деятельности считаю формирование компетенций учащихся посредством реализации активных форм обучения.
Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:
-анализ и систематизация программного материала по критерию возможности использования активных форм;
-разработка целостной взаимосвязанной системы активных приемов, форм, методов обучения;
-отслеживание эффективности внедрения активных форм в процесс обучения.
Для развития предметной компетенции школьников необходимо:
- развитие коммуникативных, мировоззренческих, практико-ориентированных ценностей, идей, норм поведения; совершенствование социальной мобильности личности, которая может принимать ответственные решения в ситуации выбора, способна к сотрудничеству, динамична, конструктивна;
- создание условий для интенсивного творческого общения, что собственно определяет содержание всех ключевых компетенций [1,2,3].
Личностно-ориентированное обучение истории возможно в условиях тесного контакта учителя с учеником, взаимного сотрудничества и уважения.
Используя активные формы обучения, большое внимание уделяю организации учебного процесса. Задания выполняются индивидуально, в парах и малых группах. При выполнении в более крупных группах, возможен переход на задания для всего класса (так называемая пирамида). Значительный эффект дает оптимальный порядок размещения учащихся в классе для выполнения заданий: по рядам, «подковой», парами и малыми группами. Наиболее благоприятные условия для группового общения и для контакта с учителем создает расположение ребят в классе «подковой».
Учитывая особенности восприятия, которыми обладает каждый из учащихся, стараюсь включать в занятия разные виды деятельности, чтобы школьники могли и посмотреть, и послушать, и подвигаться [4,9].
Исходя из опыта работы представляется возможным сделать следующий вывод: использование активных форм является эффективным, так как
- учащиеся могут связать новый материал с предыдущим;
- заинтересованы в том, что делают;
- четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;
- имеют самостоятельность в работе;
- имеют возможность для развития нужных умений;
- имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу);
- обеспечены разными видами деятельности;
- имеют необходимую поддержку со стороны учителя;
- работают в подходящем для них темпе;
- понимают, когда и как будут оценены;
- могут оценить собственные успехи.

Подбор заданий для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на уроке, осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Предлагаемые ученикам задания затрагивают не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, ценностные ориентации. Важное условие эффективности образовательного процесса - включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия.
Интерес к использованию активных форм обусловлен широкими возможностями их применения в системе исторического школьного образования, так как адаптировать эти формы к различным возрастным категориям не представляет особых трудностей.


Творческие задания:
использую подход к эвристическому обучению А.В. Хуторского, который выделяет среди основных эвристических качеств учащихся когнитивные (необходимые в процессе познания учеником внешнего мира), креативные (обеспечивающие условия создания учеником творческого продукта деятельности) и методологические (оргдеятельностные) качества, проявляющиеся при организации образовательной деятельности ученика в двух предыдущих ее проявлениях - в познании и творчестве [6]. Руководствуясь данной классификацией, предлагаю ученикам следующие виды заданий.

Задания когнитивного характера:

- решение реальных проблем, существующих в исторической науке;
- исследование объекта (исторический текст, понятие, картина, музыка и т.д.);
- поиск принципов построения различных структур (видов и стилей текста, государств);
-«проживание» исторических событий и явлений, поиск их первопричин;
-метапредметные формы обучения, включая одновременную работу с разными способами исследования одного и того же объекта - гуманитарными и социологическими.

Задания креативного характера:

предложение учащимся по-своему выполнить то, что учителю уже известно, например, самостоятельно дать определение изучаемому понятию.

Задания оргдеятельностного характера:

разработка целей своих занятий по истории на четверть, год; разработка плана творческой работы; выработка самооценки, рецензии, анализа своей работы;
составление и проведение викторины, игры, кроссворда, урока для младших школьников.

В результате использования перечисленных типов заданий рождаются творческие уроки: урок-диспут («Особенности экономического развития России начала XX в.»); урок постановки проблем и их решения («Декабристы на Сенатской площади - акт гражданского неповиновения? Восстание? Революция?»), урок защиты творческих работ, проектов; урок-спектакль («Герои древней Эллады») и многие другие.
Интерес к использованию активных форм обусловлен широкими возможностями их применения в системе непрерывного исторического образования, так как адаптировать эти формы к различным возрастным категориям не представляет особых трудностей.
Анализ результатов анкетирования учащихся позволяет говорить, что движет учеником в процессе исторического познания?
В 5,6,7 классах это интерес к предмету в целом, возможность получить положительную отметку, завоевать авторитет в глазах учителя, родителей, желание всегда и во всем быть успешным, стать лучше, стать отличником! Формы проявления интереса, активности разнообразны: яркие ответы, системность в подготовке домашнего задания, активное изучение дополнительной литературы.
В 8-9 классах ситуация усложняется, подобная активность постепенно угасает, что имеет внешнее и внутреннее проявления: отсутствует «лес» рук, учитель не страдает от огромного количества вопросов. Детская непосредственность трансформируется в подростковый нигилизм. Любой ценой подросток желает получить высокую отметку (подсказки, обман учителя), которая является средством самоутверждения в коллективе. Мотив достижения успеха в учебе практически не развивается, познавательный интерес только у высокомотивированных.
В 10-11 классах интерес к предмету приобретает практический характер, рассматривается с позиции его необходимости в получении дальнейшего образования. Отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний. В этот период высока внутренняя, собственная мотивация. В связи с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся осуществляется подбор заданий к урокам. Этому уделяю особое внимание.

В процессе реализации активных форм на уроках истории акцентирование внимания делается на следующих ключевых моментах:
-эффективном взаимодействии учителя и ученика;
-создании учителем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых;
- понимании учителем существования различных стилей познания учеников и выборе различных форм и методов взаимодействия с ними.
-создании благоприятного эмоционального фона, способствующего чувственному восприятию сухих исторических фактов.
Также положительно апробированным является использование активных форм в историческом образовании, в основе которых лежат идеи:
-максимального использования личностного опыта ученика;
-опоры на групповой опыт;
-использование социального моделирования, т.е. проигрывания ситуаций, которые могут реально возникать в обществе, группе, реальной жизни;
-реализация конструктивного доброжелательного сотрудничества обучаемого и обучающего;
-занятия обучаемым исследовательской позиции (не узнавать о чужих открытиях, а открывать самому), используя исторические источники знаний [2,4,7].

Активные методы обучения построены на сознательном создании
напряженной ситуации, вынуждающей учащихся принимать решения для достижения заданной цели в различных условиях. Выработка решений сопровождается эмоциями, что в свою очередь обеспечивает мобилизацию интеллектуальных резервов, стимулирует познавательную деятельность, позволяет длительно удерживать внимание.
По мнению М.В. Коротковой [6], современная методика изучения истории в школе предполагает освоение педагогами новых методических моделей, эффективных форм учебных занятий, включающих разные виды активности учащихся. М.В. Короткова классифицирует виды учебной деятельности следующим образом: моделирование (игровая деятельность), коммуникативный диалог (дискуссионная деятельность), изучение источников (исследовательская деятельность). В соответствии с приведенной классификацией автор выделил в своей практике следующие модели учебных занятий.
На основе игровой деятельности:

-игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей) -«Путешествие на Олимпийские игры», «Ярмарка в Шампани»;
-игры-обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности) - «Октябрь – 1917. Переворот? Восстание? Революция?»;
-игры-соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъектно-объектных отношений) КВН (по различной тематике).
На основе дискуссионной деятельности:
-семинары (индивидуальная работа) «Мир на грани ядерной войны»,
- структурированные дискуссии (групповая работа) «Два разных мира: мода и быт 60-х гг.»
-проблемно-проектные дискуссии (коллективная деятельность класса). « «Отмена крепостного права», «Альтернативы послевоенного развития СССР».
Дискуссии классифицирую по формам проведения: «дебаты», «вертушка», «круглый стол», «симпозиум», «диспут», митинг», «суд» и другие.
На основе исследовательской деятельности:
• практические занятия;
• проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);
• исследовательские уроки (индивидуальная работа).
В процесс обучения истории включаю игры, активизирующие мыслительные процессы. Применение различных игр обеспечивает большую плотность общения, коллегиальность, контактность, аргументированность (для некоторых игр), большую рефлективность (ученик оценивает самого себя и свою роль в решении общей задачи), мотивированность (желание победить). В игре может самореализоваться даже ученик со слабой подготовкой. Использование различных режимов (ученик - ученик, ученик - группа, группа учащихся - группа учащихся) и их чередование способствует оптимизации занятий.
В процессе реализации активных форм могут возникнуть следующие проблемы:
• недостаток ответной реакции от группы или ее отдельных участников;
• постоянные вопросы и уточнения;
• поиск единственно правильного решения;
• затянувшиеся споры;
• межличностный конфликт между участниками;
• конфликт интересов в изучаемой сфере, обсуждаемой проблеме;
• долгие монологи отдельных участников;
• сложные для интересного представления темы;
• слишком много упражнений и недостаточно размышлений;
• отсутствие постоянного интереса;
• недостаточное методическое и дидактическое обеспечение;
• проблемы (недостаток, избыток) со временем;
• несоответствующее помещение для занятий.

В ходе своей педагогической деятельности многие из перечисленных проблем научилась конструктивно решать.

Для определения эффективности системы использую различные методики:
• тестирование;
• анкетирование;
• система диагностических контрольных срезов;
• рейтинг;
• самооценка.

Текущий контроль осуществляю следующим образом:
• обучающий зачет (совместный анализ ответов; учитель-ученик);
• викторина;
• письменные и устные зачеты;
• опрос при помощи системы карточек;
• проверка текстов ошибками;
• творческие работы (исследования, поиск, проект);
• конкурсы;
• сочинения- рассуждения по проблемным вопросам;
• устные ответы (с привлечением других учащихся);
• олимпиады;
• КВН.

Контролирующий материал составлен по общепринятым педагогическим нормам, рекомендованным министерством, но адаптированным к особенностям школы, и контингенту учащихся.

О результативности системы работы, эффективности использования активных форм можно судить по развитию у учащихся:
-надпредметных умений, таких как работа в коллективе, предвидение последствий, оценка изменений;
-мотивации к обучению в целом, к историческому познанию, к взаимодействию с другими людьми;
-личных качеств, таких как самооценка, уверенность в себе, ответственность;
-опыта исследования исторических источников;
Результатами реализации системы использования активных форм обучения также можно считать следующее:
- систематизацию программно- методического материала по истории по критерию возможности использования активных форм;
- целостную взаимосвязанную систему форм, приемов, методов;
- разработанный диагностический инструментарий по показателю использования форм, приемов, методов.

Библиографический список
1. Абасов З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников / З.А. Абасов // Школьные технологии. – 2000. - №2. – С.57-61.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Дарья Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 324с.
3. Васюра С.А. Коммуникативная активность школьников подросткового возраста и ее развитие / Сергей Васюра // Психологическая наука и образование. – 2000. - №2. – С.10-28.
4. Волочков А.А., Вяткин Б.А. Индивидуальный стиль учебной активности / Александр Волочков, Борис Вяткин // Вопросы психологии. - 1999. - № 5. – С.23-29.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. Выготский; Под ред. В.В. Давыдова. – М: Педагогика, 1991. – 480 с.
6. Кларин М.В. Технологические модели обучения / М.В. Кларин // Школьные технологии. – 2003. - №6. – С.3-22.
7. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. – С.34-52.
8. Крылова Н.Б. Культура учебной деятельности / Н.Б. Крылова // Школьные технологии. – 2002. - №1. – С.224-232.
9. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Галина Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224с.
Категория: Учителю истории, права | Добавил: nikitovka118 | Теги: история, методика преподавания
Просмотров: 1529 | Загрузок: 120 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz