<> классный час « О бескорыстии в дружбе» - Классному руководителю - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 12.12.2024, 10:37

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Классному руководителю [ Добавить материал ]

классный час « О бескорыстии в дружбе»
[ Скачать с сервера (33.0 Kb) ] 12.01.2012, 12:07
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Большеяниковская средняя общеобразовательная школа
Урмарского района Чувашской Республики

Классный час:
« О бескорыстии в дружбе»


Автор: Иванова Ирина Васильевна,
учитель чувашского языка и литературы

Д.Большое Яниково
2011 г.
-1-

Цель: повышение уровня культуры .
Задачи: формировать у детей позиции признания ценности дружбы, чувства ответственности за сохранение и укрепление дружбы; преодоление отрицательных явлений в дружбе-корысти, эгоизма; формировать практические навыки.
Оформление:
• аудиокассеты с записями песен;
• фоторепортаж «Давайте жить дружно»;
• плакаты о дружбе:
«Друг – это тот, кто всякий раз, когда ты в нём нуждаешься, об этом догадывается» (Ж. Генан)

«Без истинной дружбы жизнь – ничто» (Цицерон)
«Три вещи проверяются только в трёх случаях: стойкость в опасности, мудрость в гневе и дружба – в нужде» (французская пословица)
«Взаимное доверие – основа дружбы» (китайская пословица)
«В изъяснение того, что условием дружбы является старание каждого из друзей исправить словом или делом замеченные недостатки любого другого» (из поэмы "Золотая цепь")

Ход мероприятия
1.Вступительное слово учителя. Сообщение цели данного классного часа. Учитель читает отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?

-2-
Что такое настоящая дружба? Кого человек вправе назвать своим другом?
Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен, я уверена, каждый. И разговор о дружбе мне хотелось бы начать «от обратного». Понятие противоположное дружбе, - эгоизм. У эгоиста не может быть настоящего друга…Владимир Иванович Даль в своём «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие.
Вы дружите с человеком потому, что он близок вам. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Если человек выбирает себе друзей «за красивые глазки», «за модные одежды», то у них никогда не бывает настоящих друзей.
Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для вас действительно ценна - вы сделаете это не задумываясь.
Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в троллейбусе, прийти на помощь старому человеку - всё это проявление порядочности…
Я бы поставила порядочность на первое место в разговоре о дружбе. Потому что уверена - лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надёжные друзья. Друзья на всю жизнь. Такие, о которых мечтает каждый из вас.
«Друг». «Подружиться». «Дружба». Какой смысл Вы вкладываете в эти слова? Можете ли Вы дать чёткое определение этим понятиям? Ответ на наш вопрос мы постараемся найти в стихотворении «Что такое дружба?» Лики
1-й чтец:
-3-
Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.

2-й чтец:
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!
2. Учитель. С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Когда у человека есть настоящие друзья, это сильно влияет даже на то, насколько счастливым он себя чувствует. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу «НАСТОЯЩИЙ ДРУГ», и вы всё поймёте.
Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
– Мама, что это за птицы? – спросил он.
– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.
Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
– Ай-ай, они украли у нас еду!
– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с

-4-
птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение
добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
Обсуждение притчи.
-Согласны ли вы со словами орлицы и почему?
3. Что же это такое дружба?
1-й ведущий. Словари приводят множество толкований слова «друг». Толково-словообразовательный словарь в объяснении гораздо проще: «Друг. 1. Тот, кто тесно связан с кем-либо дружбой, любимый человек, возлюбленный или возлюбленная. 2. Сторонник кого-либо, защитник чьих-либо интересов, взглядов... 4. Разговорное. Употребляется как дружеское обращение к кому-либо».
2-й ведущий. Дружба – это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (Толковый словарь Ожегова). Дружба – это глубокая связь между людьми, которая предполагает «не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность,.. любовь» (Энциклопедия «Кругосвет»).
Зато словарь синонимов куда пространнее. «Друг (дружище, подруга), доброжелатель, приятель, благоприятель, наперсник, побратим, побратанец, товарищ. Друг близкий, задушевный, закадычный, интимный, искренний, неизменный, старый.
1-й ведущий. Познакомьтесь с размышлениями о дружбе современного писа¬теля Феликса Кривина и попробуйте ответить на такие вопросы: Для чего человеку нужен друг? Почему рельсы всегда рядом?
Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встре¬титься, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на мину¬
-5-
точку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай. Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.
4. Черты, характеризующих дружбу. Ситуационные вопросы учащимся.
1) Ученица 3 класса написала в газету такую заметку: « В нашем классе учится мальчик, у которого, наверное, очень часто плохое настроение. В нашем классе он чувствует себя чужим, одиноким. На переменах он всегда стоит или у стены, или у окна. А глаза у него грустные-грустные. Он стоит и смотрит на ребят, которые веселятся, играют, смеются. Иногда я замечаю, что ему тоже хочется играть с ребятами. Он даже иногда нерешительно делает шаг вперёд, но потом опять отходит к стене.
Ребята! Надо что-то сделать, чтобы всем было весело и все дружили. Лена».
Вопрос. Чтобы вы посоветовали Лене и ребятам?
2) Все пятёрки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: - А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать-
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг!
Вопрос. Почему с этой девчонкой не хотят дружить?
-6-
3) Жили две неразлучные подружки первоклассницы. Обе они маленькие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятёрки.
-Мы во всём, во всём одинаковые!- с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
-Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
-Да, ты стала хуже…
-Я?- удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!..
-Тройку получила Вера, но она ведь получила её, потому что на днях болела…А ты обрадовалась - и это значительно хуже.
Вопрос. За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне?
5.Составление учащимися «Законов дружбы".
1. Один за всех и все за одного.
2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
3. Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.
4. Не ябедничай, лучше сам поправь.
5. Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.
6. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
Учитель. Из «Законов Дружбы» можно сделать такой вывод. Дружба может быть постоянной и радостной только тогда, когда вы внимательно будете относиться друг к другу, научитесь тонко наблюдать за настроением, душевным состоянием друга, разделите с ним его радости и слабости.
А вот о каких «Законах дружбы» упомянул В.А.Сухомлинский в книге «Мудрая власть коллектива»:
-7-
- Не оставляй друга в беде. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту - значит нравственно готовить себя к предательс¬тву.
- Дружба - это нравственное обогащение человека. Обретая на-дежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
- Дружба - это вера в человека и требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность, тем больше ты обязан, должен.
- Быть требовательным в дружбе - значит иметь мужество разо-рвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
- Умей сделать так, чтобы вас с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит пре¬зирать корыстолюбие.
6. Мы сказали, что у дружбы есть свои законы, и главное из них - умение помочь другу. Поиграем в игру «Собери пословицу». Класс разделен на группы и у каждой группы находится конверт с пословицами. Они за определённое время должны из отдельных слов собрать пословицы и поговорки.
1) Друга ищи, а найдёшь - береги. 2) Без беды друга не узнаешь. Друг познаётся в несчастии. 3) С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде. 4) Недруг поддакивает, а друг спорит. 5) Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. 6) Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
7. 10 признаков Дружбы для тех, кто хочет иметь настоящих друзей.
Памятка для учащихся.
1).Друг — это тот, кто никогда о тебе не забывает.
Друг — тот, кто каждый раз, когда его нуждаются, об этом догадывается./Жюль Ренар /
2). Друг — это тот, кто всегда готов поговорить.
В радости друзья узнают нас, в несчастье мы узнаем их./ Джон Коллинз /
-8-
3). Друг — это тот, кому не безразличны твои проблемы.
Где слабеет дружба, там усиливается церемонная вежливость. / Уильям Шекспир/
4). Друг — это тот, кто переживает за тебя

В дружбе нет ни должников, ни благодетелей. / Ромен Роллан /
5). Друг — это тот, с кем все можно делать вместе.
Все должно быть общее между друзьями./ Еврипид /
6). Друг — это тот, кто умеет прощать.
Истинной дружбой могут быть связаны только те люди, которые умеют прощать друг другу мелкие недостатки./ Ж. Лабрюйер/
7). Друг — это тот, кто всегда заботится о твоем финансовом состоянии.
Перед одолжить у друга деньги, подумай — что тебе важнее: друг или деньги? /Американская поговорка/
8). Друг — не упрекать тебя твоими ошибками.
«Дружба-это прежде всего искренность, это критика ошибок товарища. Друзья должны первыми дать жесткую критику для того, чтобы товарищ мог исправить свои ошибки »./ Н.А. Островский /
9). Друг — это тот, кому всегда важна твоя мысль
Людей обычно сближает совпадение взглядов на третьих лиц и разделяет различие взглядов на собственную личность./ Збигнев Земецький /
10). Друг — это тот, кто всегда знает как тебя развеселить.
Сдерживает ногу твою от дома твоего, чтобы тобой он не пресытился и не возненавидел тебя./ Соломон /
3-й чтец: Никогда не меняйте друзей!
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймете это поздней,
Ближе друга на свете нету.

-9-
Никогда не теряйте друзей,
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернется к тебе,
Новым другом его не заменишь.
4-й чтец: И не стоит друзей обижать -
Станет раной на сердце обида,
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их душу будет закрыта.
Нужно дружбу беречь всегда.
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека.
8 . Ежегодно 9 июня мир отмечает День друзей. Эта праздничная дата считается неофициальной, но повод для её создания не теряет актуальности.
Международный день друзей просто создан для того, чтобы мы, независимо от жизненных обстоятельств и различных перипетий, напомнили своим друзьям о том, как они важны для нас, и порадовали их.
Про этот праздник в России знают совсем немногие. Между тем Международный день друзей с каждым годом становится всё популярнее.
Сегодня и мы с вами задумались над проблемой дружбы. Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я настоящий друг? Если ответ будет отрицательным – подумайте, что же нужно сделать, чтобы измениться. И тогда поверьте – Ваша жизнь обязательно станет лучше! Успеха!!
. Аудиозапись песни «Когда мои друзья со мной»

-10-
Использованная литература.
1. Нравственное воспитание школьников. - М. 1981 г. –112-120 стр.
2. В.А.Сухомлинский «Мудрая власть коллектива».- М. 1975 г.
3. Интернет - ресурсы.
Категория: Классному руководителю | Добавил: Мир
Просмотров: 2640 | Загрузок: 194 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz