Урок математики на базе музея. Тема урока: «Решение задач с помощью уравнений". Класс - 5 Цели урока: 1. Образовательные – выявить знания детей о старинных вещах; расширить знания детей по данному вопросу; отрабатывать вычислительные навыки, умение систематизировать, обобщать и выбирать нужный вариант составления уравнения; 2. Развивающие – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, сознательного восприятия учебного материала, развитие речи учащихся, потребности к самообразованию, развитие интереса к изучаемым предметам. 3. Воспитательные – воспитание патриотизма, познавательной активности, воспитание культуры общения. Оборудование урока: 1. Экспонаты школьного музея. 2. Мультимедиапроектор, компьютер. Тип урока: закрепление изученного материала. Форма урока: работа с материалами музея Ход урока: I. Организационный момент. …Прошлое – оно осталось с нами, И вовеки, знаю, не умрёт Речка Рось, пока под небесами Существует человечий род. - Ребята, о чём хотел сказать поэт Владимир Захаров этими строками своего стихотворения? - Для того, чтобы нация не вымерла, чтобы Россия оставалась величайшей страной в мире, настоящее поколение должно знать историю своих предков, ценить и беречь своё наследие. Именно поэтому сегодня наш урок математики мы с вами проводим с помощью музейных экспонатов школьного краеведческого музея.
II. Сообщение темы и целей урока. - Мы говорили ранее, что умение решать задачи является основным. Задачи можно решать по-разному. Одним из способов является решение с помощью составления уравнения. Этим способом мы с вами только начинаем овладевать. Важным моментом для умения решения задачи с помощью уравнений является выбор переменной. Ведь это самое начало решения! А как начнешь дело, так его и закончишь. Сегодня на уроке мы с вами будем вырабатывать навыки выбора переменной, будем решать задачи с помощью уравнений, но задачи не простые, а про предметы, с которыми мы познакомились в нашем музее.
III. Исторический экскурс - Как свидетельствуют учёные историки и археологи, первобытные люди появились на территории, где сейчас расположен наш район, около 30-35 тысяч лет назад. Период этот назывался палеолитом, а люди – неандертальцами. Жили они родовыми общинами, занимались охотой и собирательством. На экране вы можете увидеть жилище первобытных охотников (Приложение №1). Наше село Сорокино было основано однодворцами в начале XVIII века. Название села произошло от того, что первый поселенец был по фамилии Сорокин (Приложение №2). Изучением истории Красногвардейского района занимался Бережной Александр Стефанович. Давайте возьмём его книгу «Частица России», которая хранится в нашем музее, и вместе назовём основные факты истории нашего села. Первая деревянная церковь с деревянной же колокольней в Сорокино построена в … (в 1910 году). Церковь была освящена в честь Николая Чудотворца. Через 100 лет нашу церковь отреставрировали. В то время в Сорокино был 100 дворов, проживало …( 47 душ мужского, 53 – женского пола). Сорокинские мужики рачительно относились к земле. Да и земля в крестьянском обществе была отменная. Из 2832 десятин 2048 – были первосортными. Заботились крестьяне села и об агротехнике – треть земли находилась под парами. Урожаи собирали средние : … (по 35-40 пудов с десятины овса). В 1887 году уже было 135 хозяйств. Из них … (75 занимались промыслами, 25 семей – пчеловодством, 35 имели сады). .
IV. Устный счёт - Итак, вы услышали интересные данные из истории нашего села. На экране вы видите основные цифры (Приложение №3). Давайте устно быстро посчитаем, на сколько выросло количество подворий в селе Сорокино к 1887 году? ОТВЕТ. На 35 подворьев.
- В каком году деревянная церквовь была отреставрирована? ОТВЕТ. В 2010 году.
-Какова площадь земель, которые у наших предков находились под паром? ОТВЕТ. 944 десятины
- На сколько раз количество хозяйств, имеющих сады, больше, чем количество хозяйств, занимающихся пчеловодством? ОТВЕТ. На 10 раз.
V. Работа по теме урока 1. Когда-то на Руси большая часть населения ходила в лаптях (Приложение №4). Ходили в лаптях и наши предки. Кстати сказать, лапоть — обувь удобная и легкая. Такой обуви, как говаривали деды, нога радуется. Плести лапти умели почти в каждом доме. Но это не значит, что в таком деле нет своих секретов и не нужна сноровка и смекалка. Форма и приемы плетения лаптей вырабатывались веками. Лапоть хорош для дальних походов. При холщовых онучах (длинных портянках), обмотанных оборами (бечевками), при свежей ржаной соломе вместо стелек нога в лапте чувствует себя вольготно, не преет, — просит ходу. Богомольцы, совершая паломничество по святым местам, ходили в лаптях за тысячи верст. Для изготовления любого изделия требуется материал и инструмент. Посмотрите на экран (Приложение №5). Здесь вы можете посмотреть инструменты, необходимые для изготовления лаптей. Это нож, кочедык и мялка для лыка. Материалом для лаптей служит лыко. На один лапоть требуется шесть лык. Решим такую задачу (Приложение №6): Какой длины должно быть каждое лыко, если на изготовление лаптей для всех членов семьи ушло 72 метра лыка. Семья состоит из трёх человек. РЕШЕНИЕ: Пусть х м - длина одного лыка. На один лапоть требуется 6 лык, т.е. 6х м.. Каждому человеку нужно два лаптя, а членов семьи – три. Всего ушло 72 м лыка. Составим уравнение: 6х ∙ 6 = 72 6х = 72 :6 6х =12 х = 12 :6 х =2 м 2. Ещё одной достопримечательностью русского народа является самовар. Самовар – это металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой – высокой трубкой, наполняемой древесными углями. На прошлом уроке я дала задание подготовить сообщение об устройстве самовара. Давайте внимательно послушаем (Приложение №.7). Одним из экспонатов нашего музея так же является старинный самовар. Давайте-ка решим про него задачу (Приложение №6, №9): Самовар вмещает 3 с половиной литра воды. Сколько гостей можно напоить чаем при условии, что каждый выпьет по два стакана (250 г) и 500 г кипятка останется? РЕШЕНИЕ: Пусть х гостей можно напоить чаем. Если каждый выпьет по два стакана, значит он выпьет 500 г.И 500 г кипятка должно остаться. А всего самовар вмещает 3500 г воды. Составим уравнение: 500х + 500 = 3500 500х = 3500 - 500 500х =3000 х = 3000 :500 х =6 гостей 3. В крестьянской семье всеми работами, связанными с прядением и ткачеством, от выращивания льна и до отбеливания готовых холстов занимались только девушки и замужние женщины. Жизнь крестьянки с ранних лет была связана с прядением и его атрибутами. Девочке в колыбель клали детскую прялку для того, чтобы она легко приобщалась к прядению. С 5-6 лет девочку начинали учить прясть, помогать выращивать и обрабатывать лен, так что ко времени замужества она становилась искусной пряхой и ткачихой. Крестьянской семье было необходимо большое количество ткани. Из нее шили одежду, постельное белье, скатерти, полотенца. Ткань шла для приданого дочерям, на продажу, на вклады в церковь, тканью расплачивались с пастухами. А пряли пряжу вот на таких станках (экспонат музея). Я предлагаю вам решить следующую задачу (Приложение №6, №10): Искусная ткачиха за три часа ткала 1 м 50 см полотна. Сколько понадобится времени, чтобы эта ткачиха напряла 60 метров полотна? РЕШЕНИЕ: Пусть х часов понадобится ткачихе, чтобы наткать 60 метров полотна. Если за три часа она ткала 1 м 50 см, то за час она соткёт (150 : 3) м полотна. Составим уравнение: 6000 : х = 150 : 3 6000 : х = 50 х = 6000 : 50 х = 120 часов VI. Итог урока - Каждый экспонат музея уникален и, зная его историю, про него легко можно составить задачу. Какие предметы быта наших предков встречались в задачах? Каким же способом мы решали задачи сегодня на уроке? -Вы продемонстрировали мне свои умения выбирать нужный вариант составления уравнения, свои знания по истории родного края. Показали, как умеете работать с книгой. Наш урок подошёл к концу. Ребята, вы неплохо потрудились. Оценивание учащихся. VII. Рефлексия. Надеюсь, что наш урок на базе музея вам понравился. Я хочу, чтобы вы его оценили. У вас на столе лежат карточки с изображениями лиц. Поднимите ту карточку, которая демонстрирует ваше настроение по окончании урока, и объясните свой выбор (Приложение №11). VIII. Домашнее задание Сегодня у нас был необычный урок, поэтому и домашнее задание будет необычным. Я предлагаю вам решить старинные задачи при помощи уравнений. Обратите внимание во второй задаче на меры длины (Приложение №12).