Праздник в 1 классе «Прощание с «Русской азбукой». Конспект составлен Ивановой О.В. Музыка. 1 ученик. Мы сегодня очень рады Всех приветствовать гостей. Всех знакомых, незнакомых, И серьезных, и веселых. Первый класс, первый класс Пригласил на праздник вас 2 ученик. Заходите, проходите, Праздник-то какой! Приглашаем вас сегодня На прощанье с «Азбукой»! Ведущий. Подождите, подождите. Разве может быть прощание праздником? 2 ученик. Дело в том, что благодаря «Азбуке» мы узнали все буквы и научились читать и писать. А сегодня мы прощаемся с «Азбукой», она нужна другим ребятам, которые только начинают знакомство с буквами. Ведущий. Конечно, вы правы, сегодня вы покажете что узнали, чему научились. «Азбуке» будет очень приятно увидеть как успешно с ее помощь вы отправляетесь в длинное, но интересное путешествие по Стране знаний. Звучит музыка, входит Королева «Азбука». Азбука. Здравствуйте, ребята, знаете, кто я? Да, конечно, я «Азбука». Я – Азбука, учу читать, Меня никак нельзя не знать. Меня изучишь хорошо – И сможешь ты тогда Любую книжку прочитать Без всякого труда. А в книгах есть про все, про все: Про реки и моря, И что у неба нет конца, И круглая земля. Про космонавтов, к облакам Летавших много раз. Про дождь и молнии, и гром, Про свет, тепло и газ. А сегодня я пришла к вам, чтобы посмотреть, хорошо ли вы изучили мою книгу, много ли нового узнали. И если вы справитесь с моими заданиями-испытаниями, мы отправимся с вами в далекое путешествие – в мир книг, в страну Литературию! Но я вас только провожу, а дальше вы пойдете с другими книгами. Ведущий. Готовы ли вы, ребята, к испытаниям, которые приготовила для нас Азбука? Не боитесь, что не справитесь? Спасибо Азбука, что ты пришла к нам. Ребята готовы к твоим испытаниям. Садись, пожалуйста. Азбука. А сейчас я хочу немного рассказать о себе, о возникновении письменности. Посмотрите. Показ презентации «Возникновение русской азбуки».
Ведущий. Сказочный волшебный дом. Азбука – хозяйка в нем. Дружно в доме том живет Славный буквенный народ.
Ученик. 33 родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся! К нам они сейчас спешат, Славные сестрицы, - Очень я прошу ребят С ними подружиться!
Ведущий. ( Дети-буквы выходят после того, как их называют) А,Б,В,Г,Д, Е, Ж Прикатили на еже! З, И, К., Л, М, Н, О Дружно вылезли в окно! П, Р, С, Т, У, Ф, Х Оседлали петуха! Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я – Вот и все они, друзья! Принимай парад, Азбука! Ведущий. Дорогие гости, а какие буквы сейчас не назвали? Ё, Й, Ъ, Ь, Ы. Пять сестренок опоздали – Заигрались в прятки, А теперь все буквы встали В азбучном порядке. (Если в школе несколько 1 классов, то каждый ребенок рассказывает об одной букве) 1 ученик А,_Б А – начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать ее легко: Ноги ставит широко. Буква Б с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком.
2 ученик. В, Р Спать отправились подружки, Взяли пышные подушки: Р – одну, а буква В – две.
3 ученик. Г, Д Букву Г на плече носил, На лугу траву косил. Вот стоит, дымок пуская, Буква Д – труба печная.
4 ученик. Е, Ё На дворе такая жалость! Наша лесенка сломалась. Наша лесенка сломалась, Буква Е зато осталась. Е и Ё – родные сёстры, Различать сестер не просто. Но у буквы Ё две точки, Словно к лесенке гвоздочки. 5 ученик. Ж, К Это - Ж, А это – К. Целый жук и пол жука.
6 ученик. З З не просто завитушка, З – пружинка, крендель, стружка.
7 ученик. И, Й Молоток я раздобыл Из дощечек букву сбил. Сколько здесь дощечек? Три! А какая буква? И. И краткое не путай с И, Сверху галочку пиши.
8 ученик. Л, М Алфавит продолжит наш Буква Л – лесной шалаш.
Хорошо известно всем: Где метро, Там буква М.
9 ученик. Н Там я букву Н найду, Где гамак весит в саду.
10 ученик. О, Ю В старом дереве дупло Ну совсем как буква О. Чтобы О не укатилось, Крепко к столбику прибью. Ой, смотри-ка, что случилось: Получилась… буква Ю.
11 ученик. П На хоккее, на футболе Буква П – ворота в поле.
12 ученик. С, Э Полумесяц в небе тёмном Буквой С повис над домом. Буква Э на С дивится, Словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, Только нету языка.
13 ученик. Т Буква Т стоит на крыше: Телевизор в доме том. Т в антенну превратилась И на крыше очутилась.
14 ученик. У, Ф У – сучок. В любом лесу Ты увидишь букву У. Филин в книжку залетев, Притворился буквой Ф.
15 ученик. Х Х – забавная игрушка, Деревянная вертушка. Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка.
16 ученик. Ц, Ч Буква Ц – Внизу крючок, Точно с краником бачок.
Да, вы правильно решили: Ч мы пишем как 4, Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя
17 ученик. Ш Посмотри на букву Ш – Буква очень хороша, Потому что из неё Можно сделать Е и Ё.
18 ученик. Щ На расческу Щ похожа Три зубца всего? Ну что же!
19 ученик. Ь, Ъ, Ы Мягкий знак живет беспечно, Он без кепки ходит вечно. А упрямый твердый знак Кепку носит только так. А бедняжка буква Ы Бродит с палочкой, увы.
20 ученик. Я Буква Я шагает гордо. Всем на свете буква Я Доложить готова: А вы знаете, кто я? Вы не знаете кто я. Я не только буква Я – Буква, Слог И слово! Азбука. Я рада, что вы, ребята, так хорошо знаете все 33 буквы. Отныне и навсегда они – ваши верные друзья и помощники. Скажите, а петь вы умеете?
Ведущий. Конечно. Ребята приготовили веселые частушки.
1. К в карман к монтёру – прыг, А в кармане ролики. Из кармана в тот же миг Выскочили … кролики. 2. Вот какая смехота – Р свалилась на кота. Кот не кот теперь, а крот! Роет он подземный ход. 3. Как-то вздумали газели С буквой Т затеять игры. И за это чуть не съели Их безжалостные… тигры! 4. Букву Д на дне пруда Отыскали раки. С той поры у них беда, То и дело драки!
Азбука. Ох, повесили меня. Ведущий. А сейчас ребята расскажут, что они узнали на уроках, изучая «Азбуку». 1 ученик. Ежедневно по утрам Заниматься надо нам. Мы с доски не сводим глаз,
2 ученик Ель, топор, лопата, руки – В каждом слове слышим…звуки. Все. Звуки. 3 ученик Звуки эти разные – гласные, согласные. Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, В тёмном лесу звать и аукать И в колыбельке сестренку баюкать, Но не желают свистеть и ворчать. 4 ученик. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.
5 ученик. С-с-с… змеиный слышен свист. 6 ученик Ш-ш-ш… шуршит опавший лист. 7 ученик Ж-ж-ж… шмели в саду жужжат. 8 ученик Р-р-р… моторы тарахтят 9 ученик Ми-ла мы-ла ру-ки мы-лом. Ма-ша ка-шу ва-рит нам. Чтоб скорей и легче было, Все читайте по слогам. 10 ученик Соединили мы два слова – И предложение готово. Дождь идет. Гремит гроза. Улетела стрекоза. 11 ученик Мы знаем буквы, знаем слоги… Умеем говорить, считать… И постепенно, понемногу… (Хором) Мы научились все читать! Азбука. Да, многому вы научились. Ну, что ж следующее мое задание – составить слово. А вот какое это слово, вы узнаете, получив от меня задание – карточку. На каждой из них нарисован предмет. Название этого предмета вы должны составить из букв. Например, на картинке нарисован сыр. Вы должны выбрать необходимые буквы. Составим две команды по три человека. (Даются две картинки: жук и лес, на столе несколько букв. Дети выполняют.) Молодцы, ребята! А теперь следующее задание – первые буквы забираем, а вам, ребята, надо составить новые слова из оставшихся букв и букв Л и В. (Дети выполняют). Молодцы! Третье задание – последние буквы забираем. Составьте новые слова из оставшихся букв, используя также буквы К, Г. (Дети выполняют). Спасибо, ребята, порадовали. Следующее задание… Вбегает Лень. А меня забыли!!! Почему не пригласили на праздник? Я выступать хочу! Ведущий. А кто вы? Азбука. Это же лень. И что же ты делать будешь? Лень. Стихи читать. Азбука. Ну как, ребята, послушаем? Только слушайте внимательно, и если Лень ошибется, исправьте ее. Лень. Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно ВРАЧЕЙ. Ведущий. Кого? Какое здесь слово должно быть, ребята? Дети. ГРАЧЕЙ. Лень. Ну подумаешь, разочек ошиблась. Слушайте дальше. Синеет море перед нами, Летают МАЙКИ над волнами… Ну что? Опять ошибка? Не может быть! А как надо? Дети. ЧАЙКИ. Лень. Тогда другое прочитаю, вчера выучила. Говорят, один рыбак в речке выловил башмак. Но зато ему потом на крючок попался дом! Почему вы смеетесь и не хлопаете? Ведущий. Ребята, исправьте Лень. Дети. СОМ, а не дом. Лень. Поняла, поняла. Слушайте дальше. Врач напомнил дяде Мите: Не забудьте об одном: Обязательно примите Десять цапель перед сном! Ведущий. Ребята, подскажите, как правильно. Дети. Капель. Азбука. Видишь, Лень, что происходит из-за того, что ты ленишься и не доводишь ни одно дело до конца. Если бы ты чуть-чуть побольше поучила, все бы рассказала правильно. Ведущий. Дорогая Азбука, а можно покажем Лени, как ребята учат стихи.
Читалочка Валентин Берестов. Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай еще страницу!» Не надо звать! Не надо ждать, А можно взять И почитать!
Что написано в тетрадке? «А я уже Могу писать! А я могу писать! Могу тетрадку показать И даже полистать!» «Ого! Да ты ученым стал! Скажи, О чем ты написал?» «А мне откуда Это знать? Я сам хотел бы знать! Ведь я сказал – Могу писать! Писать, А не читать!» Азбука. Ах, какие вы, молодцы, ребята. Не просто выучили стихотворения, а еще и как красиво рассказали. Лень. Подумаешь стихи. А я вот вам тут загадки приготовила. Никогда не отгадаете. Где же они? А… вот. Ведущий. Ребята, постарайтесь. Лень. Что испугались? Слушайте. Если сломан карандаш – Я помощник верный ваш, Я, как врач, его лечу – Быстро, остро заточу. (Точилка) То я в клетку, то в линейку, Написать по ним сумей-ка! Можешь и нарисовать! Что такое я? (Тетрадь).
Если ты его отточишь, Нарисуешь все хочешь, Солнце, море, горы, пляж… Что же это ? (Карандаш).
Буквы-значки, как бойцы на парад, В четком порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется все… ( Алфавит).
Говорит она беззвучно, Но понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней. (Книга).
Азбука. Видишь, Лень, ребята, справились с твоими заданиями, потому что в отличии от тебя, они не ленятся, стараются хорошо учиться и все у них получается. Последняя загадка была про книги, они, как мудрые добрые друзья, вводят вас в удивительный и прекрасный мир, рассказывают о земле и космосе, о жизни детей, знакомят с замечательными людьми. Читая, вы и сами становитесь умнее, сильнее, добрее. Сегодня книжные герои не смогли прийти к вам на праздник. Они прислали телеграммы, но забыли поставить свои подписи. Давайте вместе разгадаем, кто их прислал. Азбука читает телеграммы, дети называют произведения и автора. «Спасите! Нас съел серый волк…(Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»). «Очень расстроена! Нечаянно разбила яичко…» (Мышка из сказки «Курочка Ряба»). «Прибыть на ваш праздник не могу, от меня сбежали брюки…» (Грязнуля из стих-я К.И.Чуковского «Мойдодыр»). «Дорогие гости! Помогите! Паука-злодея зарубите! (Муха-цокатуха из сказки К.И.Чуковского). «Пришлите, пожалуйста, капли: мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись!» (Цапли из сказки К.И.Чуковского «Телефон»). Ведущий. Ну, как, Азбука, хорошо подготовились наши ребята? Азбука. Молодцы! Порадовали меня! Ведущий. А теперь подарим Азбуке и нашим гостям песню «Чему учат в школе». Дети поют песню. Азбука. Спасибо вам, друзья! На память о сегодняшнем дне празднике хочу подарить вам подарки – книги. Вручение подарков.
Ведущий. Наш праздник подходит концу. А теперь предлагаю вам принять участие в игре. Песня «Научи нас веселиться». Если птицы распевают тут и там, Если бабочки расселись по кустам, Научи нас веселиться, Покажи нам, как резвиться, А мы будем делать так же, как и ты. (После 1-й, 2-й и 4-й строк – по два хлопка в ладоши.) Если выучил урок ты назубок Да к тому ж еще товарищу помог, Научи нас веселиться, Покажи нам, как резвиться, А мы будем делать так же, как и ты. (После 1-й, 2-й и 4-й строк – по два щелчка пальцами.) Если дома ничего ты не учил, Если двойку на уроке получил, Научи нас плакать, плакать, Научи нас ахать, ахать, А мы будем делать так же, как и ты. (После 1-й, 2-й и 4-й строк – дети берутся за щеки и, покачивая головой, произносят «ай! ай!».) Если маме всю посуду перемыл, И ни чашки, ни тарелки не разбил, Научи нас веселиться, Веселиться и гордиться, А мы будем делать так же, как и ты. (После 1-й, 2-й и 4-й строк – по два удара по коленям.) Если в космос ты отправился во сне, Если бегал ты вприпрыжку по Луне, Покажи, как ты резвился, Как резвился, веселился, А мы будем делать так же, как и ты. (После 1-й, 2-й и 4-й строк – по два хлопка в ладоши.) Азбука. Я очень рада, ребята, что пришла к вам на праздник. А теперь мне пора в путь, учить других детей. Дети. Мы теперь читаем сами, Знаем слоги и слова. Скажем Азбуке: "Спасибо!" – Расставаться нам пора! До свидания! До свидания! А на следующий год Наша Азбука научит Тех, кто в первый класс придет До свидания!
|