Мастер-класс по теме "Люблю берёзку русскую!" ________________________________________ 1. Эмоциональная разминка. - Поговорим? - Поговорим! - А знаете о чём? - О чём? - О разном и о прочем. О том, что хорошо, и хорошо не очень. Поговорим? - Поговорим! - Нам будет интересно! 1 - й слайд "Мастер - класс" 2. Установление контакта с участниками. - Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение. - Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья? - Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать? - Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать? 3. А о чём будем говорить, узнаем, если отгадаем загадки.
Клейкие почки, Зелёные листочки, С белой корой Стоит под горой.
На лесной опушке Стояли две подружки: Платьица белёны, Шапочки зелёны.
Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит. А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей!
4. Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас. Любит наш народ зелёную красавицу. Её часто изображают на своих картинах художники, нежность берёзы воспевают поэты. Наша творческая мастерская посвящается русской берёзке.
Творческие группы читают подготовленные дома стихотворения русских поэтов о берёзке: - С.Есенин «Берёза» Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. - - А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую» А.А.Прокофьев Люблю березку русскую, то светлую, то грустную, В белом сарафанчике,с платочками в карманчиках, С красными застежками, с зелеными сережками. Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, то грустную, плакучую. - - А.Фет «Печальная берёза»
5. Какой вы увидели берёзку в своих стихотворениях? (слайд)
6. Наряд её лёгкий чудесен, Нет дерева сердцу милей! И много задумчивых песен Поётся в народе о ней!
Как же хороша наша берёзка в народном творчестве. Какая она в русской народной песне? Ребята, прочитайте отобранные вашей группой песни. Нас интересуют те места, где отношение народа к берёзке особенно хорошо выражено через уменьшительно-ласкательные суффиксы. Группы представляют выразительное чтение найденных дома народных песен: - «Во поле берёза стояла…» - «Берёза моя, берёзонька…» Береза моя, березонька, Береза моя белая, Береза моя кудреватая! Стоишь ты, березонька, Посерёд долинушки. На тебе, березонька, Листья зелёные, Трава шелковая Под тобой, березонька, Трава шелковая Близ тебя, березонька Красны девушки В Семик поют, Под тобой, березонька, Красны девушки Венок плетут.
- Берёзка белый сарафан надела, Кудри завела, косы заплела, До чего же хороша, Словно девица - душа!
(слайд)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Ой, бежит ручьём вода! Нет ни снега и ни льда! Ой, вода, ой, вода, Нет ни снега и ни льда!
Прилетели журавли И соловушки малы! Журавли, журавли И соловушки малы!
И т.д.
7. Какие народные приметы, связанные с берёзкой, вы знаете? - Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету. - Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют снизу — поздняя - Коли берёза наперёд опушается, то жди сухого лета, а коли ольха — мокрого.
8. Я видела, что вы очень любите загадки. Я думаю, что вы их тоже приготовили сегодня. Давайте послушаем. Лесные загадки. 1. Ствол белеет, 2. Стоит девица Шапка зеленеет, Косу белу распустила, Стоит в белой одежде, Сединой прикрылась, Свесив серёжки. Валенки надела, Чтоб тепло ей было; зиму –зимовать.
5. Зелена, а не луг, 6. Пришла весна-красна! бела, а не снег, Беляна с радости заплакала, кудрява, а без волос. Слезами платьице закапала.
7. Сок слащёный, 8.Сама чиста, бела, Сок сгущеный, И в дому чистоту навела. Капает из скважины, Радугой наряженный
9.Белотелая девица 10 .В белом сарафане Солнца вовсе не боится: стала на поляне. Конец лету, Летели синицы. А загара нету. Сели на косицы.
Многие загадки построены на сравнении. С чем же в наших загадках сравнивается берёзка?
(дети говорят. Слайд)
Радостное, нарядное дерево. Стройный, белый, как мрамор ствол, виден издалека. Длинные, тонкие ветви, словно косы девицы, низко свешиваются к земле и придают всему дереву то торжественно-печальный вид, то шаловливый, то грустный.
9. Берёза красива в любое время года. Почитайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил берёзу? И почему вы так думаете?
Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах Это платье золотое У берёзы на плечах. (Е.Трутнева) (Осенью)
Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром (С.Есенин) (Зимой)
Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы, Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы. (С.Есенин) (Летом)
10. Описание берёзы мы видим и у В.И.Даля : Обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка». В.И. Даль приводит пословицы о березе. Береза не угроза: где стоит, там и шумит. Береза ума дает (о розгах). Попробуйте отгадать старинную поэтическую загадку.
Её нашла Таня в словаре Даля. «Стоит дерево цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – свет от тьмы да тепло от стужи, третье – дряхлым пеленанье, а четвертое – жаждущим родник». Что это за дерево? Конечно, береза.
Давайте отгадаем, что же это за четыре угодья.
Дети поясняют: Первое угодье – банный веник, второе – это, конечно, лучина, применявшаяся прежде для освещения крестьянского жилища, и березовые – лучшие из всех прочих – дрова. Дряхлым пеленанье – давний обычай скреплять берестой расколотые глиняные горшки, кувшины, корчаги, кринки. И, наконец, четвертое угодье – сладковатый березовый сок, утоляющий жажду.
11. Мы много нового узнали о берёзке. Попробуйте в своём сочинении выразить свои чувства к этому прекрасному дереву – символу России. Творческая работа.
Творческая работа БЕРЁЗА
Берёза моя, берёзонька, Берёза моя славная, всем людям милая. Стоишь ты, берёзонька, на горочке, Освещаешься красным солнышком. На тебе, берёзонька, листья зелёные, А вокруг тебя ромашки белые. Как мы чтим тебя, восхищаемся. О тебе поём песни славные, Что нет на Руси краше дерева.
Автор: 3 класс
12. Читают работы.
13. Ребята, вы любите, когда вас хвалят? А вы сами умеете произносить добрые, приветливые слова? Ребята, давайте похвалим березу и подарим ей свои подарки.
1. Я дарю тебе птицу, она будет тебе другом и спасёт от гусениц. 2. Я дарю тебе солнышко, чтобы оно согревало тебя, пусть оно светит ярко -ярко и помогает окраситься в зеленый цвет. 3. Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя. 4. Я дарю тебе дождевого червяка, пусть он землю сделает плодородной, и она будет кормить тебя. 5. Я дарю тебе зелёные листики, пусть у тебя их вырастет много-много, и они будут шуметь, а я приду и послушаю шум и спрячусь под ними от жаркого солнца. 6. Я дарю тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много твоих друзей - птиц. 7. Я дарю тебе семена. Пусть у тебя будет много-много цветов, чтобы они тебя украшали; 8. Я дарю тебе бабочку, пусть она отдыхает на твоих листьях, и украшает тебя.
14. Задание на дом: А в качестве домашнего задания- ПОХВАЛИМ БЕРЁЗКУ! Подумайте, за что вам хотелось бы похвалить это замечательное дерево. Это и будет ваше домашнее задание.
|