<> Методические рекомендации по организации работы над задачей на уроках математики в начальной школе - Учителю начальных классов - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 18.05.2024, 23:07

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Учителю начальных классов [ Добавить материал ]

Методические рекомендации по организации работы над задачей на уроках математики в начальной школе
19.03.2012, 08:23
Методические рекомендации
по организации работы над задачей на уроках математики
в начальной школе.

Шарова Н.К., учитель начальных классов, высшая категория
город Рудный, школа № 12.

В настоящее время учителя очень обеспокоены тем, что далеко не каждого ребёнка удаётся научить решать математические задачи. Работа с большинством математических задач в начальных классах нередко сводится только к нахождению решения и получения правильного ответа. Между тем текстовый материал многих задач, ситуаций, о которых идёт речь в задачах, содержат в себе большие возможности для познавательного развития учащихся, для раскрытия практической значимости решения задач. Многие задачи в учебниках составлены так, что уже содержат познавательные вопросы, то есть, вопросы, требующие не только выполнения простейших арифметических действий, но и определённых элементарных исследовательских качеств.
Поясняю это на примере: «Доярка надоила от 6 коров по 12 литров молока от каждой. Поместится ли это в 2 бидона ёмкостью по 32 литра каждый?»
Здесь учащимся нужно не только ответить на вопрос: «Сколько всего литров молока надоила доярка?», но и решить практически важный вопрос: «Поместится ли это молоко в 2 бидона ёмкостью по 32 литра каждый?» Для ответа на него учащиеся должны произвести сопоставление найденных ими (а не данных в условиях задачи!) двух величин: количество полученного молока от всех коров и общей ёмкости всех бидонов.
Младшие школьники, прочитав задачу, не анализируют её, а сразу приступают к решению, не обосновывая выбор арифметического знака действия. Что можно посоветовать учителю в этом случае? Как научить ребёнка анализу задачи, составлению плана решения и только потом её решению?
Сначала следует научить ребёнка читать задачу, понимать смысл прочитанного, подмечать, какие события произошли в задаче: что было, что изменилось; объяснять, что обозначает каждое число в задаче, в чём суть тех или иных математических выражений. Разрешить эту проблему помогают «задачи без вопросов». При таком методическом подходе дети приобретают первые навыки анализа на основе событий, происходящих в задаче.
Путь к осознанному решению задач лежит главным образом через составление их детьми. Я делаю это по:
• картинкам;
• числовым данным;
• вопросу;
• решению и ответу;
• схеме;
• чертежу;
• краткой записи;
• плану решения.
Такую творческую работу планирую привести в систему и составить сборник задач, придуманными учениками класса.
Наиболее сложный учебный элемент в обучении младших школьников решению задач – поиск решения задачи. Успешный поиск решения задачи, прежде всего, зависит от того, насколько решающему удаётся установить все необходимые связи и отношения, существующие между данными задачи, данными и неизвестными, данными и искомыми. В то же время выделению этих отношений способствует определённая схематизация текста задачи и, прежде всего выделение основного отношения, которое детерминирует способ решения задачи.
В текстовых задачах по математике для начальной школы можно выделить 2 основных отношения, которые существуют между данными и искомыми задачи, определяющие выбор способа решения: это отношения «быть суммой» и «быть произведением». Выбор способа решения в задачах первого типа («быть суммой») определяется на основе зависимости между суммой и слагаемыми.
1. Перед введением этого приёма решения задач следует отработать с детьми понятие «целое», «часть». Предлагаются фигуры:

Чем похожи эти фигуры? (состоят из частей) Разрезаем фигуры, вывод: если от целого взять часть, то остаётся другая часть, если сложим, то получится целое.
2. Даётся заготовка модели:

Например: а) нахождение суммы: «У Толи 5 книг, а у Лены 3 книги Сколько всего книг у детей?»
Дети делают вывод: чтобы найти целое, надо сложить части.
б) нахождение неизвестного слагаемого: Уток – 6, кур - ? Всего – 10 птиц.

10 п.

6 п. ? п.

Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.

Рассмотрим задачи, основанные на понятии «быть произведением». Иллюстрируем при помощи прямоугольника со сторонами «а», «в». а . в= с
Зависимость такого вида рассматривается в задачах с пропорциональными величинами на движение, определение массы, купля-продажа и т.д.
Множители – это стороны прямоугольника, а произведение иллюстрируется значением площади этого прямоугольника. Например, «От каждой из 6 коров доярка надоила 12 литров молока. Сколько всего литров молока надоила доярка от этих коров?»

6 к.

по 12 л

Если зависимость между множителями и произведением используется 1 раз, то рисуем 1 прямоугольник, а если 2 ситуации, то 2 прямоугольника.
Например, «Масса 5 одинаковых мешков сахара 500 кг. Найди массу 7 таких мешков».


7м.
5м.

по ? кг по ? кг

Дети учатся иллюстрировать данные в задаче с помощью «картинок с точками», при этом осуществляются операции в определённой последовательности и надо усвоить алгоритм рассуждения.
Рассуждаю так:
1. Мне известно…
2. Надо узнать…
3. Рисую и объясняю…
4. Подумаю, надо объединять или удалять…
5. Объясняю решение…
6. Решаю…
7. Отвечаю на вопрос задачи…

Например:
«В гараже было 7 машин. На работу выехали 2 машины. Сколько машин осталось в гараже?»


- 7
Большую роль в отработке умения решать текстовые задачи играет методический приём составления обратных задач, приём решения задач разными способами, приём конструирования задач.
Предлагаю памятку, которая поможет правильно организовать работу над задачей:
1. Чтение текста с пониманием (в тишине).
2. Составления плана решения задачи.
3. Обоснование выбора действия.
4. Реализация плана решения или оформление решения задачи.
5. Выделение ответа и проверка.

Приёмы проверки.
1. Составление обратных задач.
2. Введение ответа в решение.
3. Разные способы решения.
Категория: Учителю начальных классов | Добавил: Ninulya
Просмотров: 1433 | Загрузок: 1 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz