Урок русского языка.Тема: Изменение имён существительных по вопросам. - Педагогическая мастерская - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт
Педагог 21 века.ru
Методическая площадка по обмену опытом педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь. (Аристотель)
Тема: Изменение имён существительных по вопросам. Цели: ознакомление с изменением окончаний имён существительных в зависимости от вопросов; развитие орфографической зоркости; формирование навыков по составлению текста; воспитание чувства дружбы. 1. Подготовка к восприятию нового материала. (На доске запись: (Вет...р, в…р…бей, м…л…ко, в…рона.) - Прочитайте слова. - Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение. - Какими частями речи они являются? - Что вы о них можете сказать? - Как вы думаете, о чём сегодня будет новая тема? 2. Работа над темой урока. а) У каждого на столе карточка. Друг – это человек, который всё поймёт и поможет. Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге. - Прочитайте предложения. Что в них общего? - Есть ли у вас друзья? - Какие пословицы о дружбе вы знаете? - Выпишите из каждого предложения слово друг с вопросом, на который они отвечают. - Что заметили? - Выделите окончания. - Как вы думаете, почему меняются окончания в существительных? - Почему менялись вопросы? - От чего это зависело? Вывод: В русском языке существительные могут отвечать на различные вопросы: кто? кого? кому? кого? кем? о ком? - Что можете рассказать о существительном друг? (Одушевлённое, ед. ч., м. р.) б) – Давайте попробуем заменить слово друг на слово дерево. - Что заменится? - Почему? - На какие вопросы оно будет отвечать? - Итак, на какие вопросы могут отвечать имена существительные? - Что изменилось у существительных . когда они стали отвечать на разные вопросы? - Для чего нужно изменять существительные? 3. Физкультминутка. - Если я назову существительное, которое отвечает на вопрос «кто?», приседают девочки. Если произнесу существительное, отвечающее на вопрос «что?», приседают мальчики. Девочки попытаются сосчитать количество существительных, отвечающих на вопрос «кто?», а мальчики - на вопрос «что?» Слова: огонь, рысь, малыш, гараж, ёж, кувшинка, шишка, чайка, снежинка, синица, окунь, задача, жизнь. 4. Закрепление. а) Упр. 375, стр. 68.(коллективно) - О чём этот рассказ? - Как можно озаглавить этот текст? - Кто является главным героем? - Что заметили в этом рассказе? - выпишите слово лиса по вопросам. - Что можно сказать об этих парах слов? - Почему изменились окончания? - От чего это зависит? - Вы увидели, что в тексте в каждом предложении повторяется слово лиса. Какими другими словами его можно заменить?- Прочитайте текст с изменениями. - Заметили ли вы разницу? б) самостоятельная работа с последующей проверкой. Упр. 374. 5. Рефлексия. - о чём узнали сегодня на уроке? - Кому было легко отвечать на вопросы? Покажите синий кружочек, кто испытывал затруднения – красный. 6. Домашнее задание. Стр. 69, упр. 376.