<> КАДЕТСКОЕ БРАТСТВО. Час общения о «кадетском братстве» - Педагогу-организатору - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.04.2024, 03:13

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Педагогу-организатору [ Добавить материал ]

КАДЕТСКОЕ БРАТСТВО. Час общения о «кадетском братстве»
[ Скачать с сервера (30.2 Kb) ] 12.09.2012, 12:49
Подготовил:
преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ Марьевская ООШ
Кожухов В.И.
КАДЕТСКОЕ БРАТСТВО
Час общения о «кадетском братстве»

Цели: расширить представление детей об истории военного образования России; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, благородство, верность долгу; побуждать детей к самосовершенствованию, саморазвитию, желанию следовать достойным образцам для подражания.
Подготовительная работа: распределить роли ведущих среди детей (4 ученика).
Оформление: портреты Н.С. Лескова, К.Ф. Рылеева, М.И. Кутузова, фото: дворец Меньшикова, Исаакиевская площадь, иллюстрации к восстанию декабристов.
План мероприятия
1.Вступительное слово.
11.Первый информационный блок,
1. Кто такие кадеты?(Краткая историческая справка).
2. Конфеты в яме (Проблемная ситуация).
3. Ваше мнение? (Блок обсуждения).
111. Второй информационный блок.
1. Словарная работа.
2.Праведники кадетского монастыря (Портретные зарисовки).
3. Ваше мнение? (Блок обсуждения).
1У. Заключительное слово.
У. Подведение итогов (рефлексия).

Ход мероприятия
1. Вступительное слово
Организатор. В сентябре 2007года прошёл первый съезд кадетов России. На встречу прибыли около 500 делегатов из России, Казахстана, Украины, Беларуси, Литвы, Канады, Аргентины, Бразилии и других стран. Всех этих выпускников суворовских , нахимовских, кадетских училищ объединяет готовность самоотверженно защищать Родину. Но есть ещё объединяющая сила – это крепкое кадетское братство, традиции которого складывались веками. Сегодня мы и попробуем понять, в чём же загадочная притягательность этого братства. Почему десятки тысяч суворовцев, нахимовцев и кадетов считают себя членами одной большой семьи? Разобраться нам в этом поможет повесть известного русского писателя Николая Лескова, который сам был кадетом Первого кадетского корпуса.
Но в начале .краткая историческая справка, которую подготовил (имя, фамилия)
11. Первый информационный блок.
Кто такие кадеты?
Ведущий 1. Кадет-до революции это воспитанник кадетского корпуса- закрытого среднего военно–учебного заведения для мальчиков (дворянских и офицерских детей), готовящихся к офицерской службе. Первый кадетский корпус был открыт в 1732году. В конце ХУ111в. Его директором был легендарный полководец Михаил Кутузов. До революции в России действовал 31 кадетский корпус.
Эта система подготовки национальной элиты имела ряд отличительных черт: она воспитывала будущих государственных деятелей с детства, воспитывала в вере и нравственной строгости, образование носило широкий гуманитарный характер и развивало ответственность, способность принимать решения и быть лидером, а также несомненный личный патриотизм каждого воспитанника. Кадетами были: полководцы –фельдмаршал П. Румянцев и генерал А. Брусилов; адмиралы –Ф. Ушаков и П. Нахимов; декабристы – П. Пестель и К. Рылеев; писатели – В. Даль и А.Куприн; поэты – Ф. Тютчев и С.Надсон; композиторы – Н. Римский – Корсаков, С. Рахманинов и А. Скрябин; художник В. Верещагин; учёный –биолог И. Сеченов. Советская власть закрыла все кадетские корпуса, но в августе 1943 года по типу старых кадетских корпусов были образованы первые 9 суворовских военных училищ, а через год ещё 6. За 60 лет работы они воспитали около 150 тысяч кадетов. Среди них 50 Героев Советского Союза,37 Героев России, сотни выдающихся людей современности – все они воспитанники российской кадетской школы. В 2007 г. создана всероссийская организация «Российское кадетское братство».

Конфеты в яме.
Организатор. О том, как складывалось это кадетское братство, о чувстве товарищества и дружбы хорошо рассказал великий русский писатель Николай Лесков, бывший кадет. Он поступил в Первый кадетский корпус в 1822 г. Тогда в нём было 1300 детей, среди которых 250 малолетних, начиная с4-летнего возраста. Послушайте эпизод из жизни кадетов.
…Первый кадетский корпус располагался во дворце Меньшикова, который окнами выходил на Неву, прямо против нынешней Исаакиевской площади.
14 декабря 1825 г. из окон корпуса было хорошо видно, как на Исаакиевской площади бунтовали войска - это было восстание декабристов. После 6 часов вечера по бунтовщикам открыли огонь. Среди восставших оказались раненые. Многие из них по льду Невы перебрались на другой берег, и человек 16 вошли и в ворота корпуса. Увидев это, кадеты бросились к раненым, уложили каждого как можно лучше, перевязали раны своими платками и сообщили обо всём директору Михаилу Степановичу Перскому, которого они уважали за честность и справедливость.
Зная, что бунтовщики стояли весь день, не евши, кадеты решили их накормить, устроив «передачу» пирогов за ужином.
Обычно такие передачи делались так: перед обедом или ужином кадеты выстраивались всем корпусом. В это время от старших кадетов к младшим шло краткое приказание, которое передавалось шёпотом, от соседа к соседу. Например: «Есть арестанты – пироги не есть». И все пироги выносились из столовой и сдавались арестантам – таким же кадетам, которые чем-то проштрафились и были посажены в карцер на хлеб и воду.
Начальство знало об этом, но закрывало на это глаза.
По словам Лескова, «это маленькое правонарушение служило к созиданию великого дела: оно воспитывало дух товарищества, дух взаимопомощи и сострадания, который придаёт всякой среде теплоту и жизненность, с утратой коих люди перестают быть людьми и становятся холодными эгоистами, неспособными ни к какому делу, требующему самоотвержения и доблести».
Так было и в этот день, и директор не сказал ни слова осуждения и даже был особенно ласков с кадетами.
Но через год после декабрьского бунта кадетам и их директору пришлось поплатиться за своё великодушие.
К ним в корпус приехал новый начальник всех кадетских корпусов Демидов. Он приказал предоставить списки всех нарушителей дисциплины. Этих несчастных велено было отправить в полки. Директор Перский с достоинством ответил, что родители доверили ему этих детей с 4-летнего возраста, и в их дурном воспитании виноваты воспитатели. Следовательно, лучше отдать детей родителям, чем ссылать их в унтер-офицеры. Но Демидов был неумолим.
На следующий день кадеты, у которых были наихудшие отметки по поведению, прямо с уроков были отправлены в фехтовальный зал. Кадеты из окон своих классов видели, как на несчастных надели серые солдатские шинели, потом вывели во двор, рассадили там с жандармами в заготовленные сани и отправили по полкам.
Все кадеты, оставшиеся в корпусе, были потрясены, взволнованны, но не испугались, а решили показать своё презрение к Демидову и его приказам.
Ровно через неделю случай для этого представился. В корпусе вновь появился Демидов. Построив всех воспитанников, он сказал, что привёз угощение для хороших детей – 5 пудов конфет. Солдаты стали разносить корзины с дорогими конфетами по рядам. Кадеты понимали, что, отказавшись они навлекут беду на своего директора, и взяли конфеты, но есть их не стали, а нашли им особое определение. Как только первый из старших кадетов протянул руку к корзине и взял горсть конфет, он успел шепнуть соседу: «Конфеты не есть в яму».
И в одну минуту «передача» эта пробежала по всему фронту с быстротою электрической искры, и ни одна конфета не была съедена. Выйдя во двор, все кадеты друг за другом, верёвочкою, пришли в известное место, держа в руках конфеты, и все бросили их туда, куда было указано.
«Так и кончилось это демидовское угощение, - вспоминает Лесков. – Ни один малыш не слукавил и не соблазнился конфетою: все бросили. Да иначе и нельзя было: дух дружества и товарищества был удивительный, и самый маленький новичок проникался им быстро и подчинялся ему с каким – то священным восторгом»
Ваше мнение?
Организатор. Вот такая картинка из жизни первых кадетских корпусов. Удивительный дух товарищества, которому все подчинялись с каким – то священным восторгом… А ведь для этих детей конфеты были очень редким лакомством – и ни один не соблазнился, все бросили. А что плохого сделал этот Демидов? Почему нельзя было есть его угощения? (ответы детей).
Приказание не есть конфет исходило от старшеклассников. Как вы думаете, почему же все дети подчинились?
Примерные ответы детей:
- Боялись насмешек, презрения.
- Хотели быть похожими на старшеклассников.
- Просто делали как все.
- Это решили старшеклассники, а для младших, как в армии, это было равносильно приказу.
- Это был закон кадетов – поддерживать друг друга.
Организатор. Но ведь Демидов так и не узнал о том, что его угощение бросили в яму. Что же тогда продемонстрировали кадеты этим поступком? Кому и что доказали?
Примерные ответы детей:
-Они показали, что презирают этого начальника за его жестокость и несправедливость.
-Доказали сами себе, что у них есть честь.
-На таком примере малыши будут учиться различать добро и зло.
-Они показали, что они одна семья, у них есть чувство товарищества и братства.
-Показали, что все за одного и один за всех.
Организатор. Больше тысячи детей выступили единодушно, как одна семья. Возможно ли такое в наше время, например, в нашей школе, в нашем классе? (дети высказываются).
О каких ещё примерах, на которых воспитывалось чувство товарищества, рассказывает Николай Лесков? (Это рассказ о том, как делали передачи для арестантов.)
Почему писатель назвал эти передачи «великим делом»?
Примерные ответы детей:
-Они воспитывали дух товарищества и взаимопомощи.
-Они учили состраданию, человечности.
-Такие поступки учили самоотверженности и доблести.
-Каждый кадет знал, что он не один, ему тоже все помогут.
111.Второй информационный блок
Праведники
Организатор. Образцы товарищества, доблести, самоотверженности кадеты находили не только среди своих друзей, но и среди взрослых, которые работали в корпусе. Лесков называет свою повесть «Кадетский монастырь». В котором вступлении автор говорит, что это будет рассказ о праведниках. Кто такие праведники, как вы понимаете это слово? (Ответы детей.)
Вот как объясняется это слово в Академическом словаре русского языка:
«Праведник – тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности». А вот какое толкование дается в словаре В.И.Даля: «…во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник». О праведниках кадетского монастыря нам рассказывают в своих зарисовках (имена, фамилии).

Праведники кадетского монастыря
Ведущий 2. Директор корпуса генерал майор Перский сам был воспитанником этого же корпуса. Красивый, подтянутый, аккуратный, он всегда держался с достоинством и строгостью. Кадеты старались подражать ему во всем. Жил он в корпусе, питался в кадетской столовой и, казалось, никогда не оставлял своей службы. Он был холост и на шуточные вопросы о своей женитьбе всегда отвечал, что ему судьбы вручила так много чужих детей, что ему некогда думать о собственных. Каждый день он присутствовал по несколько минут на всех уроках во всех классах. После уроков просматривал все журналы с отметками. Он был в курсе всех успехов и неудач каждого кадета. Самое страшное для кадетов было, когда Перский подзывал к себе какого-нибудь лентяя, касался его лба кончиком своего пальца и отчетливо произносил: «Ду-урной кадет». Это было страшнее любой порки. После такого замечания каждый лентяй старался во что бы то ни стало исправиться, чтобы не огорчать любимого директора.
Ведущий 3. Еще один праведник кадетского монастыря – эконом Андрей Петрович Бобров. Он тоже был холост и чрезвычайно любил детей. Кадеты знали, что Бобров любил выражалось не в красивых словах о том, что дети – это «будущность России», а в постоянной заботе о том, чтобы эти дети были сыты, обуты, одеты. Особым его удовольствием было кормить «мошенников» - так он называл кадетов. И кормил он их прекрасно – даже император не раз обедал за общим кадетским столом.
Особенно жалел Бобров наказанных и арестантов. Когда их вели их карцера на ночлег, он подстерегал эту процессию, отнимал их у провожатых, забирал к себе в кухню и тут кормил, а по коридорам расставлял солдат, чтобы никто не подошёл.
Все при этом часто плакали – и арестанты, и их кормилец, и сторожевые солдаты.
Кадеты его любили до надоедливости: стоило ему показаться на плацу во время прогулки, все бросались к нему, брали на руки и несли, куда ему нужно было. При этом он кричал, стараясь освободиться:
-Мошенники! Вы меня уроните, убьёте… Это мне нездорово, - но это не помогало.
За 40 лет службы через него прошли десятки миллионов рублей, но ни копейки не прилипло к его рукам. Напротив, даже своё жалование он никогда не получал, а только расписывался за него.
Все свои деньги Бобров тратил на одну страсть – приданое для выпускников. Среди кадетов много было людей бедных и безродных. И выпускались они на бедное офицерское жалование. О доходных должностях никто и не думал – только о подвигах, такие все были идеалисты. Андрей Петрович сожалел о них и хотел, чтобы у каждого было что-нибудь приличное. Он давал бедным приданое: по 3 перемены белья, 2 серебряные столовые ложки, по 4 чайных, 84-й пробы. Бельё давалось для себя, а серебро – для «общежития». «Если товарищ придёт, чтобы и ему было чем щей похлебать, - объяснял Бобров, - а к чаю могут зайти и двое, и трое». Так это и внушалось на всю жизнь – мысль о товариществе.
Ведущий 4. Третий праведник кадетского монастыря – доктор Зеленский. Он тоже был холост, тоже был домосед. Жил он в лазарете, и был при больных и днём и ночью. Из корпуса он никогда не выходил. Для него не было преград, если речь шла о здоровье детей. Как-то он приказал купить для больного кадета бутылку самого дорогого вина. Когда эконом Бобров пришёл к нему и спросил, знает ли доктор, что это вино баснословно дорого, Зеленский ответил: «А я знать этого не хочу. Это вино для ребёнка нужно!» Вино немедленно купили и стали давать кадету
После восстания все кадетские корпуса было приказано «подтянуть». Особенно досталось Первому кадетскому корпусу, выпускником которого был самый главный декабрист – Кондратий Рылеев. Считалось, что весь бунтарский дух Рылеева почерпнул из книг. Поэтому библиотеку в корпусе приказано было закрыть, а чтение книг вообще запретить. Вот тут и приходил на помощь доктор Зеленский. Добрый и просвещённый человек, он старался восполнить пробелы в образовании кадетов. Он отбирал 5-6 самых способных выпускников, объявлял их больными, помещал в лазарет. Здесь давал он им читать книги хороших авторов и вёл с ними долгие беседы о самых разнообразных предметах. Зеленский говорил, что нужно пробуждать в человеке добрые чувства, способные порождать добрые настроения, из которых в свою очередь непременно должно вытечь доброе же поведение. Зеленский служил в корпусе 30 лет и оставил после себя всего богатства 50 рублей.
Ваше мнение?
Организатор. Директор, эконом, доктор… Лесков называет их праведниками . Согласны ли вы с ним? (Дети высказываются)
Какой пример они могли дать кадетам?
Примерные ответы детей:
-Директор- пример справедливости, строгости.
-Эконом – пример доброты, бескорыстия, любви.
- Доктор – пример преданности своему делу, любви к детям.
- Все трое – пример честного отношения к делу, до конца выполненного долга, бескорыстия, товарищества.
- Они не читали нотаций, а своим поведением показывали, как нужно жить по совести.
Организатор. «Берите в жизнь побольше хороших чувств, потому что из них вытекают хорошие поступки», - советовал доктор Зеленский. Какие это могут быть чувства? (Доброта, великодушие, жалость, сочувствие, бесстрашие, верность, бескорыстие, справедливость, преданность, благодарность – хорошие чувства; зависть, жадность, презрение, гордость, высокомерие, мстительность, страх, трусость – плохие.)
И какие поступки могут вытекать из хороших и плохих чувств?
Примерные ответы детей:
-Помощь нуждающимся, прощение, подвиг.
- Хамство, обман, воровство, убийство, предательство, грубость, оскорбление и т.п.
Организатор. Почему Первый кадетский корпус Лесков называет «кадетским монастырём»?
Примерные ответы детей:
-Директор, завхоз, доктор, многие офицеры жили в корпусе, никуда не выходили, не имели развлечений, занимались только службой.
-Все взрослые в этом корпусе очень добросовестно относились к службе, честно выполняли свой долг.
-В этом корпусе была такая обстановка, которая всех заставляла отказаться от личной жизни, от семейных радостей.
-Там взрослые и дети жили по очень строгим правилам чести и совести.

Организатор. Почему же эти три праведника отказались от ли чного счастья?
Примерные ответы детей:
- На них лежала очень большая ответственность – 1300 детей, из них совсем 250 совсем маленьких. Они могли заболеть, умереть, как тогда смотреть в глаза их родителям.
-Их совесть подсказывала им, что они должны заменить этим детям отца и мать.
-Да ничего они не отказались. Наоборот, они были многодетными родителями – у них на троих было 1300 детей, да ещё все мальчишки.
Организатор. Сегодня мы обсуждаем истоки кадетского братства, товарищества. Как вы думаете, такие праведники помогали укреплению этого братства? И если да, то как?
Примерные ответы детей:
-Они сами дружили между собой, доверяли друг другу, знали, что главное для каждого – это дети.
- не вмешивались, когда кадеты помогали арестантам, не заставляли презирать других, ябедничать.
-Они показали, как надо самоотверженно заботиться о других.
1У. Заключительное слово.
Организатор. Все помнят фильм «Кадетство». Жизнь кадетов в суворовском училище, их крепкая дружба, кадетское братство - всё это очень понравилось многим ребятам, которые тоже захотели стать кадетами. Сегодня мы обратились к истокам кадетского братства, узнали, какими были кадеты 200 лет назад. И оказалось, что они были такими, как и современные мальчишки: получали двойки, хулиганили, нарушали режим и дисциплину, мечтали о подвиге. И так же дорожили дружбой и товариществом.
У. Подведение итогов (рефлексия)
Организатор. Какие добрые чувства пробудил в вас сегодняшний разговор о кадетском братстве? (Ответы детей)
Категория: Педагогу-организатору | Добавил: cherkasova07
Просмотров: 2569 | Загрузок: 119 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz