<> Что в имени тебе моём - Учителю русского языка /литературы - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 16.05.2024, 15:55

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Учителю русского языка /литературы [ Добавить материал ]

Что в имени тебе моём
[ Скачать с сервера (674.0 Kb) ] 12.02.2012, 05:51
Что в имени тебе моем?
Взгляд современного подростка на имя собственное
Автор: Коврижных Александр
Россия, Забайкальский край, город Чита, МБОУ СОШ № 7, 6 класс
Научная статья
Никто не вечен в мире, все уйдет,
Но вечно имя доброе живет.
М. Саади
Выбор имени для появившегося на свет человека – очень важный и ответственный шаг. С этим именем человек проживает всю свою жизнь, оно становится неотъемлемой частью его личности. Когда молодым людям исполняется 14 лет, они получают свой паспорт. Он регистрирует их не только как граждан, но и как личность. А у каждой личности должно быть имя. Роль личного имени в жизни человека очень велика. «Древние были уверены, — пишет кандидат исторических наук Александр Горбовский, — что судьба человека, города и даже государства предначертана его именем» [1].
Прочитав высказывание Горбовского, я задумался о значении своего имени. Почему назвали Александр? Что обозначает мое имя? Назвали просто так или в честь кого-то? Были ли в нашем роду еще Александры?
Мне стало интересно: волнует ли этот вопрос моих одноклассников и ребят, которые учатся в моей школе?
Наука о собственных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом онома—имя. Отрасли ономастики, посвященные изучению отдельных разрядов имен, также имеют свои особые названия. Имена людей относятся к ведению антропонимики (от греч. антропос — человек, ср. антропология — наука о человеке) [2]. Термин этот, как предполагают, предложил впервые португальский лингвист Ж. Лейте Васконсельва в 1887 году.
Наука о личных именах - безусловно, наука общественная (социальная) и, безусловно, наука языковая (лингвистическая) [3].
Рассмотрим языковую сторону антропонимики, обратившись к фонетике и словообразованию. Знакомый нам пример - три совсем разных имени Георгий, Юрий, Егор. Они были одним именем, «распавшимся» на три лишь фонетически. Но различие в звуках невозможно объяснить, если не знать, что древнегреческое Георгий по произношению не давалось ни князьям-варягам, родным языком которых был скандинавский (отсюда Юрги, превращенный затем в Юрия), ни народу, родным языком которого был русский (отсюда Егорий, позже превращенный в Егора). Только знание тонких особенностей фонетики и знание общества, можно дойти до истоков этих трех имен.
То же справедливо и по отношению к одному из чисто языковых способов словообразования – словосложению: собственные имена, например старославянские Владимир, Ярослав, у русских поначалу служили исключительно князьям, в дальнейшем перешли и к знати, а спустя несколько столетий стали общенародными [3].
Теперь обратимся к социальной части антропонимики. Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем. Таким образом, личное имя (в древнерусском языке — рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование) - это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другими [6].
Многие ученые мира в разные времена занимались изучением интереснейшего аспекта ономастики — взаимосвязи имени с характером, судьбой человека. Этому вопросу посвящали свои труды русские философы П. Флоренский, А. Лосев, русский библиограф, библиофил С. Р. Минцилов — автор книги «Власть имен». В наше время большой вклад в развитие этой науки внесли лингвисты А. В. Суперанская, В. А. Никонов, П. Леонидов.
Любопытные результаты в данной области получены и за рубежом. Так, специалисты, изучавшие процесс формирования личности, утверждают, что имя — это один из важных факторов, влияющих на характер и даже здоровье человека.
Существует несколько теорий, объясняющих, каким образом имя человека может влиять на его характер.
Звуковая терапия. Прежде всего, каждое имя представляет собой набор звуков разной высоты и тембра. Разные имена — разные наборы звуков, неодинаково воздействующие на мозг человека. А разные раздражители, как известно, приводят в возбуждение разные структуры мозга. Например, у ребенка с именем Вася, который в течение всего доречевого периода развития тысячекратно слышит сочетание звуков «вас» в словах «Вас-я», «Вас-илек», «Вас-ютка», происходит тысячекратное возбуждение мозговых структур, призванных отражать звуки «в», «а» и «с». Совсем иначе происходит дело с мальчиком по имени Коля. У него мозговые структуры, связанные с отражением звуков «в», «а» и «с», находятся в состоянии относительного покоя, зато в постоянном возбуждении пребывают структуры, связанные с восприятием звуков «к», «о» и «л». Звуковая нагрузка на одни мозговые образования у одного ребенка и совершенно другая по своему физиологическому рисунку нагрузка у другого не может не сказаться на формировании различий в психике этих детей [8].
Социальная теория. С социальной точки зрения имя человека представляет собой сгусток информации о его носителе. Прасковья, Октябрина, Оксана, Гурам, Исаак, Николай... Зная лишь одно имя, мы уже имеем представление о происхождении, национальности, возможном вероисповедании, основных свойствах характера и темперамента человека. Представления эти примерно одинаковы у разных людей, что, в свою очередь, определяет приблизительно одинаковое отношение к носителю данного имени. Но когда тысячи людей встречают человека «по имени», то это не может не формировать у разных носителей одного имени схожих черт характера. Социальность имени сильнее была выражена в прошлой жизни, когда имена давали по святцам, и за каждым именем стояла история жизни святого — житие — с вполне конкретными формами поведения, чертами характера, отношением к окружающей действительности и т. п. «По имени и житие» — гласила стереотипная формула житий, и этой формуле церковь и православный люд следовали, воспитывая будущего христианина.
Эмоциональная теория. Согласно этой теории имя человека рассматривается в качестве эмоционального раздражителя. Одни имена звучат мягко, ласково и вызывают у окружающих чувство приятного, нежного, возвышенного, другие, наоборот, вызывают неприятные эмоции, заставляют внутренне съежиться, напрячься, похолодеть. Это так называемая «музыка имен». От того, какова она будет во многом зависеть изначальное отношение окружающих к носителю имени. В дальнейшем это отношение может коренным образом измениться. Но если приятно звучащее имя вызывает у тысячи человек однотипную негативную реакцию, это, конечно же, не может сказаться на особенностях характера человека [7].
Возможен еще один механизм влияния имени на формирование характера. Можно предположить, что он осуществляется на уровне бессознательных ассоциаций и ощущений человека. К такому выводу Борис Хигер пришел в результате собственных исследований. В ходе опроса люди отвечали на вопрос, с каким цветом у них ассоциируются различные имена. Оказалось, что у практически преобладающего большинства людей имя Татьяна вызывает представление о красном или близком к нему цвете, имя же Елена обычно ассоциируется с голубым или близким к нему цветом. Из психологии восприятия цветовой гаммы известно, что красный цвет вызывает у человека чувство тревоги, опасности, страдания, голубой, напротив, чувство успокоения и умиротворения.
Немаловажен вопрос, сколько имен нужно иметь человеку. По мнению французского исследователя Пьера Руже, каждый должен иметь три имени, потому что человек имеет тройственную природу, которая складывается из тела, души и разума. Человек должен получить имена, соответствующие этим трем составляющим. Одно из имен должно стать привилегированным и быть повседневным именем. Два остальных — это имена дополнительные, они не играют большой роли и могут быть выбраны крестными родителями. В таком подходе к выбору имени есть свой резон, и все же представляется более правильным иметь два имени. Одно из них берется из святцев, по которым ребенок принимает обряд крещения, а второе — повседневное, единственно принимающее участие в формировании характера ребенка. Только то имя, которое ребенок слышит ежедневно и многократно, способно с помощью звуков оказывать влияние на его психику. Никто не может лучше выбрать имя ребенку, чем мать, которая вынашивает его, потом кормит, заботится о нем, воспитывает. Конечно, мать должна согласовать свой выбор с мужем, но все-таки именно на ней лежит главная ответственность. Не следует давать имя ребенку не только в честь дедушек, бабушек, прадедушек и прабабушек, но и то имя, которое мог носить ребенок, преждевременно ушедший из жизни в этой семье. Предполагается, что это имя неугодно в данной семье, не стоит рисковать и подвергать испытанию жизнь ребенка. Летальный исход необязателен, но ребенок может чаще болеть, его жизненный путь может быть не таким счастливым, как хотелось бы родителям. Можно посоветовать женщине уже на третьем месяце беременности начать «вслушиваться» в своего малыша. Лучше всего, если пополудни она ложилась бы и спокойно произносила разные имена, пока не почувствует в себе «резонанс», словно при пении в пустом помещении, когда каждый звук усиливается многократно. Это придаст ей уверенности в том, что выбранное имя не нарушит душевного равновесия ее и ребенка, напротив, поможет им найти взаимопонимание, будет способствовать более полному развитию личности ребенка [8].
Очень сильно влияет и значение имени. Для его определения можно воспользоваться специальными словарями или следующей таблицей [7]:
А — сила, власть, комфорт.
Б — способность к большим чувствам, постоянство, пробивные способности.
В — непостоянство, отсутствие систематичности, единение с природой.
Г — таинственность, внимание к деталям, добросовестность.
Д — общительность, приветливость, капризность, способность к экстрасенсорике.
Е — жизнестойкость, проницательность, болтливость.
Ё — страстность, энергичность самовыражения, эмоциональность.
Ж — неуверенность, содержательный, но скрываемый внутренний мир.
3 — материальная неудовлетворенность, высокая интуиция.
И — тонкая духовность, впечатлительность, миролюбие.
Й — импульсивные приступы страха за свое здоровье.
К — выносливость, нервозность, проницательность.
Л — артистичность, мелочность, логика, большая изобретательность.
М — заботливость, застенчивость, трудолюбие, педантичность.
Н — творческие амбиции, интерес к здоровью, острый ум.
О — большая эмоциональность, таинственные волнения.
П — скромность, одиночество, богатство идеями, забота о внешнем виде.
Р — самоуверенность, постоянное напряжение, догматичность.
С — здравый смысл, угнетенность, властность, капризность.
Т — поиск идеала, чувствительная творческая личность.
У — расстройство, испуг, великодушное сопереживание, интуиция.
Ф— нежность, умение приспосабливаться, оригинальность идей, способность приврать.
X— сексуальные проблемы, законопослушность, непостоянство чувств.
Ц — притязания на лидерство, заносчивость.
Ч — верность, неразрывная принадлежность целого.
Ш — ревность, развитое чувство юмора, бескомпромиссность.
Щ — великодушие, устремленность вперед, интеллект.
Ъ – мягкость, умение сглаживать острые моменты отношений.
Ы — чувство сопричастности; практичность, приземленность духа.
Ь — способность к классификации, разделению по полочкам.
Э – поиск психологического равновесия, пронырливость, хорошее владение речью, любопытство, иногда чрезмерное.
Ю — большие амбиции, стремление к истине, отсутствие систематичности, самопожертвование, жестокость.
Я — чувство собственного достоинства, интеллигентность, творческие способности.
Имя человека... Нет такого слова, которое мы на протяжении всей своей жизни слышали чаще, нежели свое имя. Просьбы и желания, упреки или капризы, призывы, ласки — везде звучит имя. Под воздействием звуков, из которых состоит наше имя, формируется характер каждого из нас. Если имя звучит мягко, певуче, то и характер обычно складывается мягкий, покладистый. В случаях, когда ребенка называют твердым именем, то и вырастает он, как правда твердым характером, сильной волей.
Имя — наше второе «я» — сопровождает нас в кругу семьи, приятелей и сотрудников – везде, где бы мы не находились [3].
А как позиционируется собственное имя в сознании подростка?
В начале нашего исследования мы выдвинули гипотезу: если современный подросток столько лет откликается на собственное имя, то, скорее всего, он знает значение и историю своего имени.
Целью нашего исследования стало выявление самых популярных и самых редких имен в детской и молодежной среде нашего города, а также выявление отношения современных подростков к имени собственному.
Указанной цели мы достигли путем решения следующих задач:
• Определить тенденции популярности имен в Черновском районе города Чита и МБОУ СОШ № 7;
• Описать причины, повлиявшие на выбор имени;
• Определить степень удовлетворенности подростков собственным именем.
Организация исследования
Исследование было организовано в форме анкетирования (Приложение №1) в МБОУ СОШ № 7 среди 5 – 9 классов с 15 по 25 сентября 2011 года (количество респондентов – 114 чел.). Обобщенные результаты обработки ответов респондентов сведены в диаграммы (Приложение № 2). Для определения рейтинга популярности имен в образовательных учреждениях города, в своей школе, среди новорожденных 2011 года были использованы данные списков обучающихся общеобразовательного учреждения и дошкольного образовательного учреждения г.Чита (МБОУ СОШ № 7 и МДОУ «Детский сад № 93»). Всего 475 человек (в том числе: 318 обучающихся в общеобразовательном учреждении и 157 воспитанников МДОУ (данные 2010 – 2011 учебного года).
Основные методы исследования:
• Социологические: опросный (анкетирование), неопросные (анализ документов, наблюдение).
• Культурологические: количественный анализ.
Анализ результатов исследования показал, что 90,8% респондентов на вопрос: «Нравится ли Вам Ваше имя?» - дали утвердительный ответ. Но почти 60% опрошенных не знают значение своего имени, а 12,4% респондентов неправильно его указывают.
Среди причин, повлиявших на выбор имени, доминирует ответ «в честь родственников» (39%). Более чем 2/3 опрошенных уверены, что выбор имени влияет на судьбу человека. Поэтому подавляющее большинство респондентов (88%) не хотели бы изменить свое имя. Основной причиной желания поменять имя является то, что оно не нравится респонденту («часто встречается», «имя является поводом для насмешек» и т.д.).
Анализ ответов на вопрос: «Задумывались ли Вы над тем, какие имена дадите своим детям? Назовите эти имена и причину, по которой Вы выбрали их» - показал, что более 50% участников анкетирования копируют стереотип поведения своих родителей. 46% готовы дать своим детям то имя, которое просто нравится или в честь кого-либо.
По итогам нашего исследования выявлены наиболее редко встречающиеся имена. Определен рейтинг самых популярных имен среди детей и подростков
г. Чита в возрасте от 2 до 17 лет, рейтинг самых популярных имен среди обучающихся МБОУ СОШ № 7, а также пятерка самых популярных женских и мужских имен детей, родившихся в 2010 – 2011 году.
Редко встречающиеся имена
до 2010 года рождения 2010, 2011 года рождения
Ангелина Иннокентий Анфиса Арсений
Виолетта Эдуард Василиса Даниил
Аделина Тихон Снежанна Данила
Нина Макар Яна Ян

Рейтинг популярных имен детей 2011 года рождения (по данным на 08.11.2011)
Мальчики Девочки
1 Александр Александра
2 Артем София
3 Дмитрий Анастасия
4 Руслан Виктория
5 Ульяна

Рейтинг популярных имен обучающихся МБОУ СОШ № 7
Мальчики Девочки
1 Александр Анастасия
2 Максим Екатерина
3 Дмитрий Анна
4 Алексей Дарья
5 Евгений Мария

Рейтинг популярных имен детей и подростков г. Чита в возрасте от 2 до 17 лет
Мальчики Девочки
1 Александр Анастасия
2 Дмитрий Екатерина
3 Максим Анна
4 Сергей Дарья
5 Андрей Мария

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что ряд имен остаются неизменно популярными. Такие имена, как Александр и Анастасия находятся на пике популярности с 1991 года.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза «Если современный подросток столько лет откликается на свое имя, то, скорее всего, он знает значение и историю своего имени» не нашла своего подтверждения.
Полученный результат исследования носит практическую направленность: создан буклет самых популярных имен для жителей города. Этот проект рекомендуется использовать как на уроках истории, литературы, так и во внеурочное время при проведении конкурсов, олимпиад, викторин.
Заключение
Ведь ты – не просто ты, лишь имя в списке.
В тебе – все лучшие черты твоих же близких.
И тех, кого уж нет, кто жил задолго,
Ведь ты рождался столько лет – подумай только!
Проведя данное исследование и проанализировав более 110 анкет респондентов, статистические данные ЗАГСа Администрации г. Чита за 2010-2011 годы, списки контингента образовательных учреждений города, мы пришли к следующим выводам:
• Большинство подростков удовлетворено своим именем.
• Наиболее часто детей называют в честь родственников.
• Большинство респондентов не знает значения своего имени.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза не подтвердилась. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что современные подростки, в своем большинстве, не знают значения своего имени или дают неправильное толкование его значения. Тем не менее, это не влияет на степень удовлетворенности подростков собственным именем – она достаточно высока.
По итогам нашего исследования выявлены наиболее редко встречающиеся имена, определен рейтинг самых популярных имен среди детей и подростков г. Чита в возрасте от 2 до 17 лет. Практическая направленность нашей работы – создание буклета для жителей нашего города. В этом мы видим попытку синтеза исследовательской работы и социального проекта.
Мы считаем, что знание значения своего имени – это первая ступенька в изучении истории своей семьи, осознании себя частью своего генеалогического древа.
Перспективу развития данной работы предполагаем в популяризации ономастики через средства массовой информации (например, публикации ряда статей в школьной газете «Семёрочка» и на сайте МБОУ СОШ № 7).
Категория: Учителю русского языка /литературы
Просмотров: 999 | Загрузок: 134 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz