<> конспект урока литературы в 11 классе "Б.Л.Пастернак. Своеобразие личности" Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г. Сердобска Лисе - Учителю русского языка /литературы - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 29.04.2024, 12:12

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Учителю русского языка /литературы [ Добавить материал ]

конспект урока литературы в 11 классе "Б.Л.Пастернак. Своеобразие личности" Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г. Сердобска Лисе
[ Скачать с сервера (15.1 Kb) ] 11.04.2012, 21:06
Урок литературы в 11 классе.
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г. Сердобска Е.А.Лисенкова
Тема: «Б.Л. Пастернак. Своеобразие лирики»
Цели: 1. дать представление об особенностях лирики Б. Пастернака, представить их в контексте биографии поэта;
2. развивать навыки анализа лирического текста;
3. воспитывать внимательное отношение к художественному слову.
Оборудование: тетради с печатной основой, тексты стихотворений Б. Пастернака «Снег идет», «Во всем мне хочется дойти…», «Ландыши», выставка книг Пастернака, презентационное оборудование, презентация к уроку, магнитофон, магнитофонная запись песни «Никого не будет дома…» на слова Пастернака.
Методы и приемы: исследовательская работа, групповая работа.

План урока
I Мотивационный момент.
1) Восприятие поэзии на личностном уровне. Подбор ассоциаций к слову «поэзия».
2) Актуализация знаний; определение зоны ближайшего развития. Работа с планом изучения темы.
3) Объявление темы урока и запись её в тетради.
II 1) Слово о поэзии Пастернака
2) Определение цели урока и средств её достижения
3) Работа с фишбоуном. Факторы, определившие своеобразие поэзии Пастернака:
а) эпоха;
б) воспитание;
в) личность поэта
III Исследование стихотворений Б. Пастернака.
1) Постановка перед учащимися учебной задачи.
2) Фронтальная работа. Анализ стихотворения «Снег идет»
а) Чтение учителем стихотворения;
б) Определение его темы;
в) Определение его ведущего образа;
г) Определение средств создания;
- сравнение;
- одушевление;
- неожиданные ассоциации.
д) Выход на философский уровень;
е) Использование ритмических возможностей;
ё) Создание картины снегопада на звуковом уровне.
ж) Синтаксические средства.
IV Подведение предварительных итогов.
V Выявление закономерностей. Анализ стихотворения «Ландыши» и «Во всем…» учащимися. Запись учащимися в тетрадь дополнительных сведений.
VI Обобщающее слово учителя.
VII Устная практическая работа: определение авторства стихотворения по его стилевым особенностям.
VIII «Нравственный» итог урока.
Ход урока.
I Мотивационный этап
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о поэзии. Под словом «поэзия» каждый понимает что-то своё. Продолжите фразу «Поэзия – это…», написав только несколько слов, которые ассоциируются у вас с этим понятием.(слайд 1)
- познакомьте нас со своими ассоциациями (3-4 ученика зачитывают свои записи)
А вот что такое поэзия для Владимира Хохлова, известного поэта из Санкт-Петербурга, редактора популярного литературно-художественного журнала «Бег»: «Поэзия – между слов, в промежутках, когда слова вызывают в уме и душе ассоциации высшего порядка». Создателем такой поэзии и был Борис Леонидович Пастернак – выдающийся поэт двадцатого века, яркий представитель Серебряного века русской поэзии. В тетрадях у вас есть план знакомства с темой, посвящённой этому поэту:
1) Биография Б.Л.Пастернака.
2) Факторы, повлиявшие на формирование поэта: эпоха, семья, окружение.
3) Лирика Б.Л.Пастернака.
4) Чем стихи Б.Л.Пастернака отличается от стихов других поэтов?
Поставьте напротив каждого пункта значки:
«+» - знаю;
«+ -» - знаю, но хочу узнать больше;
«-» - не знаю;
«?» - не знаю, но хочу узнать.
Поднимите руки те, кто поставил вопрос напротив пункта «Чем стихи Пастернака отличаются от стихов других поэтов?» Я не сомневалась, что именно это вам будет особенно интересно. Итак, тема нашего урока - своеобразие лирики Б. Пастернака. Запишите её в тетрадь.
II Пастернак: эпоха, личность, творчество. Слово о поэзии Пастернака
У: 1) Стихи Пастернака не спутаешь со стихами другого поэта. Они имеют особенное свойство воздействовать на человека, входить в его сознание и оставаться в душе.
2) Определение цели урока и средств её достижения.
Задача нашего урока: выяснить, в чем заключается их своеобразие, научиться видеть в стихах элементы индивидуального почерка Пастернака.
Для этого мы будем исследовать стихи Б. Пастернака, отражая результаты
исследования в таблице.
Однако понять своеобразие поэта невозможно, не пранализировав факторы, повлиявшие на его формирование.
3) Факторы, определившие своеобразие поэзии Пастернака.
У: Своеобразие лирики Пастернака определила эпоха, воспитание и личность поэта.
Посмотрите на годы жизни Пастернака.
- Что вы можете сказать об эпохе, в которую ему выпало жить? Ответить на этот вопрос нам поможет заполнение фишбоуна – специальной схемы, позволяющей представить информацию в свёрнутом виде.
Коллективное заполнение фишбоуна.
У: а) Итак, начало жизни Пастернака совпало с рубежом веков, для которого были характерны ломка стереотипов, расцвет русской поэзии, переживавший свой серебряный век.
б) Воспитывался Пастернак в семье известного художника и пианистки европейской значимости. Кумир его юности – композитор Скрябин. Узнать о нём вы можете, обратившись к Викопедии. Наберите в поисковике Яндекса «Композитор Скрябин», просмотрите страницу, найдите 2-ой абзац раздела «Творчество», выделите в нём самое главное.
Пока вы выполняете эту работу, будет звучать музыка Скрябина - его знаменитая «Мазурка».
Полагаю, что вы узнали музыку: она звучала уже на нашем уроке, когда мы подбирали ассоциации к слову «поэзия». И это не случайно, ибо синкретичность – трансформация одного вида искусства в другой является характерной чертой творческого почерка Скрябина. Докажите это, опираясь на прочитанный материал. Закройте страницу Викопедии.
Да,Скрябин в музыке смело рушил устоявшиеся стереотипы, экспериментируя с жанром. Так, к примеру, он написал около десяти музыкальных поэм, тогда как поэма – эпическое произведение, свойственное литературе. Революционность гения Скрябина оказывала сильнейшее влияние на юного Пастернака, и он долго не мог выбрать собственную стезю.
в) Личность поэта
Живопись, музыка, философия одинаково привлекали юношу. И всё-таки он стал Поэтом – Поэтом, в котором продолжали жить и композитор, и философ, и художник. И нам в этом сейчас предстоит убедиться, т.к. мы приступаем к исследованию стихотворений поэта.
III Исследование лирики Б.Пастернака
1) Постановка перед учащимися учебной задачи.
Ребята, для успешной и эффективной работы нам нужно разделиться: часть из вас будет работать со мной, анализируя стихотворения «Снег идет», а две группы по три человека будут работать самостоятельно по карточкам – заданиям, анализируя 2 других стихотворения. Все ребята заносят свои наблюдения в таблицу. По окончании работы над стихотворением «Снег идет» представителям групп будет дано слово. Во время их выступлений ребята должны продолжать заполненные таблицы уже теми данными, которые будут звучать в их анализе. Открываем электронные книги, находим стихи Пастернака.
2) Фронтальная работа. Анализ стихотворения «Снег идет».
а) Итак, «Снег идет». Я вам прочту стихотворение, а вы определите его тему.
Учитель читает стихотворение.
- Какова же тема? ученик: тема природы.
- Действительно, тема природы. Это ведущая тема лирики Пастернака.
- Какой образ в стихотворении является главным? ученик: образ снегопада.
- А как он создается? Посмотрите на экран. Какими художественными средствами?
у: автор активно использует сравнения
У: Действительно, Пастернак снегопад сравнивает с небом, и оно у поэта может сходить с чердака!
У: Ребята, а ещё я хочу обратить внимание на то, что у Пастернака природа одушевлена. Она живет своей собственной жизнью, определенные чувства испытывает даже неживая природа.
У: Кстати, а какое чувство испытывает всё вокруг во время снегопада?
у: Смятение.
У: А от чего смятение?
у: От того, что «жизнь не ждёт».
У: Как же возникает у лирического героя стихотворения эта мысль?
у: По ассоциации с ходом времени. Снег падает так же, как время уходит.
У: Ребята, а у вас такие ассоциации возникали когда-нибудь во время снегопада? Согласитесь, что они очень неожиданны, и это не случайно: неожиданные ассоциации выступают у Пастернака как художественный прием и позволяют ему выразить главную мысль стихотворения и подняться над обыденностью до её философского обобщения.
е) Использование ритмических возможностей. Картина снегопада создана мастерской рукой: Поэт использовал для этого все доступные ему средства. Посмотрим, как на создание стихотворения работает стихотворный размер.
Каким размером написано стихотворение?
у: Стихотворение написано хореем.
У: Действительно, хореем. Но прошу вас обратить внимание на схему указанных стихотворных строф. Мы наблюдаем, что в каждой поэтической строке автор использовал пиррихий, назначение которого - замедление темпа речи. Так автор создает эффект кружения снега.
ё) Пастернак в своём стихотворении создает картину снегопада и на звуковом уровне. Вот какие, по вашему мнению, звуки издаёт тихий снегопад?
у: Тихое шуршание.
У: Чтобы передать его, автор нагнетает звуки «С» и «Ч», и мы почти физически слышим, как «снег идёт».
ж) Синтаксические средства.
Ребята, можно бесконечно говорить о стихотворении «Снег идет», как о любом стихотворении этого поэта. Заканчивая анализ стихотворения, добавлю только, что в нем продуман и синтаксический рисунок. Короткие простые предложения соседствуют с огромными распространенными, ту же сложные предложения с двумя – тремя грамматическими основами, и завихрение обособленных членов, и пауза интонационного тире, и порыв риторического вопроса… Вот оно, кружение метели, с её порывами и затишьями, с её непрозрачностью и глухой тишиной!
IV Подведение предварительных итогов!
У: Скажите же, какие особенности вы увидели в стихотворении «Снег идет». Опирайтесь на таблицу.
у: Звучат отдельные ответы.
У: Сравните свои записи с записями на слайде.
V Выявление закономерностей. Анализ стихотворения «Ландыши» и «Во всем…» учащимися. Запись учащимися в тетрадь дополнительных сведений.
VI Обобщающее слово учителя. Вот теперь мы с уверенностью можем сказать, что указанные в таблице особенности составляют своеобразие Пастернака-поэта: они наблюдались во всех исследованных нами стихотворениях, хотя они относятся к разным годам жизни поэта.
VII Практическая работа. Прослушать магнитофонную запись. Определить, могут ли стихи, на которые написано песни, принадлежать Пастернаку. Обосновать мнение.
VIII «Нравственный» итог урока. Вы узнали стихи Пастернака, вы увидели в них индивидуальный почерк поэта, и поэтому вы молодцы.
Задания 1.
1. Прочитай выразительно стихотворение.
2. Закончи предложение: Тема Стихотворения «Ландыши», написанного в 1927 году, -….
3. Какие ассоциации возникают при прочтении названия?
4. Перечитай стихотворение. Возникают ли такие ассоциации у автора?
5. Какой образ возникает с первого предложения стихотворения?
6. Какими эпитетами, метафорами, гиперболами создается образ жары в 1 и 2 строфах?
7. Образ природы, укрывшейся от жары и открывающей человеку свои тайны, открывается с 3-ей строфы, делающей предложение по синтаксису обобщенно-личным, указывает к ней путь. Какое наклонение глагола использовано? Какое предложение предшествует ему и почему?
8. Какие эпитеты, какой оксюморон использован при создании удивительной картины - дождь ландышей?
9. При помощи какого олицетворения автор подчеркивает, что природа тоже ждет встречи с человеком?
10. Можно ли назвать аллитерации на «С» в «сырой овраг сухим дождем//Росистых ландышей унизан» и на «ш», «ч» в «шуршание» «слышно», «как парча» звукописью? Что она передаёт?
11. Во 2 строфе использовано перекрестная рифма. Можно ли это явление назвать характерным для данного стихотворения?
12. В первой строфе использован классический 4-х стопный ямб – четкий, упругий стихотворный размер. И всякий раз, когда надо замедлить движение, использован двойной пиррихий: обламываясь под алмазом
(- `- / - - / - - / - `-) Характерно ли это для стихотворения?
пиррихий
Задание 2.
(К стихотворению Б. Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»)

1. Прочитайте выразительно стихотворение.
2. Закончите предложение: Тема стихотворения «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», открывающего последний сборник стихов «Когда разгуляется», -
3. Как всякий великий поэт, ясно осознающий своё предназначение, свою роль и ответственность, Пастернак много раз в течение жизни возвращался к размышлениям о признании поэта. Вспомним, что великие предшественники сказали об этом. А.С. Пушкин считал, что поэт – это пророк, который должен «глаголом жечь сердца людей», судьба его драматична, бессмертие поэта - в памяти народной.
М.Ю. Лермонтов тоже считал поэта пророком, голос поэта – «муза мести и печали». В чем видел своё назначение как поэта Б. Пастернак?
4. Какой образ обозначает причину, первооснову, первоначальное устройство?
5. Если поэзия – пророческое, божественное предназначение, то каково значение метафоры тетива «тугого лука» в последней строфе стихотворения? ( Вспомните лук Одиссея, на котором никто, кроме него самого, не мог натянуть тетиву).
6. В стихотворении Пастернак использует как литературный прием парадокс: казалось бы, «дойдя до самой сути», можно горы свернуть, совершить великие открытия и деяния, а лирический герой – поэт «написал бы восемь строк о свойствах страсти», т.е. он дал бы свои названия сильнейшим чувствам. Можно ли утверждать, что пастернаковский парадокс создаёт образ Поэта, равного Богу, который творит свой мир?
7. Можно ли утверждать, что нанизывание однородных членов – характерное выразительное средство в этом стихотворении? Сколько раз встречается? Приведи примеры. Можно ли утверждать, что однородные члены обеспечивают градацию понятий?
8. Стихотворение написано 4-х-стропных ямбом, который перемежается ямбом 2-х-стопным. Какого эффекта достигает автор, используя столь необычный размер?
Категория: Учителю русского языка /литературы | Добавил: Сердобчанка
Просмотров: 4682 | Загрузок: 390 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz