Урок русского языка в 5 классе учителя МОУ СОШ № 4 г.Сердобска Михайлиной Л.В.
Тема урока: Описание картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (обобщение по теме «Лексика»). 5 класс Предмет: русский язык Цели урока: обучающие: повторение и систематизация знаний учащихся по теме «Лексика»; анализ лексических средств, обогащающих словарный запас учащихся; развивающие: развитие навыков работы со словарём, а также навыков письменной речи; совершенствование умения использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником; воспитательные: способствовать развитию творческого воображения учащихся, развитию чувств и эмоций детей; воспитание чувства прекрасного на уроках русского языка благодаря другим видам искусства (музыке, живописи). Оборудование: учебник русского языка для 5 класса; репродукция картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»; толковый словарь русского языка С.И.Ожегова; запись музыкальной композиции «Времена года» П.И.Чайковского; мультимедийный проектор, слайды с изображением художника И.Грабаря, картины «Февральская лазурь».
Ход урока. Организационный момент. Объявление темы урока и его целей. Запись числа и темы урока. I. Вступительное слово учителя. Огромна страна русского языка, а в ней широки просторы лексики. В каждом русском слове открывается то богатство и величие, когда мы говорим «Родина», «Россия», то тепло и ласка, когда мы говорим «мама», «счастье», то нежность и прелесть, когда мы говорим «весна», «берёза», «солнце». Завершая путешествие по стране Лексики, мы на уроке постараемся увидеть, насколько необъятны её просторы и как для нас важно умение владеть словарным богатством, чтобы передавать свои мысли и чувства при описании картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Перед нами самая задушевная и радующая картина - «Февральская лазурь». Послушайте воспоминания художника о создании этой картины. «Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны, перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперёд, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба».
(Учащиеся записывают в тетради тему урока). - У каждого человека, конечно, есть сокровенные переживания, которые часто для него связаны с природой. И мы сегодня на уроке, пусть на короткое время, перенесёмся в мир природы замечательного русского художника И.Э.Грабаря. (Учащиеся рассматривают картину «Февральская лазурь»).
II. Беседа с учащимися по повторению темы «Лексика». -Мы попытаемся описать картину Грабаря, используя накопленные знания по теме «Лексика». -Что такое лексика? -Что такое лексикон? -Что такое лексическое значение слова? -Существительное лазурь имеет два лексических значения. Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? -В словаре русского языка С.И.Ожегова указаны следующие значения. (Ученик читает справку из словаря). Лазурь. 1.Светло-синий цвет, синева. 2.Краска светло-синего цвета. -Какой смысл вложил художник в название картины? Что хотел сказать он, что увидели мы? Чтобы ответить на эти вопросы, выполним ряд заданий.
III.Виды упражнений по содержанию картины.
Задание 1) Составьте распространённые предложения, используя справочный материал. Справочный материал: играть красками, ослепительная красота, праздник природы, хрустальный воздух, деревья, кружащиеся в хороводе; берёзка, раскинувшая ветви. -В каком значении, в прямом или переносном, вы употребили слова, составляя предложения? (В переносном) Вывод. Мы видим, что природа на картине Грабаря словно ожила, она радуется и празднует наступление весны, света. А мы нашли лексические средства (слова с переносным значением), которые оживили её в слове.
Задание 2) Игра «четвёртое лишнее». Безграничные лексические просторы открывают нам и другие возможности. Вы без труда поймёте, какие ещё лексические средства помогают нам выразить то, что мы чувствуем. Обратимся к картине. Преобладающий цвет неба на картине - лазурный. Можем ли мы назвать цвет неба голубым, синим? Как называется такой ряд слов? Что такое синонимы? Относится ли к этому синонимическому ряду прилагательное «жемчужный»? Почему? Какой это цвет? (В случае затруднения обращаемся к словарю). Запишите синонимический ряд, исключив лишнее слово, не являющееся синонимом. Искриться, белеть, сверкать, сиять. Радость, ликование, удивление, торжество.
Задание 3) Продолжим работу с синонимами. Составьте предложения, выбирая из скобок синоним, более точно отвечающий смыслу предложения: А) Зритель не видит на картине (вершину, макушку) берёзы. Б) (Ветки, ветви) берёзы сияют то белизной, то золотом на фоне весеннего неба. В) Синий, белый, сиреневый цвет (сливаются, соединяются) в единую поверхность снега. Г) На фоне неба (серебрятся, белеют) стволы берёз. -С какой целью используются синонимы в речи? IV. Написание сочинения. -Ребята, давайте попробуем перенестись в мир природы живой, настоящий. Что услышим, отправившись в февральский лес? Хрустящий воздух? Чарующую тишину? Перезвоны и перекликанья всех цветов радуги? Музыка русского композитора П.И.Чайковского поможет вам услышать. Рассматривая картину Грабаря, в нескольких предложениях расскажите о «подарках февраля», т.е. о том, что вы увидели на картине, что вы почувствовали и услышали бы в февральском лесу. V. Прослушивание музыкальной записи Чайковского «Времена года». (Звучит музыка, учащиеся пишут, а затем рассказывают). VI. Подведение итогов. Выставление оценок за урок.