<> Мастер-класс "Технология встречных усилий на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной и речевой деятельнос - Учителю русского языка /литературы - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 02.05.2024, 17:45

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Учителю русского языка /литературы [ Добавить материал ]

Мастер-класс "Технология встречных усилий на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной и речевой деятельнос
[ Скачать с сервера (90.0 Kb) ] 26.09.2012, 21:14
МБОУ «Никитовская средняя общеобразовательная школа»
Мастер-класс
Тема: « Технология встречных усилий на уроках русского языка как средство активизации познавательной и речевой деятельности учащихся».
Подготовила учитель русского языка и литературы Ульянова Наталья Васильевна.
(Слайд №1)
I. Подготовительно-организационный этап.

- Ни для кого не секрет, что самым трудным предметом в школе ученики считают русский язык, а любимым – очень немногие. Да и нам, учителям приходится порой испытывать неудовлетворённость преподаванием этого предмета.
Конечно, русский язык – сложный школьный предмет, и первостепенной задачей учителя-словесника является воспитание любви к языку, т.е. воспитание интереса к его глубокому изучению. В связи с этим я хотела бы вам рассказать известную притчу:
(Слайд№2) Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил один великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был умным человеком, сказал: «Всё в твоих руках…».
Действительно, уважаемые коллеги, всё в наших руках: какие приёмы и методы использовать на уроке, как найти «ключик» к каждому ребёнку, раскрыть заложенные в нём возможности, как активизировать деятельность учащихся на уроке, сделать каждый урок продуктивным? Думаю, я нашла ответ на эти вопросы, познакомившись с технологией встречных усилий, разработанной Е.В. Коротаевой.
II. Презентация педагогического опыта.
Используя методы и приемы технологии встречных усилий, я смогла добиться следующих результатов: ( Слайд№3 )
• Изменила отношение детей к уроку литературы.
• Изменила у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над художественным текстом.
• Мотивирую учащихся к дальнейшей деятельности.
• Создаю атмосферу доверия, сотрудничества в системе „учитель – ученик - класс”.
• Вырабатываю осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
Новизна в том, что ТВУ формирует положительную мотивацию к процессу обучения, повышает культуру умственного труда субъектов обучения, вырабатывает навыки совместных действий, воспитывает осознанное отношение к процессу и результату учебной деятельности.
Моя задача как учителя – помочь ребёнку обрести знания, поддержать его, внушить веру в себя, в свой разум, в свои силы, в успех, в конечный результат!
Конечно, как сказал Цицерон: «Вершины достигаются не сразу», но ведь учимся же мы не для школы, а для себя, для жизни. В этом-то как раз и заключается актуальность и перспективность педагогики встречных усилий на уроках русского языка.
III. Представление технологии.
Итак, уважаемые коллеги, сегодня вы познакомитесь с технологией встречных усилий, будете иметь возможность принять участие в работе, в обсуждении и задать вопросы, если возникнет такая необходимость.

(Слайд №4) « Технология встречных усилий на уроках русского языка как средство активизации познавательной и речевой деятельности учащихся»
В основе этой технологии лежат принципы учебного сотрудничества. Сотрудничество – это совместная деятельность учителя и ученика, основанная на взаимопонимании, доверии, совместном анализе процесса и результатов учебной деятельности. Стиль взаимоотношений, который складывается в процессе учебного сотрудничества, - демократический: не запрещать, а направлять; не управлять, но соуправлять; не принуждать, а убеждать, не командовать, а реализовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Главным содержанием этих взаимоотношений становится принцип учения без принуждения, который характеризуется:
(Слайд№5)

• Требовательностью, основанной на доверии;
• Увлечённостью, рождённой интересным преподаванием;
• Заменой принуждения желанием, которое порождает успех;
• Ставкой на самостоятельность и самодеятельность детей
Конечно, не всегда мне удаётся реализовать все эти принципы, так как создание поля совместной деятельности учителя и ученика, как того требует технология встречных усилий, долгий процесс. Необходимы сонаправленные усилия и учителя, и ученика, и других педагогов, и родителей… Только тогда учебное сотрудничество обретает основное своё значение: сотрудничество, совместный труд.
Одной из заповедей моей работы стали слова Б.Житкова:

Слайд№6
«Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно, победно»
Эти слова об атмосфере на уроке, о состоянии души ребёнка. Надо, чтобы на каждый урок он шёл как на праздник, чтобы загорались глаза от пусть маленьких, но открытий. Поэтому стараюсь избегать штампов, ищу новые приёмы и методы, стараюсь активизировать каждого ученика.
Урок, построенный в технологии встречных усилий, условно делится на пять этапов:

(Слайд №7)
• Разминка
• Контрольно-подготовительный
• Вызов
• Сотворчество
• Рефлексия
На каждом этапе реализуются свои педагогические приёмы, которые способны активизировать, соединять усилия мои и моих учеников в процессе познания.
Слайд № 8
Мозаика встречных усилий учителя и учащихся

Этап урока Педагогические приёмы
1. Начало урока: введение, «разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную «разминку» «Отсроченная загадка», «Погружение», «Эпиграф» и др.
2. Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам «Лови ошибку», «Опрос-кроссворд», «Согласен - не согласен» и др.
3. Постановка учебной цели, «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний «Цель и цели», «Вопросы к тексту», «Знаю/ не знаю» и др.
4. Этап «сотворчество»: сведение воедино усилий всех участников Деловые игры, «Театрализация», «Кластер» и др.
5. Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания «Итоги» (общие, выборочные, экспертные), «Возврат к началу» «Три уровня домашнего задания», «Эссе», «Синквейн», «Пословица – зеркало души»
Уважаемые коллеги! Обратите внимание на термин «мозаика». Этот термин говорит о вариативности использования приведённых приёмов: они могут «работать» вместе, что повышает их эффективность, но эти приёмы можно применять и автономно на традиционных уроках.
Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми приёмами технологии встречных усилий.
Слайд№9
1.Начало урока, « разминка» - психотренинговые упражнения, связанные с темой урока:
Приёмы:
• «Отсроченная загадка»
• «Эпиграф»
• «Погружение»
На столах у вас раздаточный материал, в котором приведены примеры использования данных приёмов:

№1. «Отсроченная загадка»
а) - Может ли приставка оказаться в середине слова?
( Да – водопровод, трубопровод и т.п.)
- Ещё много тайн и открытий предстоит сделать нам, изучая тему «Состав слова»!
б) На доске записано предложение:
Всех пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой да на обеих ногах десять.
- Отчего он оказался таким уродом?
№2 «Эпиграф»
- Прочитайте эпиграф к нашему уроку, осмыслите его, подумайте, как может быть он связан с темой урока?
а) Попрыгунья – стрекоза лето красное пропела.
б) Не хочу учиться, хочу жениться.

Не страшно, если вы услышите самые неожиданные, разнообразные версии того, как эти слова соотносятся с уроком русского языка. Главное – не забыть вернуться к предложениям учащихся и дать оценку воображению и фантазии. А в случае неудачи задуматься, насколько верно был подобран «эпиграф» или насколько школьники готовы к такой работе.

Следующий этап –
Слайд№10
2.Контрольно- подготовительный – «уплотнение» имеющихся знаний, создаётся основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала.
Приёмы:
• «Лови ошибку»
• «Опрос-кроссворд»
• «Тестирование»
• «Блиц-опрос»
• «Согласен – не согласен»
«Лови ошибку» - очень интересный приём, здесь можно использовать материалы тестовых заданий по русскому языку и литературе.
Учитель намеренно допускает ошибки, ученики должны согласиться или не согласиться с данным утверждением. Например:
- Я утверждаю, что обращение в предложении является подлежащим или дополнением.
- Верно ли, что обращение может быть распространённым и нераспространённым?
- Я настаиваю на том, что обращение на письме выделяется тире и т.п.
Рассмотрим следующий этап:
Слайд№11
3.Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»
Цель: создание ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит задачу, решение которой потребует определённых усилий.
Приёмы:
• «Цель и цели»
• «Вопросы к тексту»
• «Знаю/не знаю»

Эффективно на этом этапе работает приём «Вопросы к тексту». Каждому ученику предлагается прочитать материал учебника, краткий конспект по изучаемой теме. Ученик, прорабатывая данный текст, должен на полях поставить « сигналы» степени освоения темы:
«v» - известные факты («Знаю!)
«+» - хотелось бы узнать подробнее
«?» - материала не знаю, нужны дополнительные сведения.
Таким образом, учащиеся объективно оценивают собственный познавательный опыт, что служит залогом адекватного включения его в учебный процесс. Ребятам нравится делать открытия, они активны, а учителю ясно, с кем больше работать, какому фрагменту темы уделить больше внимания.
Этап сотворчество – самый главный: необходимо поддерживать активность, интерес учащихся, совместно решать задачи урока. Учитель выполняет организационную и координирующую функции. И только при подведении итогов руководящая роль возвращается к педагогу.

Слайд№ 12
4. Сотворчество
Цель: поддерживать активность, интерес учащихся, совместно решать задачи урока.
Приёмы:
• Деловые игры
• «Театрализация»
• «Кластер»
Слайд №13
• Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. В нем записываются основные понятия, о которых идет речь, с помощью стрелок и расположения слов в табличке показывается, как связываются между собой рассматриваемые понятия.
«Грозди» - графический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке. Правила очень простые.
Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Многие ученики сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.
Ученики легко используют этот прием.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
Слайд№16
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум.
Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей.
Не следовать по заранее определенному плану.
Слайды №17,18 (Примеры кластера)
IV. Проведение имитационной игры.
- Обратимся к раздаточному материалу.
Перед вами пример «кластера» по теме «Определение» (8 класс):



И «Морфологический портрет глагола» 5 класс



- Попробуйте составить « кластер» по теме «Предлог». На столах у вас учебники русского языка 7 класс. Материал параграфа 27 стр.152

ПРЕДЛОГ



V. Моделирование.
(Слушатели работают над созданием кластера).

VI. Афиширование ( Представление выполненных работ)
Так создаётся коллективный опорный конспект по теме.
Важно, чтобы учащиеся представили презентацию своего кластера.
Предлагаю и вам сделать презентацию своей работы.
Слайд №19
Важным, с моей точки зрения, является рефлексивный этап. Рефлексивный этап урока, как вы знаете, - это осмысление результатов своего труда, общая оценка урока. Как можно увидеть эти результаты? В чём они могут проявиться? Во-первых, это обращение к тем приёмам, которые были использованы на первых этапах урока: возвращение к эпиграфу, с просьбой оценить, как он соответствовал теме урока. Можно сравнить предыдущий уровень знаний с новым уровнем. ( Приём «Знаю/не знаю»).
Многие из вас, вероятно, используют такие приёмы как «Эссе», «Синквейн».
Я предлагаю вам познакомиться с приёмом «Пословица – зеркало настроения»:
- Прочитайте, пожалуйста, список пословиц и поговорок, выберите одну или две, которые вам особенно понравились или соответствуют вашему сиюминутному настроению или настроению после проведённого урока. Если хотите, то можете воспользоваться любыми другими изречениями. Выбрав поговорки, вам нужно кратко прокомментировать их.

Слайд№20
1.Смелость города берёт.
2.Через тернии к звёздам.
3.Человек предполагает, а Бог располагает.
4.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
5.Ах, как я устал от этой суеты.
6.Мир освещается солнцем, а человек – знанием. И т.д……

Домашнее задание обязательно варьируется:
1 уровень – обязательный ( то, что должны знать все учащиеся)
2 уровень – выполняют задания те, кто считает, что хорошо знает предмет.
3 уровень – творческий (умение выйти за рамки изученного материала).

Обучение и общение… Они самым тесным образом связаны друг с другом, просто нужно, чтобы и учитель и ученик поняли это: нельзя поучать, нужно учить, проживать что-то вместе с учеником, помогать ему, а значит, общаться!
Поэтому задача учителя и состоит в том, чтобы развивать эти две ведущие деятельности: учение и общение.
Слайд №21
Сотрудничать, любить и развивать,
Детей сужденья мудро принимать,
Ориентировать на личность обучение –
Лишь в этом педагога назначение.

Именно в этих словах отражаются цели и задачи моей педагогической деятельности, именно эти слова служат для меня путеводителем в учебно-воспитательном пространстве.
VII. Рефлексия.
Уважаемые коллеги, как вы считаете, насколько эффективно может быть использована предложенная Вам технология на Ваших уроках? Какие вопросы возникли у Вас в ходе мастер-класса?
- Спасибо Вам за ваши предложения, за активное участие в сегодняшней работе. Продолжите, пожалуйста, фразы:

Слайд№22
Я пришёл(а) с чувством…. –
Ухожу с желанием…..

Я пришла с желанием…-
Ухожу с чувством….

…У каждого из нас свой путь, свои методики, свои педагогические находки.

Слайд№23
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицу,
Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется. ( Н.Рыленков)

Я желаю каждому из Вас найти свою дорогу. Пусть ваша работа будет «радостной, победной, трепетной»!
Категория: Учителю русского языка /литературы | Добавил: Натали
Просмотров: 3679 | Загрузок: 429 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz