<> «Обобщающий урок по теме «Бессоюзное сложное предложение». - Учителю русского языка /литературы - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 12.12.2024, 13:36

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Учителю русского языка /литературы [ Добавить материал ]

«Обобщающий урок по теме «Бессоюзное сложное предложение».
[ Скачать с сервера (8.4 Kb) ] 02.01.2012, 14:17
Тема: «Обобщающий урок по теме «Бессоюзное сложное предложение».
Цель: Проверить знания учащихся по изучаемой теме . Привести в систему знания, умения, навыки по сложным бессоюзным предложениям.
Оборудование: Учебник русского языка для 9 класса под редакцией Бархударова С.Г, таблица «Бессоюзные сложные предложения», раздаточный материал.

План урока: 1) Работа с эпиграфом, сообщение темы, цели урока.
2) Фронтальный опрос.
3) I этап. Разпознавание бессоюзных сложных предложений.
Проверка.
4) Знаки препинания в бессоюзных сложных предложений. Работа на доске. Запятая и точка с запятой.
5) Постановка тире и двоеточия. Таблица.
6) Творческий этап.
7) Итоги.

Ход урока:
Здравствуйте Запишите число, классная работа, тема урока. Обратите внимание на эпиграф: «Вы грозны на словах—попробуйте на деле!» ( А.С. Пушкин) Как вы понимаете смысл слов Александра Сергеевича Пушкина?
Запишите эпиграф в тетрадь.
Вот и мы попробуем на деле доказать, что хорошо знаем тему «Бессоюзное сложное предложение».Цель урока: привести в систему знания, умения, навыки; обобщить материал по теме урока.
Предварительно вам было предложено определить степень своих знаний по данной теме и выбрать ряд.
I ряд Ознакомительно-начальные знания.
II ряд Удовлетворительные знания.
III ряд Хорошие знания.
Места выбраны, можно начинать. Добавлю только, что в качестве иллюстрированного материала я подготовила цитаты из произведений А. С. Пушкина.
Стук в дверь.
Войдите.
Здравствуйте, я учёный секретарь. Пришла к вам сообщить интересные сведения, разнообразить материал. Вот по бессоюзном сложным предложениям, например, выписка из «Энциклопедического словаря», страница 1081:
«Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), русский писатель и поэт, родоначальник новой русской литературе, создатель русского литературного языка. Был близок к декабристам. Дважды подвергался ссылке. Творчество Пушкина претерпело Эволюцию от ранней лирики его поэтического ученичества и романтизма южных поэм к реализму. Пушкин впервые поставил многие ведущие проблемы русской литературы XIX века. Гуманизм, гражданственность, пафос истины, народность , историзм утверждены Пушкиным в качестве главных традиций русской литературы».

Спасибо за материал. Вернёмся к нашей теме «Бессоюзные сложные предложения».
Какие предложения называются сложными?
А какие сложные предложения называются бессоюзными?
Наша работа по теме будет проходить в несколько этапов.
Этап I, конверт.
Каждому ряду даны 5 предложений, задания разные.
I ряд. Знаки препинания стоят. Из предложенных пяти выбрать одно бессоюзное сложное предложение, подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
II ряд. Расставить знаки препинания во всех предложениях. Выбрать и выписать бессоюзное сложное предложение, подчеркнуть грамматическую основу.
III ряд. Расставить знаки препинания во всех предложениях, выписать бессоюзное сложное предложение , подчеркнуть грамматическую основу, построить схемы.

1. Очевидно было , что Савельич передо мною был прав.
2. Смотритель осведомился , куда надо было ему ехать.
3. Пугачёв дал знак, и меня отпустили.
4. Мы втроём начали беседовать, как будто век были знакомы.
5. Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела.

Приглашается представитель 3 группы. Записывает нужное предложение, подчёркивает грамматическую основу ,строит схему.
Молодцы!
Какие знаки препинания ставятся между частями сложного бессоюзного предложения ?
(, ; - wink
Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, а когда точка с запятой?
Части бессоюзного сложного предложения разделяются между собой запятыми, если они произносятся с перечислительной интонацией. Обычно в таких предложениях речь. Идёт о явлениях , происходящих одновременно или следующих друг за другом. Точка с запятой ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если они отделены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые.
Запишите два предложения, объясните выбор знака препинания.
Отвечает тот же представитель 3 группы. Запись на доске:
1.Погода утихла , тучи расходились, перед ним лежала равнина.
2.Ты сам поэт, свой высший суд ; всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Молодец! За твой ответ можно поставить-----
Учёный секретарь: Кстати, в XVIII веке точку с запятой называли раньше полуточием.
В каких случаях между частями сложного предложениях ставится двоеточие, тире?
Отвечают два представителя из 3 группы: один рассказывает о постановке тире, другой о постановке двоеточия.
(На доске закрытая бумагой таблица. После ответа таблицу открываю).
Учёный секретарь: Кстати, к концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. ( Тире или черту) первым начал применять русский писатель и историк.
Н.В. Карамзин. А языковед А. Барсов, ученик М. В. Ломоносова , назвал этот знак молчанкой.
Спасибо за информацию. А у нас II этап. Опять для всех групп разные задания.
I группе. Записать предложения, определить по таблице значения бессоюзных предложений. Знаки стоят.
Начинаю объяснять:
А) II группе. Записать предложения, заменив союзы знаками препинания по таблице.
Определить значения полученных бессоюзных сложных предложений.
Например,
Заметьте, что неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности.
Б) III группе. Преобразовать данные бессоюзные предложения в союзные, ставя на месте двоеточия или тире нужный по смыслу союз. Определить значения бессоюзных сложных предложений.
Например,
С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу : матушка встречает меня с видом глубочайшего огорчения.

Предложения для первой группы пишем на доске:
1) Теперь моя пора: я не люблю весны.
2) Три дома на вечер зовут: там будет бал, там детский праздник.
3) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей.

На карточках для III группы.
1) И думал он: отсель грозить мы будем шведу .
2) Воображение её было поражено: она видела мёртвого медведя и Дефоржа, спокойно стоявшего над ним…
3) За мной гнались--- я духом не смутился.
4) Сначала сомневались в истине их показаний: приверженность разбойников к атаману была известна.

Проверяем индивидуальные задания. Приглашается представитель 2 группы . 3 проверяет у себя написанное, исправляет ошибки.
Учёный секретарь: Для того, чтобы не ошибиться в выборе между двоеточием и тире , советую исходить из следующего правила : если основная мысль содержится в первой части , а во второй причина , пояснение ставь двоеточие. Если же основная мысль во II части, ставь тире.
Проверим подсказку на деле. Запишем на доске два предложения, объясните постановку выбранных знаков препинания.
1. Прошла неделя, другая---вдруг въезжает ко мне на двор коляска. Неожиданное присоеденение.
2. Наша дева насладилась дорожной скукою вполне: семь суток ехали оне.
И последний III этап, творческий. Подведём своеобразный итог. Как мы знаем произведения А.С. Пушкина.
Сначала проведём небольшую викторину.
Читаю первую часть бессоюзных сложных предложений, вы их заканчиваете:
1. Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

2. И дни бегут, желтеют нивы, с дерёв спадает дряхлый лист.
3. Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил Марью Ивановну в руках разбойников.
Теперь творческое задание.
I группа из разрозненных частей составляет бессоюзное сложное предложение.
II группа вместо точек вставляет нужные слова.
III группа дописывает 2 часть сложных бессоюзных предложений.

Карточки для I группы:
1) Погода была ужасная:
2) А теперь заткни топор за спину:
3) Он засмеялся: 1) лесничий ходит
2) все хохочут
3) ветер выл, мокрый снег падал хлопьями

Для II группы:

1. Погода была….:ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.
2. А теперь заткни….за спину: лесничий ходит.
3. Он засмеётся: все…..

Для III группы.
1. Погода была ужасная:
2. А теперь заткни топор за спину:
3. Он засмеётся:

Проверяют представители I группы.
Из каких произведений взяты цитаты?
Учёный секретарь: Кстати, Владимир Иванович Даль писал: «Где чихнулось-запятая, где икнулось-Двоеточие, где табаку понюхать-точка».
Пришло время поставить точку и в нашем уроке. Прежде подведём итоги.
Какие знаки препинания можно поставить между частями бессоюзного сложного предложения?
Приведите примеры из сегодняшней классной работы.
Домашнее задание на выбор:
1)Упражнение 156 по заданию.
2) Выписка из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина бессоюзные сложные предложения.
Дополнительный материал:
1. Уж темно: в санки он садится.
2. У нас теперь не то в предмете: мы лучше поспешим на бал.
3. Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.
4. Мы все должны признаться: вкусу очень мало у нас.
5. Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
6. Привычка свыше нам дана: замена счастию она.
7. Марья Гавриловна долго колебалась; множество планов было отвергнуто.
8. Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
9. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
10. Луна сияла; всё было тихо ; топот моей лошади один раздавался в ночном безмолвии.
11. Ложится в поле мрак ночной; от волн поднялся ветер хладный.
Категория: Учителю русского языка /литературы | Добавил: Наталия | Теги: «Обобщающий урок по теме «Бессоюзно, Проект
Просмотров: 4499 | Загрузок: 325 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz