«Обобщающий урок по теме «Бессоюзное сложное предложение». - Учителю русского языка /литературы - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт
Педагог 21 века.ru
Методическая площадка по обмену опытом педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь. (Аристотель)
Тема: «Обобщающий урок по теме «Бессоюзное сложное предложение». Цель: Проверить знания учащихся по изучаемой теме . Привести в систему знания, умения, навыки по сложным бессоюзным предложениям. Оборудование: Учебник русского языка для 9 класса под редакцией Бархударова С.Г, таблица «Бессоюзные сложные предложения», раздаточный материал.
План урока: 1) Работа с эпиграфом, сообщение темы, цели урока. 2) Фронтальный опрос. 3) I этап. Разпознавание бессоюзных сложных предложений. Проверка. 4) Знаки препинания в бессоюзных сложных предложений. Работа на доске. Запятая и точка с запятой. 5) Постановка тире и двоеточия. Таблица. 6) Творческий этап. 7) Итоги.
Ход урока: Здравствуйте Запишите число, классная работа, тема урока. Обратите внимание на эпиграф: «Вы грозны на словах—попробуйте на деле!» ( А.С. Пушкин) Как вы понимаете смысл слов Александра Сергеевича Пушкина? Запишите эпиграф в тетрадь. Вот и мы попробуем на деле доказать, что хорошо знаем тему «Бессоюзное сложное предложение».Цель урока: привести в систему знания, умения, навыки; обобщить материал по теме урока. Предварительно вам было предложено определить степень своих знаний по данной теме и выбрать ряд. I ряд Ознакомительно-начальные знания. II ряд Удовлетворительные знания. III ряд Хорошие знания. Места выбраны, можно начинать. Добавлю только, что в качестве иллюстрированного материала я подготовила цитаты из произведений А. С. Пушкина. Стук в дверь. Войдите. Здравствуйте, я учёный секретарь. Пришла к вам сообщить интересные сведения, разнообразить материал. Вот по бессоюзном сложным предложениям, например, выписка из «Энциклопедического словаря», страница 1081: «Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), русский писатель и поэт, родоначальник новой русской литературе, создатель русского литературного языка. Был близок к декабристам. Дважды подвергался ссылке. Творчество Пушкина претерпело Эволюцию от ранней лирики его поэтического ученичества и романтизма южных поэм к реализму. Пушкин впервые поставил многие ведущие проблемы русской литературы XIX века. Гуманизм, гражданственность, пафос истины, народность , историзм утверждены Пушкиным в качестве главных традиций русской литературы».
Спасибо за материал. Вернёмся к нашей теме «Бессоюзные сложные предложения». Какие предложения называются сложными? А какие сложные предложения называются бессоюзными? Наша работа по теме будет проходить в несколько этапов. Этап I, конверт. Каждому ряду даны 5 предложений, задания разные. I ряд. Знаки препинания стоят. Из предложенных пяти выбрать одно бессоюзное сложное предложение, подчеркнуть подлежащее и сказуемое. II ряд. Расставить знаки препинания во всех предложениях. Выбрать и выписать бессоюзное сложное предложение, подчеркнуть грамматическую основу. III ряд. Расставить знаки препинания во всех предложениях, выписать бессоюзное сложное предложение , подчеркнуть грамматическую основу, построить схемы.
1. Очевидно было , что Савельич передо мною был прав. 2. Смотритель осведомился , куда надо было ему ехать. 3. Пугачёв дал знак, и меня отпустили. 4. Мы втроём начали беседовать, как будто век были знакомы. 5. Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела.
Приглашается представитель 3 группы. Записывает нужное предложение, подчёркивает грамматическую основу ,строит схему. Молодцы! Какие знаки препинания ставятся между частями сложного бессоюзного предложения ? (, ; - Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, а когда точка с запятой? Части бессоюзного сложного предложения разделяются между собой запятыми, если они произносятся с перечислительной интонацией. Обычно в таких предложениях речь. Идёт о явлениях , происходящих одновременно или следующих друг за другом. Точка с запятой ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если они отделены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые. Запишите два предложения, объясните выбор знака препинания. Отвечает тот же представитель 3 группы. Запись на доске: 1.Погода утихла , тучи расходились, перед ним лежала равнина. 2.Ты сам поэт, свой высший суд ; всех строже оценить умеешь ты свой труд. Молодец! За твой ответ можно поставить----- Учёный секретарь: Кстати, в XVIII веке точку с запятой называли раньше полуточием. В каких случаях между частями сложного предложениях ставится двоеточие, тире? Отвечают два представителя из 3 группы: один рассказывает о постановке тире, другой о постановке двоеточия. (На доске закрытая бумагой таблица. После ответа таблицу открываю). Учёный секретарь: Кстати, к концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. ( Тире или черту) первым начал применять русский писатель и историк. Н.В. Карамзин. А языковед А. Барсов, ученик М. В. Ломоносова , назвал этот знак молчанкой. Спасибо за информацию. А у нас II этап. Опять для всех групп разные задания. I группе. Записать предложения, определить по таблице значения бессоюзных предложений. Знаки стоят. Начинаю объяснять: А) II группе. Записать предложения, заменив союзы знаками препинания по таблице. Определить значения полученных бессоюзных сложных предложений. Например, Заметьте, что неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности. Б) III группе. Преобразовать данные бессоюзные предложения в союзные, ставя на месте двоеточия или тире нужный по смыслу союз. Определить значения бессоюзных сложных предложений. Например, С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу : матушка встречает меня с видом глубочайшего огорчения.
Предложения для первой группы пишем на доске: 1) Теперь моя пора: я не люблю весны. 2) Три дома на вечер зовут: там будет бал, там детский праздник. 3) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей.
На карточках для III группы. 1) И думал он: отсель грозить мы будем шведу . 2) Воображение её было поражено: она видела мёртвого медведя и Дефоржа, спокойно стоявшего над ним… 3) За мной гнались--- я духом не смутился. 4) Сначала сомневались в истине их показаний: приверженность разбойников к атаману была известна.
Проверяем индивидуальные задания. Приглашается представитель 2 группы . 3 проверяет у себя написанное, исправляет ошибки. Учёный секретарь: Для того, чтобы не ошибиться в выборе между двоеточием и тире , советую исходить из следующего правила : если основная мысль содержится в первой части , а во второй причина , пояснение ставь двоеточие. Если же основная мысль во II части, ставь тире. Проверим подсказку на деле. Запишем на доске два предложения, объясните постановку выбранных знаков препинания. 1. Прошла неделя, другая---вдруг въезжает ко мне на двор коляска. Неожиданное присоеденение. 2. Наша дева насладилась дорожной скукою вполне: семь суток ехали оне. И последний III этап, творческий. Подведём своеобразный итог. Как мы знаем произведения А.С. Пушкина. Сначала проведём небольшую викторину. Читаю первую часть бессоюзных сложных предложений, вы их заканчиваете: 1. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах.
2. И дни бегут, желтеют нивы, с дерёв спадает дряхлый лист. 3. Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил Марью Ивановну в руках разбойников. Теперь творческое задание. I группа из разрозненных частей составляет бессоюзное сложное предложение. II группа вместо точек вставляет нужные слова. III группа дописывает 2 часть сложных бессоюзных предложений.
Карточки для I группы: 1) Погода была ужасная: 2) А теперь заткни топор за спину: 3) Он засмеялся: 1) лесничий ходит 2) все хохочут 3) ветер выл, мокрый снег падал хлопьями
Для II группы:
1. Погода была….:ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. 2. А теперь заткни….за спину: лесничий ходит. 3. Он засмеётся: все…..
Для III группы. 1. Погода была ужасная: 2. А теперь заткни топор за спину: 3. Он засмеётся:
Проверяют представители I группы. Из каких произведений взяты цитаты? Учёный секретарь: Кстати, Владимир Иванович Даль писал: «Где чихнулось-запятая, где икнулось-Двоеточие, где табаку понюхать-точка». Пришло время поставить точку и в нашем уроке. Прежде подведём итоги. Какие знаки препинания можно поставить между частями бессоюзного сложного предложения? Приведите примеры из сегодняшней классной работы. Домашнее задание на выбор: 1)Упражнение 156 по заданию. 2) Выписка из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина бессоюзные сложные предложения. Дополнительный материал: 1. Уж темно: в санки он садится. 2. У нас теперь не то в предмете: мы лучше поспешим на бал. 3. Прошу мою заметить речь: Я вас хочу предостеречь. 4. Мы все должны признаться: вкусу очень мало у нас. 5. Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума: Верней нет места для признаний И для вручения письма. 6. Привычка свыше нам дана: замена счастию она. 7. Марья Гавриловна долго колебалась; множество планов было отвергнуто. 8. Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. 9. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. 10. Луна сияла; всё было тихо ; топот моей лошади один раздавался в ночном безмолвии. 11. Ложится в поле мрак ночной; от волн поднялся ветер хладный.