Повествование в художественном и разговорном стилях - Учителю русского языка /литературы - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт
Педагог 21 века.ru
Методическая площадка по обмену опытом педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь. (Аристотель)
6 класс ИКТ Типы речи. Повествование художественного и разговорного стилей Цель: формирование системы лингвистических понятий по теме «Типы речи. Повествование» (данная цель является ведущей для учителя, она проходит по всем урокам при изучении темы, чтобы учащиеся поняли и умели находить в текстах художественных произведений повествовательные фрагменты; создавали и совершенствовали повествовательные тексты, могли отличать повествование художественного и разговорного стилей, не допуская речевых ошибок. На каждый урок прописывается своя задача, которую формируют сами учащиеся) Тип урока: комбинированный Оборудование: учебник русского языка 6 класса под редакцией М.М.Разумовской; на доске схема - «Кластери», раздаточный материал (опорная схема), карточки – помощники; мультимедиапроектор, презентация. Ход урока 1 этап урока Создание учебной ситуации (слайд № 1) Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сначала мне хотелось бы узнать, какое у вас сейчас настроение? Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь всем и новому дню. Вы многое знаете, многое умеете. У вас всё получится. - Сегодня у нас очередной урок развития речи. Мы вспомним материал прошлых уроков и познакомимся с новым. -Пожалуйста, откройте тетрадь, запишите число, классная работа (оформление тетрадей). • Выставление отметок по следующим параметрам (с критериями знакомятся в начале урока): • умение рассуждать; • самостоятельность; • правильность. Учитель: Вспомнить пройденный материал вам помогут карточки-помощники. Ребята, какие типы речи вы знаете? Ученики: (а в это время карточки с названиями типов речи прикрепляются на доску – 4 шт.) • Повествование. • Описание. • Рассуждение. Учитель: Как отличить их друг от друга? Ученики: • Повествовать – рассказывать. • Описывать кого-нибудь, чего-нибудь. • Рассуждать–доказывать по вопросам. Учитель: Какие стили речи мы знаем? (а в это время карточки с названиями типов речи прикрепляются на доску – 3 шт.) Ученики ( ученики в это время заполняют карточки- опорная схема) а) Разговорный. б) Книжный: • художественный; • научный; • официально-деловой; • публицистический. Учитель: Для чего нужно уметь определять стиль речи? Ученики: Чтобы правильно говорить или писать, т.е. действовать в разных речевых ситуациях. Учитель: Правильно. У каждой речевой ситуации свои особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты. Учитель: В каких речевых ситуациях используется художественный и разговорный стиль речи? Ученики: (СЛАЙД № 2) -Художественный - с кем говорим? 1- много, с какой целью? воздействие; -Разговорный - с кем говорим? 1-1, где? н-о, с какой целью? общение Работа в зоне актуального развития учащихся. Учитель: Ребята, перед вами картинка (слайд № 3). -Давайте потренируемся в написании текста на тему «Неудачная рыбалка» (5 мин.) Учитель: Какой тип речи вам понадобился при написании рассказа? Ученики: Повествование. Учитель: Давайте повторим ещё раз, о чём говорится в повествовании? Ученики: В повествовании говорится о последовательных, сменяющих друг друга действиях. (слайд № 4) Ученики: Содержание повествования можно передать на нескольких кадрах фотоаппарата (один кадр сменяет другой) (слайд № 5) Учитель: Ребята, так о каком же типе речи мы сегодня будем говорить? Ученики: Мы сегодня будем говорить о повествовании. Учитель: Запишите, пожалуйста, тему нашего урока: Типы речи. Повествование (ВТОРУЮ СТРОЧКУ (ПОСТАВЬТЕ ТОЧКУ) ОСТАВЬТЕ ДЛЯ второй части НАШЕЙ ТЕМЫ). Учитель: Какова цель нашего урока? Форма работы: диалог «учитель – ученик». Тип ответа: с места. Характер ответа: устный развёрнутый ответ с доказательством. Ученики: Мы должны развивать навыки создания и совершенствования повествовательных текстов и уметь находить в текстах художественных произведений повествовательные фрагменты. Физминутка (слайд № 6) Учитель: А теперь следующее задание. Работа с текстом стихотворения. -Перед вами текст стихотворения «Давай посплетничаем» (частичный стилистический анализ текстов разных стилей). -Прочитайте. Определите, к какому стилю принадлежит данный текст? Поделиться впечатленьем Если с другом захочу, То ему, без промедленья, По мобиле позвоню: «Ну, привет!.. Я тут скучаю. Приходи-ка на чаёк! Поболтать с тобой мечтаю. Дивный нынче вечерок! Нет, не болен,- просто скука! Если хочешь, то хандра! Мне молчать - ох, это мука! Сплетен хватит до утра!» Учит ель: Определите, к какому стилю принадлежит данный текст? Ученики (читают стихотворение и отвечают на вопрос учителя) Это текст разговорного стиля. Учитель: Верно. А как вы определили, что это текст именно разговорного стиля? По каким признакам? Приведите примеры. Ученики: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику. А какую? (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность («Сплетен хватит до утра!» - это гипербола). Учитель: Вы правильно охарактеризовали разговорный стиль речи. Стоит отметить, что в разговорном стиле речи мы можем использовать лексику разных стилей: художественного («Дивный нынче вечерок!» и слово «хандра»). Учитель: После того, как стиль определён, заполним пустой квадрат схемы- карточки, которая у вас на столе. Разговорная речь представлена разговорным стилем. Значит, все остальные стили будут относиться к литературной речи. Учитель: Итак, внимание! У вас на столах карточка - стихотворение коллаж Прочитайте стихотворение, представляющее собой коллаж. Определите стиль и назовите его характерные особенности, сферу употребления: «Я к вам пишу, чего же боле» (Пушкин) «Ведь я - сочинитель» (Блок)! «Ты знаешь, я томлюсь в неволе» (Ахматова) «Твой мир – навек моя обитель» (Брюсов) «Тоска по родине! Давно…» (Цветаева) «Кто без тоски внимал из нас» (Тютчев)?! «На сердце раздумье легло» (А.К.Толстой) «Панихидный справляя пляс» (Есенин). «Молчанье надежд и молчанье отчаянья» (Маяковский) – «Ты значил всё в моей судьбе» (Пастернак) «До свиданья, друг мой, до свиданья» (Есенин) Ученики: Это текст художественного стиля, которым пользуются писатели и поэты при написании своих произведений для достижения определенной цели - воздействия на читателя. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику («томлюсь», «боле», «обитель», «внимал»), нейтральные слова. Главной особенностью этого стиля является широкое употребление тропов и фигур. Этому стилю присуща также эмоциональность. Учитель: Ребята, для художественного стиля характерно то, что в нём много стилей. От других стилей речи он отличается единством коммуникативной и эстетической функций. Учитель: Итак, о повествовании каких стилей мы будем говорить? Ученики: Мы будем говорить о повествовании художественного и разговорного стилей. Учитель: Пожалуйста, ребята, где вы поставили точку для второй части темы, запишите «Повествование художественного и разговорного стилей» (слайд № 7). Учитель: Проблемное творческое задание (индивидуальное задание): Разгадайте кроссворд. Впишите в клеточки ответы. (Карточки – помощники для слабых учеников.) -Объясните, почему так, а не иначе вы ответили? Как вы рассуждали, выполняя задание? Каким правилом вы пользовались? Какие трудности вы испытывали, выполняя задание? Форма работы: диалог «учитель – ученик». Тип ответа: с места. Характер ответа: устный развёрнутый рассказ. Работа в зоне ближайшего развития. Учитель: Откройте учебник на стр. 205. Читаем задание к упражнению № 461 (специально создаётся учебная ситуация, когда учащиеся испытывают трудности в определении типов речи). Учитель: Используя глаголы, данные в скобках, сконструируйте два варианта текста. Но сначала установите, чем различаются эти глаголы, и решите, какие из них войдут в один вариант текста, а какие – в другой. Упр. № 461, стр. 205. Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай подбирал¬ся к висевшему яблоку, срывал его своим мощным клювом, затем брал его в лапку и выгрызал мякоть. Потом доставал зернышки, с аппетитом ел их, а надкушенное яблоко бросал вниз на траву.
Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай подобрался к ви¬севшему яблоку, сорвал его своим мощным клювом, затем взял его в лапку и выгрыз мякоть. Потом достал зернышки, с аппети¬том съел их, а надкушенное яблоко бросил вниз на траву.
Учитель: Какой текст принадлежит писателю?
Ученики: Писателю принадлежит первый вариант текста.
Учитель: Чем различаются глаголы, данные в скобках?
Ученики: Данные в скобках глаголы различаются видом.
Учитель: Как вы думаете, какие глаголы в своём рассказе использовал Георгий Скребицкий? Ученики: В своём рассказе Георгий Скребицкий использовал глаголы совершенного вида. Учитель: К какому типу речи мы отнесём текст с использованием глаголов совершенного вида? Ученики: Текст с использованием глаголов совершенного вида мы отнесём к повествованию. Учитель: А текст с глаголами несовершенного вида? Ученики: Текст с глаголами несовершенного вида тоже к повествованию. Учитель: В чём смысловое различие текстов? Какими средствами языка это различие передаётся? Учитель просит перечислить возникшие затруднения (учащиеся формулируют самостоятельно учебную задачу). Ученики: Повествование – это отрывок № 2; отрывок № 1 – тоже повествование. Учитель: ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ! стр. 205. Запомним, что в повествовании может говориться о сменяющих друг друга не однократных, а повторяющихся многократных действиях. Это значение передаётся глаголами несовершенного вида, обычно прошедшего времени. Форма работы: полилог (Полилог (греч., букв. ’речь многих’) — разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог). Обсуждение индивидуальных «семантик», поддержка учеников. Тип ответа: с места. Характер ответа: устный развёрнутый рассказ. 2 этап урока Добывание недостающих знаний учащимися. (Учащиеся должны осознать, что в повествовании говорится о последовательных, сменяющих друг друга действиях. Те действия, которые автор хочет выделить особо, описываются подробно, детально). – Учитель организует деятельность учащихся по определению способов решения учебной задачи. Учащиеся ищут способы решения учебной задачи. Упражнение № 462, стр.205. Учитель: Прочитайте сочинение ученика начальных классов. Учитель: Вы обнаружили ошибки в выборе глагольных форм? Учитель: В чём они состоят? Глаголы какого вида нужно было использовать? Ученики: Глаголы несовершенного вида. Учитель: Исправьте текст, обосновав свою правку. Выполнение упражнения № 462, стр.205. Каждый год мама вместе с нами вскапывала неболь¬шую грядку. Мы сеяли на ней редиску, салат, сажали горох. Потом мы каждый день поливали и пропалывали грядку. Было так весело наблюдать, когда вдруг начинали лезть из земли зеленые росточки 2. Учитель: Ребята, подумайте, что характерно для повествования. Что за чем происходит? А для этого вы, пожалуйста, работая со своим соседом, представьте свои знания, либо в форме таблицы, либо в форме схемы, либо алгоритма… . Парная работа (подразумевается, что учащиеся, работая с лингвистическим текстом, уточняют свои гипотезы, получают какой-то продукт (новые знания), думают над тем, как представить свои знания, в какой форме (таблица, схема, алгоритм…) Учитель: Что же у вас получилось? ПОВЕСТВОВАНИЕ ЧТО ЗАЧЕМ ПРОИСХОДИТ? Д (данное) Н (новое) лицо, время, место действия сменяющие друг друга действия 3 этап урока. Учитель организует самостоятельную деятельность учащихся по нахождению, определению типов речи в тексте. Учащиеся, основываясь на критериях определения «повествование» ищут и обосновывают своё мнение, работая с текстом учебника. Иллюстрируют теорию примерами. 3. Учитель: (слайд № 8) Определите тип речи. Работа в зоне ближайшего развития. 1)Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи… (А. Н. Плещеев «Весна») 2)Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега, и горело в небесной сини косматое солнце…
В повествовании может говориться о сменяющих друг друга не однократных, а повторяющихся многократных действиях. Это значение передается глаголами несовершенного вида, обычно прошедшего времени.
В одном тексте могут встречаться разные типы речи. Автор делает это для того, чтобы ярче передать картину, донести до читателя свой замысел. 4 этап урока Учитель организует самостоятельную деятельность учащихся по самооценке, взаимооценке новых и отрабатываемых знаний, побуждает к выявлению и исправлению ошибок, поиску и устранению их причин, оказанию взаимопомощи одноклассникам; доброжелательной и принципиальной оценке деятельности друг друга и своей собственной. Учащиеся оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников, учатся взаимодействию. Учитель тоже оценивает некоторых учащихся (консультантов) ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ! стр. 207. Учебник стр. 207 упражнение № 465 . Задание: Устно попробуйте восстановить в отрывке из рассказа «Про обезьянку» все пропущенные глаголы. По возможности избегайте повторов, пользуясь синонимами. Как вы думаете, ваш текст стал лучше или ухудшился? В каких случаях и зачем повествование может строиться без глаголов? (глаголы лишат данный текст стремительности, яр¬кости и образности повествования).
Консультанты помогают тем, кому требуется помощь или для консультантов даётся подобное задание. После выполнения заданий учащиеся анализируют, в каких случаях и зачем повествование может строиться без глаголов? 5 этап урока (Слайд № 9) Домашнее задание: упражнение 464 (устно), стр.206; 466, стр.207 (письменно) 6 этап урока (слайд № 10) Обобщение и оценивание работы учащихся на уроке. Что нового узнали на уроке? Чему научились? Помогли ли вам знания, полученные в 5 и 6 классе? Вы бы хотели провести этот урок иначе? Как? Выставление отметок по следующим параметрам (с критериями знакомятся в начале урока.): умение рассуждать; самостоятельность; правильность. Слайд № 11 «Спасибо за урок!»