<> Повествование в художественном и разговорном стилях - Учителю русского языка /литературы - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 16.05.2024, 18:19

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Учителю русского языка /литературы [ Добавить материал ]

Повествование в художественном и разговорном стилях
[ Скачать с сервера (42.4 Kb) ] 12.02.2012, 05:39
6 класс ИКТ
Типы речи. Повествование художественного и разговорного стилей
Цель: формирование системы лингвистических понятий по теме «Типы речи. Повествование» (данная цель является ведущей для учителя, она проходит по всем урокам при изучении темы, чтобы учащиеся поняли и умели находить в текстах художественных произведений повествовательные фрагменты; создавали и совершенствовали повествовательные тексты, могли отличать повествование художественного и разговорного стилей, не допуская речевых ошибок. На каждый урок прописывается своя задача, которую формируют сами учащиеся)
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник русского языка 6 класса под редакцией М.М.Разумовской; на доске схема - «Кластери», раздаточный материал (опорная схема), карточки – помощники; мультимедиапроектор, презентация.
Ход урока
1 этап урока
Создание учебной ситуации (слайд № 1)
Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сначала мне хотелось бы узнать, какое у вас сейчас настроение? Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь всем и новому дню. Вы многое знаете, многое умеете. У вас всё получится.
- Сегодня у нас очередной урок развития речи. Мы вспомним материал прошлых уроков и познакомимся с новым.
-Пожалуйста, откройте тетрадь, запишите число, классная работа (оформление тетрадей).
• Выставление отметок по следующим параметрам (с критериями знакомятся в начале урока):
• умение рассуждать;
• самостоятельность;
• правильность.
Учитель: Вспомнить пройденный материал вам помогут карточки-помощники. Ребята, какие типы речи вы знаете?
Ученики: (а в это время карточки с названиями типов речи прикрепляются на доску – 4 шт.)
• Повествование.
• Описание.
• Рассуждение.
Учитель: Как отличить их друг от друга?
Ученики:
• Повествовать – рассказывать.
• Описывать кого-нибудь, чего-нибудь.
• Рассуждать–доказывать по вопросам.
Учитель: Какие стили речи мы знаем? (а в это время карточки с названиями типов речи прикрепляются на доску – 3 шт.)
Ученики ( ученики в это время заполняют карточки- опорная схема)
а) Разговорный.
б) Книжный:
• художественный;
• научный;
• официально-деловой;
• публицистический.
Учитель: Для чего нужно уметь определять стиль речи?
Ученики: Чтобы правильно говорить или писать, т.е. действовать в разных речевых ситуациях.
Учитель: Правильно. У каждой речевой ситуации свои особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты.
Учитель: В каких речевых ситуациях используется художественный и разговорный стиль речи?
Ученики: (СЛАЙД № 2)
-Художественный - с кем говорим? 1- много, с какой целью? воздействие;
-Разговорный - с кем говорим? 1-1, где? н-о, с какой целью? общение
Работа в зоне актуального развития учащихся.
Учитель: Ребята, перед вами картинка (слайд № 3).
-Давайте потренируемся в написании текста на тему «Неудачная рыбалка» (5 мин.)
Учитель: Какой тип речи вам понадобился при написании рассказа?
Ученики: Повествование.
Учитель: Давайте повторим ещё раз, о чём говорится в повествовании?
Ученики: В повествовании говорится о последовательных, сменяющих друг друга действиях. (слайд № 4)
Ученики: Содержание повествования можно передать на нескольких кадрах фотоаппарата (один кадр сменяет другой) (слайд № 5)
Учитель: Ребята, так о каком же типе речи мы сегодня будем говорить?
Ученики: Мы сегодня будем говорить о повествовании.
Учитель: Запишите, пожалуйста, тему нашего урока: Типы речи. Повествование (ВТОРУЮ СТРОЧКУ (ПОСТАВЬТЕ ТОЧКУ) ОСТАВЬТЕ ДЛЯ второй части НАШЕЙ ТЕМЫ).
Учитель: Какова цель нашего урока?
Форма работы: диалог «учитель – ученик».
Тип ответа: с места.
Характер ответа: устный развёрнутый ответ с доказательством.
Ученики: Мы должны развивать навыки создания и совершенствования повествовательных текстов и уметь находить в текстах художественных произведений повествовательные фрагменты.
Физминутка (слайд № 6)
Учитель: А теперь следующее задание. Работа с текстом стихотворения.
-Перед вами текст стихотворения «Давай посплетничаем» (частичный стилистический анализ текстов разных стилей).
-Прочитайте. Определите, к какому стилю принадлежит данный текст?
Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..
Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать - ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»
Учит ель: Определите, к какому стилю принадлежит данный текст?
Ученики (читают стихотворение и отвечают на вопрос учителя) Это текст разговорного стиля.
Учитель: Верно. А как вы определили, что это текст именно разговорного стиля? По каким признакам? Приведите примеры.
Ученики: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику. А какую? (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность («Сплетен хватит до утра!» - это гипербола).
Учитель: Вы правильно охарактеризовали разговорный стиль речи. Стоит отметить, что в разговорном стиле речи мы можем использовать лексику разных стилей: художественного («Дивный нынче вечерок!» и слово «хандра»).
Учитель: После того, как стиль определён, заполним пустой квадрат схемы- карточки, которая у вас на столе. Разговорная речь представлена разговорным стилем. Значит, все остальные стили будут относиться к литературной речи.
Учитель: Итак, внимание! У вас на столах карточка - стихотворение коллаж
Прочитайте стихотворение, представляющее собой коллаж. Определите стиль и назовите его характерные особенности, сферу употребления:
«Я к вам пишу, чего же боле» (Пушкин)
«Ведь я - сочинитель» (Блок)!
«Ты знаешь, я томлюсь в неволе» (Ахматова)
«Твой мир – навек моя обитель» (Брюсов)
«Тоска по родине! Давно…» (Цветаева)
«Кто без тоски внимал из нас» (Тютчев)?!
«На сердце раздумье легло» (А.К.Толстой)
«Панихидный справляя пляс» (Есенин).
«Молчанье надежд и молчанье отчаянья» (Маяковский)
– «Ты значил всё в моей судьбе» (Пастернак)
«До свиданья, друг мой, до свиданья» (Есенин)
Ученики: Это текст художественного стиля, которым пользуются писатели и поэты при написании своих произведений для достижения определенной цели - воздействия на читателя. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику («томлюсь», «боле», «обитель», «внимал»), нейтральные слова. Главной особенностью этого стиля является широкое употребление тропов и фигур. Этому стилю присуща также эмоциональность.
Учитель: Ребята, для художественного стиля характерно то, что в нём много стилей. От других стилей речи он отличается единством коммуникативной и эстетической функций.
Учитель: Итак, о повествовании каких стилей мы будем говорить?
Ученики: Мы будем говорить о повествовании художественного и разговорного стилей.
Учитель: Пожалуйста, ребята, где вы поставили точку для второй части темы, запишите «Повествование художественного и разговорного стилей» (слайд № 7).
Учитель:
 Проблемное творческое задание (индивидуальное задание): Разгадайте кроссворд. Впишите в клеточки ответы. (Карточки – помощники для слабых учеников.)
 -Объясните, почему так, а не иначе вы ответили? Как вы рассуждали, выполняя задание?
 Каким правилом вы пользовались?
 Какие трудности вы испытывали, выполняя задание?
Форма работы: диалог «учитель – ученик».
Тип ответа: с места.
Характер ответа: устный развёрнутый рассказ.
Работа в зоне ближайшего развития.
Учитель: Откройте учебник на стр. 205. Читаем задание к упражнению № 461 (специально создаётся учебная ситуация, когда учащиеся испытывают трудности в определении типов речи).
Учитель: Используя глаголы, данные в скобках, сконструируйте два варианта текста. Но сначала установите, чем различаются эти глаголы, и решите, какие из них войдут в один вариант текста, а какие – в другой.
Упр. № 461, стр. 205.
Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай подбирал¬ся к висевшему яблоку, срывал его своим мощным клювом, затем брал его в лапку и выгрызал мякоть. Потом доставал зернышки, с аппетитом ел их, а надкушенное яблоко бросал вниз на траву.

Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай подобрался к ви¬севшему яблоку, сорвал его своим мощным клювом, затем взял его в лапку и выгрыз мякоть. Потом достал зернышки, с аппети¬том съел их, а надкушенное яблоко бросил вниз на траву.

Учитель: Какой текст принадлежит писателю?

Ученики: Писателю принадлежит первый вариант текста.

Учитель: Чем различаются глаголы, данные в скобках?

Ученики: Данные в скобках глаголы различаются видом.

Учитель: Как вы думаете, какие глаголы в своём рассказе использовал Георгий Скребицкий?
Ученики: В своём рассказе Георгий Скребицкий использовал глаголы совершенного вида.
Учитель: К какому типу речи мы отнесём текст с использованием глаголов совершенного вида?
Ученики: Текст с использованием глаголов совершенного вида мы отнесём к повествованию.
Учитель: А текст с глаголами несовершенного вида?
Ученики: Текст с глаголами несовершенного вида тоже к повествованию.
Учитель: В чём смысловое различие текстов? Какими средствами языка это различие передаётся? Учитель просит перечислить возникшие затруднения (учащиеся формулируют самостоятельно учебную задачу).
Ученики: Повествование – это отрывок № 2; отрывок № 1 – тоже повествование.
Учитель: ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ! стр. 205.
Запомним, что в повествовании может говориться о сменяющих друг друга не однократных, а повторяющихся многократных действиях. Это значение передаётся глаголами несовершенного вида, обычно прошедшего времени.
Форма работы: полилог (Полилог (греч., букв. ’речь многих’) — разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог). Обсуждение индивидуальных «семантик», поддержка учеников.
Тип ответа: с места.
Характер ответа: устный развёрнутый рассказ.
2 этап урока
Добывание недостающих знаний учащимися. (Учащиеся должны осознать, что в повествовании говорится о последовательных, сменяющих друг друга действиях. Те действия, которые автор хочет выделить особо, описываются подробно, детально). – Учитель организует деятельность учащихся по определению способов решения учебной задачи. Учащиеся ищут способы решения учебной задачи.
Упражнение № 462, стр.205.
Учитель: Прочитайте сочинение ученика начальных классов.
Учитель: Вы обнаружили ошибки в выборе глагольных форм?
Учитель: В чём они состоят? Глаголы какого вида нужно было использовать?
Ученики: Глаголы несовершенного вида.
Учитель: Исправьте текст, обосновав свою правку.
Выполнение упражнения № 462, стр.205.
Каждый год мама вместе с нами вскапывала неболь¬шую грядку. Мы сеяли на ней редиску, салат, сажали горох. Потом мы каждый день поливали и пропалывали грядку. Было так весело наблюдать, когда вдруг начинали лезть из земли зеленые росточки
2. Учитель: Ребята, подумайте, что характерно для повествования. Что за чем происходит? А для этого вы, пожалуйста, работая со своим соседом, представьте свои знания, либо в форме таблицы, либо в форме схемы, либо алгоритма… .
Парная работа (подразумевается, что учащиеся, работая с лингвистическим текстом, уточняют свои гипотезы, получают какой-то продукт (новые знания), думают над тем, как представить свои знания, в какой форме (таблица, схема, алгоритм…)
Учитель: Что же у вас получилось?
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ЧТО ЗАЧЕМ ПРОИСХОДИТ?
Д (данное) Н (новое)
лицо, время, место действия сменяющие друг друга действия
3 этап урока.
Учитель организует самостоятельную деятельность учащихся по нахождению, определению типов речи в тексте. Учащиеся, основываясь на критериях определения «повествование» ищут и обосновывают своё мнение, работая с текстом учебника.
Иллюстрируют теорию примерами.
3. Учитель: (слайд № 8) Определите тип речи.
Работа в зоне ближайшего развития.
1)Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи… (А. Н. Плещеев «Весна»)
2)Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега, и горело в небесной сини косматое солнце…

В повествовании может говориться о сменяющих друг друга не однократных, а повторяющихся многократных действиях. Это значение передается глаголами несовершенного вида, обычно прошедшего времени.

В одном тексте могут встречаться разные типы речи. Автор делает это для того, чтобы ярче передать картину, донести до читателя свой замысел.
4 этап урока
Учитель организует самостоятельную деятельность учащихся по самооценке, взаимооценке новых и отрабатываемых знаний, побуждает к выявлению и исправлению ошибок, поиску и устранению их причин, оказанию взаимопомощи одноклассникам; доброжелательной и принципиальной оценке деятельности друг друга и своей собственной. Учащиеся оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников, учатся взаимодействию. Учитель тоже оценивает некоторых учащихся (консультантов)
ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ! стр. 207.
Учебник стр. 207 упражнение № 465 .
Задание: Устно попробуйте восстановить в отрывке из рассказа «Про обезьянку» все пропущенные глаголы. По возможности избегайте повторов, пользуясь синонимами. Как вы думаете, ваш текст стал лучше или ухудшился? В каких случаях и зачем повествование может строиться без глаголов? (глаголы лишат данный текст стремительности, яр¬кости и образности повествования).

Консультанты помогают тем, кому требуется помощь или для консультантов даётся подобное задание. После выполнения заданий учащиеся анализируют, в каких случаях и зачем повествование может строиться без глаголов?
5 этап урока
(Слайд № 9) Домашнее задание: упражнение 464 (устно), стр.206; 466, стр.207 (письменно)
6 этап урока (слайд № 10)
Обобщение и оценивание работы учащихся на уроке.
 Что нового узнали на уроке? Чему научились?
 Помогли ли вам знания, полученные в 5 и 6 классе?
 Вы бы хотели провести этот урок иначе? Как?
 Выставление отметок по следующим параметрам (с критериями знакомятся в начале урока.):
 умение рассуждать;
 самостоятельность;
 правильность.
Слайд № 11 «Спасибо за урок!»
Категория: Учителю русского языка /литературы
Просмотров: 9938 | Загрузок: 981 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz