<> рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе В.Ф.Курдюмовой - Учителю русского языка /литературы - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 03.05.2024, 05:13

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Учителю русского языка /литературы [ Добавить материал ]

рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе В.Ф.Курдюмовой
[ Скачать с сервера (36.6 Kb) ] 27.09.2012, 07:21
1. Пояснительная записка

Статус документа
Рабочая программа по литературе основного общего образования (6 класс) составлена на основе образовательной программы по литературе основного общего образования школы (V-IX классы) муниципального образовательного учреждения средней школы №4 г. Сер-добска.
Цели
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих це-лей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоз-зрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литерату-ре и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и анали-тического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понима-ния авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике лите-ратуры в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художест-венных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлече-нием базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Место литературы в учебном плане образовательного учреждения
В учебном плане муниципального образовательного учреждения средней общеобразова-тельной школы № 4 г. Сердобска предусматривается обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 389 часов. В том числе в в 6 классе – 70 часов. Предусмотренный резерв свободного учебного времени составляет 5 учебных часов (или 3%) для реализации авторских подходов при составлении календарно-тематического планирования, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Образовательная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развер-нутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таб-лица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и воз-можностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню под-готовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направ-лены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Раздел «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который ус-ваивается и воспроизводится учащимися.
Раздел «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятель-ности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выде-лять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть раз-личными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изло-жения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
В разделе «Использовать приобретенные знания и умения в практической дея-тельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учеб-ного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Содержание, рекомендуемое к усвоению в VI классе
(70 час)

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (2 час)
Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека.
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (2+1р/рчас)
Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора.
Понятие об эпосе. Былины. Былина «На заставе богатырской»

Литературная сказка
А.Н.Островский (3 час)
Слово о писателе.
Сказка «Снегурочка» Борьба добра и зла. Мастерство писателя в построении сю-жета и создании характеров. Особенности драматического произведения

Зарубежная литература (8час)
Марк Твен (2)
«Приключения Гекльберри Финна» (2)
Джек Лондон (1 час)
Жюль Верн (1)
«Таинственный остров»
О.Уайльд(2)
«Кентервильское привидение»
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (68 ЧАСА)
Классическая литература как образец нравственного и художественного совершен-ства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века. Изображение человеческих чувств и взаимоотношений в литературе «золотого» века.
И.А. Крылов (2 час)
Слово о писателе.
Басни:, "Волк и ягненок», (возможен выбор других басен).
Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.
В.А. Жуковский (2 час)
Слово о поэте. Стихотворения «Дружба», «Вечер»
Баллада «Лесной царь» (возможен выбор другой баллады).
Реальное и фантастическое в балладе. Диалог как способ организации конфликта. Талант В.А. Жуковского-переводчика.
С.Т.Аксаков(2 час)
«Детские годы Багрова внука», «Буран»
В.Ф.Одоевский (2 часа)
«Отрывки из журнала Маши».

А.С. Пушкин (3 часа+1 р/р)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Няне», «И.И. Пущину
Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина.
М.Ю. Лермонтов (4 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: ««Листок», «Три пальмы», «Утёс», «На севере диком»
Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.

Н.В. Гоголь (1 час)
Слово о писателе.
Повесть "Заколдованное место" (возможен выбор другой повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»).
Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочета-ние лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.

Русские поэты 19 века о Родине и о родной природе (2 часа) (возможен выбор поэта пушкинской поры)
И.С. Тургенев (5+1р/р часов)
Слово о писателе
«Бежин луг». Гуманистический пафос произведения, роль картин природы в произ-ведении.
Л.Н. Толстой(3 +1 часов)
«Отрочество»

Н.А. Некрасов (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворение «Крестьянские дети»
Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа.
Ф.М.Достоевский(2 час)
«Мальчики»
А.П. Чехов (2 час)
Слово о писателе.
Рассказ «Хирургия», «Хамелеон» и др. рассказы.
Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль ху-дожественной детали.

Н.М.Гарин-Михайловский (2часа)
«Детство Тёмы»

ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (34 ЧАСА)
Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориен-тиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века.
Родная природа в ранних стихах великих поэтов (А.А. Блок, И.А. Бунин, К. Д. Бальмонт, Б.Л. Пастернак.) (1 час)

А.С. Грин (1 час)
Слово о писателе.
Повесть "Гнев отца" (возможен выбор другой повести).
Торжество мира романтической мечты в повести А.С. Грина. Нравственный мак-симализм и душевная чистота ее главных героев.

К.Г. Паустовский (1 час)
Слово о писателе.
Рассказ «Повесть о жизни», «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы» (возможен выбор другого рассказа).
Тематика и проблематика произведения.

М.М. Пришвин (1 час)
Слово о писателе.
Сказка-быль «Кладовая солнца» (возможен выбор другого произведения).
Поэзия природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Смысл назва-ния. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.

Н.М. Рубцов (2 часа) (возможен выбор другого поэта второй половины ХХ века)
Слово о поэте.
Стихотворения: "Звезда полей", "Листья осенние", «В горнице» (возможен выбор других стихотворений, другого поэта 20 века).
Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в "тихой” лирике Рубцова.

А.Т.Твардовский (1 час)
«Рассказ танкиста»
К.Симонов (1 час)
«Майор привёз мальчишку на лафете…)
Ф. Искандер (1 час)
«Детство Чика», «Тринадцатый подвиг Геракла»
Аркадий Аверченко ( 1 час)
«Смерть африканского охотника»
М.Горький (1 час)
«Детство»
Итого в VI классе – 70 часов. Резерв времени – 5 часов.
Резервные часы могут быть использованы на развитие речи учащихся и уроки внеклассно-го чтения
Тематическое планирование по литературе 6 класс
Учитель: Лисенкова Е.А.
№ п/п Пункт учеб-ника Содержание учебного материала Количество часов
1(1) С.3 -4 1.Введение. Герой художественного произведения. 1
2. Герои былин и сказок. 2 ч.
2(1,2) С.6 - 14 «На заставе богатырской». Связь героя с родной землёй и его победа.
3(4) 1.Р/р. Былины и их герои в живописи и музыке.
3.А Н. Островский 3 ч.
4(1) С.15 Драма как род литературы. А.Н. Островский как создатель русского национального театра. 1
5(2) С.16 - 24 «Снегурочка» – пьеса-сказка в стихах. Идеальное царство берендеев. 1
6(3) С.24 - 42 Могучий мир природы и юная героиня Снегурочка 1
4.Литература XIX века. 28+3 р/р,3 вн.чт
4.1.В.А. Жуковский 2
7(1) С.47 - 57 Жуковский-лирик. Тематика и герои его произведений. Стихотворения «Дружба», «Вечер». Баллада «Кубок» 1

8(2) С.57 - 59 В.А. Жуковский. Трагические события баллады «Лесной царь» 1
4.2.С.Т. Аксаков 2
9(1) С.59 - 64 С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» 1
10(2) С.65 - 72 С.Т.Аксаков «Буран» 1
4.3.Мир природы вокруг нас. Пейзаж в литературном произведении 2
11(1) С.73 - 75 М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», И.А.Бунин «Помню долгий зимний вечер…» 1
12(2) С.76 - 80 Пейзаж в стихотворениях поэтов 20-го века. С.Есенин «Поёт зима – аукает», А.Блок «Белой ночью месяц крас-ный»,Н.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…» 1
4.4.И.А. Крылов 1+1 вн.чт.
13(1) С.80 - 84 И.А. Крылов. «Два мальчика», «Волк и Ягнёнок». Обличение несправедливости, жестокости и наглого об-мана. 1
14(2) 1.Вн. чт. Конкурс инсценированной басни.
1
4.5.В.Ф.Одоевский. 2
15(1) С.85 – 98 «Отрывки из журнала Маши». Герои и героини дневника Маши. 1
16(2) С.99 - 101 «Отрывки из журнала Маши». Портрет героя художественного произведения. 1
4.6.А.С.Пушкин 3+1 р/р
17(1) С.101 - 106 А.С. Пушкин. Лицейский годы. 1
18(2) С.107 - 113 С. Пушкин. Послания и их роль в творчестве поэта. 1
19(3) А.С. Пушкин. Послания и их роль в творчестве поэта.Тест. 1
20(4) 2.Р/р. Сочинение: «Пушкин лицеист». 1
4.7.М.Ю. Лермонтов. 2+1 р/р
21(1) С.114 – 119 М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Тема красоты и гармонии с миром. «Листок», «Утёс», «На Севере диком…», «Три пальмы» – баллада о красоте и беззащитности мира живой природы. 1
22(2) С.120 - 127 М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы». Патриотическая картина родной столицы. Двусложные и трехсложные размеры стиха. 1
23(3) 3.Р/р. Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива». 1
4.8И.С. Тургенев. 4+1 р/р
+1 вн.чт
24(1) С.128 - 129 И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов. «Записки охотника» и их гуманистический пафос. 1
25(2) С.129 - 138 И.С. Тургенев. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. 1
26(3) С.129 - 161
И.С. Тургенев. Роль картины природы в рассказе «Бежин луг». 1

27(4)
28(5) 4.Р/р. Творческая работа. Сравнительная характеристика рассказов Павлуши и Илюши. 1
29(1) 2.Вн. чт. Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». 1
4.9.Н.А. Некрасов 1
30(1) С.162 - 170 Тема детства в произведениях Н.А. Некрасова. «Крестьян-ские дети», «Школьник». 1

4.10.Л.Н. Толстой
3+1
р/р
31(1) С.171 - 183 Л.Н. Толстой. Автобиографическая трилогия. «Отрочество». Герой–подросток и круг его чтения. 1
32(2) С.184 – 189 Пейзаж в повести Л.Н. Толстого «Отрочество». 1
33(3) 5.11.Р/р. Творческая работа. Описать впечатления от ярких явлений природы, которые приходилось наблюдать. 1
34(4) С.190 - 199 Мысли, чувства, поступки Николенки Иртеньева. 1
4.12.Ф.М. Достоевский 2+1вн.чт.
35(1) С.199 -208 Ф.М. Достоевский. «Мальчики». 1
36(2)
С.208 - 227
Герои эпизода. Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героем.
1
37(3) 3.Вн. чт. В.Г. Короленко. «Дети подземелья». 1
4.13.А.П. Чехов 2
38(1) С.228 – 234 А.П. Чехов – писатель и человек. Герои сатирических рассказов. «Хамелеон
39(1). С.235- 239 А.П. Чехов».«Толстый и тонкий».Герой и сюжет
4.14. Н.М.Гарин-Михайловский 2
40(1) С.240 – 244 Н.М.Гарин-Михайловский. Очерк жизни и творчества. «Детство Тёмы» - автобиографическое произведение
41(2) С.244 - 267 Н.М.Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы». Глава 9

5.Мир путешествий и приключений.
6
Теренс Хэнбери Уайт 1
42(1) С.4 - 20 5.1.Теренс Хэнбери Уайт «Свеча на ветру» 1
5.2 М. Твен
2

43(1) С.21 - 39 М. Твен. Герой-подросток на страницах приключенческой литературы. Книги М. Твена. Сюжет романа «Приключения Гекльберри Финна».
44(2) С.30 - 50
Сопоставительная характеристика героев романа М. Твена «Приключения Гекльберри Финна». Тест.


5.3 Жюль Верн 1
45(1) С.52 - 80 Жюль Верн «Таинственный остров» Роль дружбы и друже-ской заботы о младшем в романе великого фантаста. Устный отзыв о прочитанном произведении
5.4 О. Уальд.
1
46(1) С.83 - 127 О. Уальд. «Кентервильское привидение» как остроумное разоблачение мистических настроений и суеверий. 1

47(1) С.128 - 130 Герой среди героев 1

6.Литература XX века.


48(1) С.132 - 141 Михаэль Эндэ «Бесконечная книга»
49(2) С.141 – 151 Аркадий Аверченко
«Смерть африканского охотника» 1
50(3) С.152 - 162 М. Горький.
М. Горький. «Детство». (Изображение внутреннего мира подростка). 1

51(4) С.163 - 170 А.С. Грин. «Гнев отца». Преданность сына отцу-путешественнику. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну.

1

52(5) С.171 - 184

К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни». (Главы «Гардемарин», «Как выглядит рай»).



1

53(6)

4. Вн. чт. М.М. Пришвин. «Кладовая солнца».
1

54(7) С.185 - 194
Ф.А. Искандер
Ф.А. Искандер. «Детство Чика», «Чик и Пушкин». Яркость изображения характера героя.
1

55(8) С.195 - 201 Брус Таркинтон «Приключения Пенрода»

56(9) 201 - 207

Родная природа в ранних стихах великих поэтов. А.А. Блок, И.А. Бунин, К. Д. Бальмонт, Б.Л. Пастернак.


57(10) 6. Р/р. Родная природа в поэзии и музыке.
58(11) 7Р/р. Подготовка к сочинению «Мой любимый уголок при-роды».



59, 60(12, 13) С.208 -220 Великая Отечественная война в лирике и прозе.

61(13) С.220 -221 Герой художественного произведения и автор
62(14)
5. Вн. чт. Дж. Лондон. Рассказ «Любовь к жизни» и его ге-рои.


63(15)
Игра «Что? Где? Когда?»
Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

64(16) Итоговый тест по пройденному материалу



65 - 68
Резервные уроки
Категория: Учителю русского языка /литературы
Просмотров: 1289 | Загрузок: 128 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz