<> сценарий урока литературного краеведения, 5 класс, программа Л.М.Пальман - Учителю русского языка /литературы - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 29.04.2024, 13:03

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Учителю русского языка /литературы [ Добавить материал ]

сценарий урока литературного краеведения, 5 класс, программа Л.М.Пальман
[ Скачать с сервера (16.8 Kb) ] 17.05.2012, 19:34
Уроки литературного краеведения в 5 классе учителя МОУ СОШ №4 г. Сердобска Лисенковой Е.А.

Урок 2
Тема урока: С чего начинается Родина?
Цели урока: дать представление об истории нашей области в
древнейшие времена, о народах, населявших
территорию области, о Пензенском крае времён
Золотой Орды, об основании города – крепости
Пензы; познакомить со стихами пензенских поэтов о родной земле
Методы и приёмы: путешествие с элементами инсценирования.
Оборудование: «машина времени» - циферблат с обозначением веков и стрелкой, макет города- крепости Пензы, муляжи наконечников для стрел, каменных топоров, глиняные горшки; декорация инсценировки «Стоянка древних людей»: река, лес, луг, стада пасущихся коров и овец.

П Л А Н У Р О К А

1. Вступление. Слово учителя, объясняющее форму урока и определяющее его цели.
2. Фронтальная беседа. Пензенская земля в древности. Пензенский край времён Золотой Орды. Возникновение города- крепости Пензы. Знакомство со стихами пензенских поэтов о родной земле. Комментированное чтение.
3. Задание на дом.

Х О Д У Р О К А
1Вступление. Слово учителя, объясняющее форму урока и определяющее его цели.
1. Путешествие – шествие по пути. Путешествие наше сегодня совершится в глубины далеких – далеких времен. Представим, что мы поворачиваем стрелку машины времени и оказываемся на этом же месте, но только много – много лет назад. На циферблате нашей машины цифры – 1У-2 тысячелетие до н.э. Мы сейчас стоим у самых истоков, у той земли, которая вскормила наших предков духовно и продолжает одухотворять современников. Постигнуть значимость великой страны можно через малую родину. И мы приступаем к этому постижению. (На сцене появляются люди, одетые соответственно эпохе. Фоном служит декорация (о ней сказано выше). Женщины «изготавливают» горшки, мужчины – каменные наконечники для стрел.)
На фоне их действия звучит рассказ учителя:
- Тысячи лет назад территория нашей области была совершенно не похожа на современную. Пензенская археологи относят появление первых стоянок древних охотников и рыбаков к концу 1У – началу 2 тысячелетия.
Вот перед вами такая стоянка. Древние умельцы заняты изготовлением каменных тесел и топоров, наконечников для стрел и копий, глиняных сосудов. Часть мужчин занята охотой, рыбной ловлей. Женщины собирают дары леса и луга. У них общие жилища полуземляного типа. Они живут родовыми общинами.
Мы поворачиваем стрелку нашей машины – бесшумно проносятся века. Вот уже нет родовой общины, вместо нее – соседская. А какие же племена заселяют земли сегодняшнего Пензенского края? Ученые считают, что это угоро – финские племена мордвы и буртас, родственных средневековым волжским булгарам. Сейчас наша машина несется мимо, но мы еще вернёмся на ближайших уроках, чтобы рассмотреть их поближе.
- А куда теперь привезла нас машина времени? Может, определить время поможет вам легенда о царице Нарчатке, записанная в селах Наровчатского района. Исполняет ученик (Анисимова А.П. «Песни и сказки Пензенской области» - Пенза, 1953.с.27)
- Так что это было за время?
Русские и мордовские земли более двух столетий находились под властью Чингисхана и Золотой Орды. Во время защиты городов и крепостей гибли тысячи людей, в пожарах сгорали дома и церкви, разрушались каменные монастыри и храмы. «Все равно умирала чашу смертную испила», - гласит «Повесть о разорении Рязани Батыем». Стонала и плакала, пустела и дичала родная земля. Кто не убит, тот в полоне оказался, и только немногие схоронились в диких лесах, выкорчевывая себе полянки для хлебопашества, жили в землянках, находясь в вечном страхе за себя и за близких своих.
И расстелилось на нашей земле Дикое Поле, куда на сырт– абы (сравни Сердоба) – по-татарски дальние пастбище – гоняли иногда кочевники стада и табуны.
Учитель переводит стрелку на « машине времени» .
. Теперь она показывает 17 век.
Звучит рассказ учителя:
- Вплоть до конца 17 века Пензенский край предоставлял собой глухую окраину Русского государства, ставшую своеобразной пограничной зоной, защищавшей центральные области от набегов крымских и нагайских татар. Жить на этой территории было небезопасно: воинственные отряды во время набегов опустошали селения, угоняли в плен жителей . Вместе с оралом селяне вынуждены были держать наготове воинские доспехи. Было о чем задуматься в Московии- укрепиться бы на богатых пушниной и лесом землях, оборонить их от кочевых племен. Решили возводить сторожевые укрепления, « чтобы воинские люди мимо засечных крепостей безвестно не прошли».
Одним из важнейших государственных решений был указ о строительстве города- крепости на месте слияния рек Пензы и Суры. Именно здесь проходила Ногайская дорога на Московию, и по ней ногайские татары проникали вглубь страны. С крепостного вала, расположенного на одном их верхних ярусов холма, далеко просматривается местность. С нее можно наблюдать за приближением противника. Место было выбрано удачно: с запада располагались густые леса, с юга находилось множество озер-стариц, образованных разливом реки. С севера ее надежно охранял Черкасский острог. Крепость Пенза строилась по указу царя Алексея Михайловича. Первое упоминание о ней относится к 1663 году.
Для строительства крепости готовились рубленые сосновые бревна, вокруг ее стен вырывали ров глубиной около двух сажень. Общая площадь доходила до 5,3 гектара. Внутри крепости располагались склады оружия, провиант, колокольня с вестовым колоколом, воеводский двор. Въезжали в город через главную проездную башню. Население крепости составляло около трех тысяч человек.
Место для будущего города выбрано в весьма живописных местах. Да и земля здесь отличалась плодородием, являлась удобной для пахоты, сенокоса, выпаса скота. В реках Суре и Пензе водилось много рыбы- щук, окуней, плотвы, судака и др.., в лесу в достатке было зверя, птицы, ягоды, грибов.
Благодаря выгодному местоположению, неплохому для того времени вооружению, гарнизон крепости неоднократно выдерживал нападение вражеских отрядов.
Со временем границы русского государства отодвинулись далеко на восток; потерявшая свое былое значение крепость постепенно разрушилась, и в конце 18 века городские власти ее снесли. Однако остался холм, с которого далеко видны сурские просторы. Стоя на этом холме, хочется повторить слова пензенского поэта Александра Сазонова:

Над Пензой рассвет…
Затаились мгновения…
Еще не проснулись
Проспекты, дома…
И мниться, что прошлых веков поколенья
Заполнили парк на вершине холма.
Запишем эти слова в тетрадь в виде эпиграфа к домашнему
сочинению на тему « Времен былых минувшие столетья в истории родимой стороны». Это должны быть размышления по поводу услышанного на уроке о прошлом нашей области.
Категория: Учителю русского языка /литературы | Добавил: Сердобчанка | Теги: исория Пензенской области, 5 класс, литературное краеведение
Просмотров: 2968 | Загрузок: 168 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz