<> сценарий урока русского языка в 9 классе "Подготовка к сжатому изложению в формате ГИА" - Учителю русского языка /литературы - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 16.05.2024, 08:02

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Учителю русского языка /литературы [ Добавить материал ]

сценарий урока русского языка в 9 классе "Подготовка к сжатому изложению в формате ГИА"
[ Скачать с сервера (12.5 Kb) ] 11.03.2012, 19:58
Урок на тему «Подготовка к написанию сжатого изложения», 9 класс
Автор: Е.А.Лисенкова, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г. Сердобска
Цели:1. формирование речевой деятельности учащихся;
2.развитие аналитического мышления; навыков написания сжатого изложения; познавательной активности:
3. способствовать формированию коммуникативной культуры.
Методы и приёмы: элементы технологии критического мышления: фишбоун; корзина идей.
Ход урока
1. Мотивационный этап.
1)Фронтальная беседа с учащимися.
Сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения – тому виду работы, который стоит у нас первым в формате ГИА. Изложение всегда было традиционной формой проверки знаний по русскому языку учащихся 9-ых классов. Как вы думаете, какие знания, умения, навыки проверяются при помощи подробного изложения.
Ученик: умение запомнить и грамотно воспроизвести предложенный текст.
Учитель: Как вы думаете, какие навыки потребуются, чтобы написать сжатое изложение?
Ученик: Навыки логически мыслить и анализировать текст.
Учитель: Как по-вашему, какие учебные навыки вам потребуются в большей степени, чтобы продолжать учёбу и работать с текстами?
Ученик: Навыки логически мыслить и анализировать текст
Учитель: Другими словами, те навыки, которые необходимы при написании сжатого изложения. Таким образом, становится понятным, что это универсальные навыки, которые потребуются в дальнейшем любому ученику. Действительно, сжатое изложение помогает формировать универсальные учебные умения: анализировать информацию; отсеивать второстепенное, понимать логику текста.
2. Работа над новым материалом
1) Фронтальная беседа
Учитель: Что такое миктотема?
Ученик. Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.
2) Знакомство с текстом.
Учитель. Текст слушаете, воспринимаете текст как целое, выделяете все микротемы
Текст
Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.
И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.
Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.
Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.
(По материалам энциклопедии) (248 слов)
3. Составление схемы фишбоуна, отражающей основное содержание текста.
1) Анализ текста.
Учитель: .Текст разделен на четыре абзаца. С какой целью это сделано?
Ученик: Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему.
Учитель: Определим микротему каждого абзаца и отразим её на схеме-фишбоуне.
Учитель: Какую главную мысль раскрывают предложенные микротемы? Запишем этот вопрос в головной части нашей схемы и попробуем сформулировать главные мысли каждой части текста.

4. Составление плана предложенного текста на основе схемы –фишбоуна.
Учитель: На основе предложенной схемы составьте план текста.
Примерный план, который получается у учеников:
1. Благодаря книге стали возможны многие изобретения.
2. Книга самый надежный и долговечный аккумулятор знаний.
3. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.
4. Ум ограничен и скован без чтения книг.
Учитель.
5. Работа над определением типа данного текста. Фронтальная беседа
Учитель: Докажите, что данный текст является рассуждением.
Ученик.
Тип данного текста - рассуждение, потому что автор текста рассуждает и доказывает, что книга является самым значительным за всю историю человечества изобретением. Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.
В данном тексте эта структура ярко выражена:
тезис – «Ученые из разных стран единодушно решили, что самым значительным изобретением является книга». Далее идут доказательства: 1 «.книга по-прежнему самый надежный и долговечный аккумулятор знаний»; 2. « Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти»; 3 « Ум ограничен и скован без чтения книг».
Вывод - именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью, ум ограничен и скован без чтения книг.
Учитель. Очень важно правильно определить тип, так как функционально-смысловые типы речи строятся по-разному.
При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты не терялась информация.
6. Работа над определением стиля предложенного текста. Фронтальная беседа.
Учитель:Определите стиль данного текста.
Ученик.
Стиль текста публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией. Затрагивает актуальные вопросы современности, которые представляют интерес для общества. Автор текста призывает людей больше читать.
Учитель.
Обратите внимание на лексику публицистического стиля. Слова громоздкие, тяжеловесные.
7. Работа над сжатием текста.
1) Обобщающее повторение основных приёмов компрессии текста. Если учащиеся не делали этого ранее, они могут во время ответа ученика составить кластер, отражающий основные принципы компрессии текста.
Учитель.
По данному тексту мы должны написать сжатое изложение. Какими способами мы можем сжимать текст? (Выступление заранее подготовленного ученика)
Ученик.
К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие.
1. Замены:
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
• замена сложноподчиненного предложения предложением простым;
• замена прямой речи косвенной.
2. Исключения:
• исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
• исключение повторов;
• исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
• исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.
3. Слияния:
• образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
8. Самостоятельное осмысление предстоящей работы. Работа с памяткой «Как писать сжатое изложение». Приём ИНСЕРТ.
Учитель. Познакомьтесь с памяткой и поставьте напротив каждого пункта значки:
«V» – знаю;
«-« - не знаю;
«+» - это для меня новое;
«?» - хочу узнать подробнее
Памятка «Как писать сжатое изложение»
1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
4. Составьте план, озаглавив каждую микротему.
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумайте средства связи между частями.
8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
Учитель.
Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
Предложенный приём позволит сделать знакомство с памяткой осознанным, а беседу по её прочтении продуктивной.
9. Самостоятельная работа над сжатием текста, которая проверяется учителем индивидуально у каждого.
Категория: Учителю русского языка /литературы | Добавил: Сердобчанка
Просмотров: 2795 | Загрузок: 275 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz