1.Организационный момент 2. Актуализация знаний, сообщение цели урока - Ребята, давайте вспомним, какие группы приставок мы уже знаем? - Сегодня на уроке мы познакомимся с третьей группой приставок и раскроем все секреты их правописания. (слайд №2)
- От чего же будет зависеть выбор гласной в приставках при-, пре-?
Слайд № 7
ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-? Это совсем не секрет. На содержание слова смотри – Сразу получишь ответ.
3. Новый материал Правописание приставок пре- и при- зависит от понимания их смысла в слове. - Давайте попробуем определить значение приставок в словах из текста. Слайд № 8 Дожди непрерывные льют в октябре, Но грамотным дождь – не преграда. Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-, Писать только ПРЕ - там надо. Слайд № 9 Предлинный достанет до крыши рукой, Прежадный не даст вам конфету. Если «очень такой» или «очень сякой»- ПРЕ- мы пишем при этом.
Познакомимся со значениями приставки при-.
Таблица на стр.22. ПРИ- Близость к чему-либо Приближение Присоединение Действие доведено до конца Неполнота действия ПРЕ- Близкое к значению слова ОЧЕНЬ Близкое к значению приставки ПЕРЕ-
Слайд № 10 Прибыл ли поезд, пришёл теплоход, Космонавт прилетел из Вселенной – В словах придёт, прилетит, приплывёт Пишется ПРИ-, несомненно.
Слайд № 11
Винт привинтил, прикрутил колесо, Приклеил, пришил умело - Пишем мы ПРИ-, говоря обо всём, Что добрые руки приделали.
Слайд № 12
Язык прикусил – не совсем откусил, Пригорело – не значит сгорит. Помни- что сделано, но не совсем, Пишем с приставкой ПРИ-.
Упр. 41(два ученика у доски заполняют таблицу)
6. Закрепление
- Чему мы учились на уроке? - Отчего зависит правописание гласных в этих приставках? ( Правописание гласных зависит от того смысла, значения, которые несут эти приставки в данном слове.) (Разбираем примеры, делаем вывод) Слайды 14-15 Спишите предложения, подбирая нужную приставку.
3)Не успев закончить драки, Кот приклеился к собаке, А к трамваю В тот же миг Прилепился грузовик!
(Б.Заходер)
4)Только поп один Балду не любит, Никогда его не приголубит.
(А.Пушкин)
5) Погода была ужасная. Принцесса была прекрасная.
(Г.Сапгир)
6) Петин папа был преважный Дом имел пятиэтажный
(В.Маяковский)
- А теперь сверьте свои записи с записями на доске, поставьте себе оценку. 7. Рефлексия.
ПРИ – пиши, когда приделал, Прибежал или прибыл, Словом, что-то и к чему-то Ты прибавил иль приблизил Приколол, приколотил. Если ты за дело взялся, Но не выполнил всего, При – пиши без разговоров, При – и больше ничего.
Прекрасно знаешь – нелегко Преодолеть преграды, трудность. Преуспевать в каком – то деле, Конечно, тоже тяжело.
- Что понравилось и запомнилось на уроке? 8. Оценивание
9. Домашнее задание
п. 4 Рассмотреть фотоколлаж на с.23 и с помощью глаголов с приставками пре, при, назовите действия запечатленных на нем людей. Запишите эти слова, подберите к ним синонимы.