урок-игра :Космическое путешествие на планету «Имя Существительное» - Учителю русского языка /литературы - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт
Педагог 21 века.ru
Методическая площадка по обмену опытом педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь. (Аристотель)
Тема: «Космическое путешествие на планету «Имя Существительное» Цель: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся по теме «Имя существительное» Задачи: 1. Повторить и обобщить знания учащихся об имени существительном как часть речи. 2. Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности мышления на основе обобщения и систематизации знаний, формирование навыка внимательного письма. 3. Воспитывать мотивацию путем применения занимательных заданий, любовь к русскому языку, творческие способности. Тип урока: обобщение знаний Форма урока: игра Оборудование: 1.Магнитная доска 2. Мультимедийный проектор 3. Экран 4.Карточки с заданиями. 5.Карточки с тестом. 6.Презентация. 7. Компьютер.
Ход урока: 1. Орг.момент. (психологический настрой). Добрый день, ребята! Меня зовут Светлана Ивановна. У нас сегодня не совсем обычный урок. Для того, чтобы он прошёл удачно, мы создадим настроение: поддержим друг друга доброй улыбкой: я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу, и все улыбнулись гостям.
2.Введение в тему. Сегодня у нас необычный урок – урок-игра - путешествие. И совершим мы это удивительное путешествие … в Галактику «Имя Существительное». Слайд №1
В него отправится экипаж знатоков русского языка. Капитаном экипажа являюсь я. Ваша задача оценивать свою работу при помощи звёздочек. На столах у вас есть маленькие звездочки, они обозначают оценку: желтый цвет –«3», синий цвет –«4», красный цвет –«5» При выполнении каждого задания вы должны оценить свою работу поднять соответствующую звезду. Прежде чем отправиться в путешествие, нужно подготовить свои космические корабли. Откройте свои бортовые журналы, запишите сегодняшнее число и тему урока «Путешествие в Галактику «Имя Существительное» Путешествие – дело довольно трудное, допускаются к нему только здоровые люди. Поэтому вам необходимо получить допуск к полету – пройти контроль состояния своего здоровья: Вам было задано домашнее задание творческого характера : подобрать пословицы и поговорки о здоровом образе жизни , нарисовать к ним рисунок и проанализировать. Если хочешь быть здоров - закаляйся. Здоров будешь - все добудешь. Здоровье дороже богатства. Здоровье дороже денег, здоров буду и денег добуду. Здоровье дороже денег. Здоровье не купишь - его разум дарит. Курить - здоровью вредить. Чистота - залог здоровья. (поднять звезду)
Вы молодцы, у вас отличное здоровье! Все допущены к полету! А.Скрябин «Соната №3» http://artofpiano.ru/person.php?p=barenboim И вот мы уже направляемся к Галактике, перед нами звездное небо. Но чтобы не заблудиться во время космического путешествия, нам нужна карта. Слайд №2 Во время нашего путешествия мы побываем с вами на многих планетах и звездах Галактики «Имя Существительное»: «Грамматическая», «Шифровочная», «Экспериментальная» и «Орфо». Чтобы попасть в Галактику, нужно пролететь сквозь Звездные врата. Слайд №3 Не всех пропускают через них, а только самых смелых, отважных, а главное – знающих. Вам необходимо ответить на вопросы . 1. Какая часть речи называется именем существительным? 2. Какова синтаксическая роль имени существительного в предложении? 3. Чем отличается имя существительное от имени прилагательного? 4. Когда пишется –ь у существительных после шипящих? Учитель: Итак, вы получили разрешение пройти через Звездные врата и очутились в открытом космосе. Перед нами первая планета «Грамматическая» Задание №1: Прослушайте текст песни, выпишите имена существительные и укажите их склонение. Песня «Земля в иллюминаторе» http://www.audiopoisk.com/track/zemlane/mp3/zemla-v-illuminatore/
Земля, иллюминатор, сын, мать, звезда, затмение, сон, рокот, космодром, синева, трава (поднять звезду) Задание №2. Распределить имена существительные в три колонки: только множественное число, только единственное число, две формы. (карточки , 3 уч. у доски) Сахар, сани, мышцы, ножницы, молодёжь, молоко, шорох, дрожжи, темнота, праздники, грабли, цифры. Какие продукты вы взяли с собой в космическое путешествие? Назовите имена существительные, их обозначающие. Поднять звезду
Задание № 3. Слайд №4 Назовите имена существительные в форме родительного падежа множественного числа: (устно) яблоко, место, чулок, носок, мандарин, апельсин, туфля, дело Поднять звезду Нас принимает планета «Экспериментальная». Задание №6. Угадайте слово по его составу: Слайды №5,6,7 В списке вы мой обнаружите корень, Суффикс в собрании встретите вскоре, В слове рассказ вы приставку найдёте, В целом – по мне на уроки пойдёте. (Расписание)
Корень тот же, что и в слове сказка, Суффикс тот же, что и в слове извозчик, Приставка та же, что и в слове расход.(Рассказчик).
Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке все встречали. Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка.) Поднять звезду
Немного устали, путешествуя по Галактике. А сейчас выход в открытый космос. Покажите, как вы себя будете вести там. Физкультминутка если услышите существительное 1 склонения, руки поднимем вверх, 2 склонения – хлопок, 3 приседаем: Дорога, солнце, пятёрка, дождь, верность, молодёжь, книга, учебник, тишина, школа, мармелад, тишь. Электронная гимнастика для глаз Слайд №8,9,10 Планета «Шифровочная». Жители этой планеты очень хитры и коварны. Они любят обманывать и запутывать путешественников. Игра «Шифровка» на карточках Атеналп - Планета Ыдзёвз - Звёзды Ецнлос - Солнце Анул - Луна Акиткалаг-Галактика Поднять звезду
Мы приближаемся к планете” Орфо". Письмо Мы нашли письмо. Его оставили нам марсиане . Но в этом письме очень много ошибок. Исправьте их.
В долекой древносте люди замичяли на начьном неби протинувшуюся через весь небо свод бледную свитящуюся паласу. Она напоменала им пролитое малако. По лигенде, в этом заслуга Геры, спускавшейся на Землю. Свитящуюся паласу назвали Млечным Путем. Благодаря наблюдениям галилея, стало извесно, что Млечный Путь - это множество долеких и потому неярких звезд. Они и сливаются в одно тусклое свичение. Такую систему назвали галактикой. Морфологический разбор (Задание на карточке) -взаимопроверка - Словарная работа В данном тексте вам встретится незнакомое слово: - - - Галактика (Значение слова объясняется по словарю) Галилей (портрет, о нём). Известный Астроном . первый соорудил телескоп и множество космических открытий. Поднять звезду Задание №8. Тестирование 1. Какого признака нет у существительного:
А) рода Б) числа В) падежа Г) времени
2. Имя существительное не изменяется по:
А) родам Б) числам В) падежам Г) склонениям
3. Найдите существительные 1 склонения:
А) тенью Б) полотенцем В) семьей Г) стол
4.Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа:
А) вермишель Б) такси В) фальшь Г) пальцы
5. Укажите существительные, в которых пишется окончание И:
А) у дорог.. Б) о книг… В) в сумк… Г) о песн…
6.В каких существительных нужен Ь:
А) нет крыш.. Б) мощ.. В) камыш… Г) полноч… Слайд № 11-проверка на слайде Поднять звезду
Возвращение на Землю. Ну что ж, пришло время покидать Галактику «Имя Существительное» и отправляться домой. Нам снова нужно пролететь "Звездные врата”.Слайд №12 Вспомните ,какие задания вы выполняли сегодня на уроке? Дети перечисляют. Домашнее задание: Мы снова вернулись на землю . И домашним заданием будет сочинение на тему «Космическое путешествие» , используя слова , которые мы узнали на уроке. Оценки.