Урок развития речи "Описание местности с помощью воображения" - Учителю русского языка /литературы - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт
Педагог 21 века.ru
Методическая площадка по обмену опытом педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь. (Аристотель)
Авторская разработка урока русской речи учителя русского языка и литературы ГУ "СОШ №36" г. Семей Умырзаковой Р. Д. Урок развития речи "Описание местности с помощью воображения" Класс: 6.
Общая дидактическая цель: способствовать пробуждению воображения для написания творческой работы.
Задачи учителя: создать условия для пробуждения воображения учащихся, познания, изменения самого себя в процессе написания творческой работы, развития ассоциативного мышления и коммуникативных умений, эстетического восприятия музыкальных произведений.
Ход урока
I. Организационный момент.
В начале учитель предлагает сесть так, чтобы каждому было удобно. Кто хочет, может закрыть глаза.
II. Целеполагание и мотивация.
(Звучит "Лунная соната")
- Ребята, кем вы себя представляете, прослушивая данную мелодию?
- Сосной, красивым цветком, птицей.
- Котенком, которого все жалеют; торшером, у которого все собираются вечером и т.д. (Ответы могут быть самые разные.)
- Вы уже достаточно давно общаетесь друг с другом. А что-то новое вы сейчас узнали друг о друге? (Ответы ребят.)
То есть вы получили дополнительную информацию о внутреннем мире друг друга. Оказывается, у каждого из вас свой внутренний мир, свои ассоциации.
Что нам потребовалось, чтобы представить себя в другой роли?
- Перевоплощение.
- А что такое воображение?
- Способность воображать, фантазировать; это мысленное представление.
- Из каких источников мы можем узнать о лексическом значении слова?
- Из толкового словаря Ожегова. С данным словарем вы уже знакомы, умеете с ним работать.
- Итак, ребята, цель нашего общения сегодня - попытаться описать местность с помощью воображения.
Запись темы урока на доске и на листочках, предложенных учащимся для написания творческой работы.
III-IV. Инвентаризация (сбор мыслей и идей).
Написание черновика
Мы будем фантазировать, мысленно представлять.
Сейчас снова зазвучит музыка.
Сядьте, как вам удобно, кто хочет, закройте глаза.
Попробуйте представить картину, которая возникнет в вашем воображении.
(Звучит музыка П.И. Чайковского "Полет шмеля" или "Баркаролла")
Затем под тихо звучащую музыку говорю детям: "Представьте место, которое вам очень дорого. Вы птица, вы парите на высоте птичьего полета над любимым для вас местом…"
Музыка останавливается, ребята записывают на листочках первую фразу: "Перед моим внутренним взором предстала картина…" И продолжают писать.
Когда учащиеся напишут все, что им представилось в первый момент (5-7 мин), снова звучит музыка П.И. Чайковского(продолжение).
Предлагаю сесть удобно, снова представить картину, которая может возникнуть в воображении. Говорю под музыку: "Вы - шмель, вы парите высоко-высоко и снова возвращаетесь к любимому месту. Вы постепенно снижаетесь и уже не видите всю панораму, но видите красивые цветы, чудесные деревья, отдельные детали".
Музыка перестает звучать, и ребята записывают: "Теперь я постепенно снижаюсь, и взор мой не может объять все. Я вижу…"(продолжают писать).
Когда ребята запишут все, что им представилось, предлагаю сесть удобно.
Продолжаем представлять.
Говорю под музыку: "А сейчас вы еще ниже и можете разглядеть все подробности. Вы касаетесь цветов, растений, земли и видите все вокруг…"
Музыка перестает звучать.
Ребята записывают: "Наконец, я опускаюсь на землю в том самом месте. Я вижу…"
Ребятам дается возможность записать все, что им представилось.
V. Правка (самостоятельно, в группе).
А сейчас самостоятельно прочитайте, что у вас получилось, и отредактируйте текст.
Групповая работа.
Каждый ученик читает свою работу. Детям предлагается алгоритм работы в группах:
1. Отметь хорошее, похвали. 2. Дай ценный совет. 3. Задай вопрос по тексту, если он возник.
После завершения работы в группах задаю вопросы:
1. Кто принял советы, данные в группе? 2. Для кого они оказались необходимыми, полезными? 3. А кто не принял?
VI. Написание чистовика (редактирование).
Ребятам предлагается отредактировать текст самостоятельно.
VII. Авторский стул. Издание (публикация).
Ребятам предлагается представить свои работы. Они садятся на красивый стул у доски и презентуют свои работы. Остальные учащиеся благодарят их негромкими аплодисментами.
VIII. Рефлексия.
- Итак, ребята, какую цель мы ставили с вами в начале занятия?
- Попытаться описать местность с помощью воображения.
- А сейчас давайте оценим свою работу на уроке. Возьмите листы рефлексии, оцените свою работу по шкале. (Учащиеся индивидуально выполняют на заранее подготовленных листах рефлексию своей работы на уроке)
РЕФЛЕКСИЯ Оцени уровень своей работы
"0" - не испытывал никаких эмоций на уроке;
"+" - было легко, понравилось;
"-" - трудно, не понравилось.
Предлагаю вопросы классу:
1. Поднимите руки, кто не испытывал эмоций на уроке? 2. Кому было трудно? 3. Кому было легко, понравилось?
В заключение подвожу итоги и благодарю учащихся за работу на уроке.
IX. Домашнее задание: проверить мини-сочинение и переписать в тетрадь.