<> урок русского языка "Что в имени тебе твоём" - Учителю русского языка /литературы - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт

Педагог 21 века.ru

Методическая площадка по обмену опытом  педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь.  (Аристотель)
материалы из опыта работы

Меню сайта

Свидетельство

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Категории раздела
Учителю русского языка /литературы [115]
Учителю математики [62]
Учителю истории, права [31]
Учителю географии [28]
Учителю биологии [51]
Учителю начальных классов [196]
Классному руководителю [99]
Педагогу-организатору [31]
Учителю Информатики [39]
Учителю музыки, МХК [23]
Учителю химии [16]
Учителю иностранного языка [19]
Педагогическое творчество [8]
Учителю физической культуры [6]
сценарии и материалы из опыта работы
Дополнительное образование [17]
Фестиваль педагогических идей 2011 года [18]
сценарии и конспекты учебных занятий
Учителю иностранного языка [3]
Новогодняя феерия [10]
Сценарии новогодних представлений из опыта работы
Дошкольное образование [20]
дошкольное воспитание и обучение
Педагогическая мастерская [32]
Деятельность классного руководителя [13]

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.04.2024, 08:45

Главная » Файлы » материалы из опыта работы » Учителю русского языка /литературы [ Добавить материал ]

урок русского языка "Что в имени тебе твоём"
[ Скачать с сервера (127.7 Kb) ] 06.02.2013, 21:14
Башкирова Елена Владимировна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ильинская СОШ»
Западнодвинского района
Тверской области

Урок русского языка в 6-м классе "Что в имени тебе твоём?"
Цели урока:
Познавательная
Дать представление о происхождении имени и фамилии людей, вызвать интерес к собственному имени и фамилии. Показать связь имен с историей определенной эпохи
Развивающая
Сформировать умение через лексико-грамматический анализ слова – имени выявлять связь имен с историей государства, профессией; уметь отличать имена иноязычные от исконно русских.
Воспитательная
Воспитать человеческое достоинство, уважение к личности. (Слайд 2)
Оборудование:
Словарь: ономастика, антропонимика, репло, прозвище, название, прозвание.
Эпиграф:
Что значит имя? Роза пахнет розой,
Хоть розой назови ее, хоть нет.
В.Шекспир
«Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных: В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает». (Слайд 3,4)
Гомер.
Сегодня у нас не совсем обычный урок-урок – экскурсия в историю. Историю происхождения имени.
"Что в имени тебе твоем?”
Тема нашего занятия связана с традициями русского народа. Все традиции уходят корнями в далекое-далекое прошлое. Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, – наша задача, наш долг.
Ведь мы с вами русские люди? Ребята! Как вы думаете, какое слово вы слышите за свою жизнь чаще других. (Ответ детей)
Да, действительно, ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Каждому хочется, чтобы его имя звучало красиво, чтобы оно ласкало слух, звучало как музыка, как легко дующий ветерок, как шелест листочков.
Вы рождаетесь и выбор имени своему ребенку – нередко единственному, всегда проблема для родителей. "Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных: В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает”, – так писал Гомер в своём произведении «Одиссея». Давайте попробуем сделать одно открытие. В русском языке есть много разделов, которые мы изучаем, а существует еще один нами еще не известный. И мы сейчас это услышим.
l-ый ученик: Наука о собственных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом онома – имя. Эта наука выделяет ряд разделов, среди которых существует и раздел антропонuмика (от греческого антропос – человек, антропология – наука о человеке). (Слайд 5)
Учитель: Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественная деятельность народов, их исторические контакты. У каждого из нас есть свои замечательные личные имена.
Ребята, вы знаете, что наш язык восходит и древнерусскому языку. Какие же слова в древнерусском языке имели то же значение (синонимы), что и слово имя, т.е. синонимы. Об этом скажет Юля.
2-ой ученик: В древней Руси в далёком прошлом существовал ряд слов, имеющих то же значение, что и слово имя, – это рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование. (Слайд 6)
Учитель: А каким термином теперь мы можем назвать прозвище? А вы знаете, что существуют обычаи, связанные с именем.
Верования и обычаи древнего человека, связанные с именем.
Как и все на свете, имена имеют свою историю. Они рождаются, живут своей особой жизнью, умирают, а иногда воскресают вновь.
Существует мнение, что первыми словами на земле были имена собственные. Они нужны для того, чтобы выделить, отметить одного человека в толпе людей. По имени окликают человека. Но не все на земле считают, что свое имя нужно оглашать каждому, кто о нем спросит. Например, у некоторых племен Африки существовал обычай скрывать имена, особенно от чужестранцев. В Эфиопии мать не звала своих детей по имени. А в индийских семьях даже муж и жена обращались друг к другу иносказательно. Эти люди верили, что имя человека – эквивалент его души. Чем дольше оно сохранится нетронутым, тем дольше будет жить человек.
По словам одного исследователя, в древнем мире считалось, что стереть имя покойного с гробницы – величайшее преступление. Чтобы этого никто не мог сделать, в Древней Греции, например, имена вырезали на свинцовых дощечках, которые бросали на дно залива.
Индейцы навахо верили, что имя человека служит источником его счастья и сил, и старались не произносить его без лишней надобности, так как оно, по их мнению, изнашивается. Поэтому настоящее имя они держали в секрете, а пользовались прозвищами.
В старину люди верили, что слово – неотъемлемая часть предмета, как и имя – неотъемлемая часть человека. Чтобы обмануть злых духов, родители меняли имя больного ребенка. Один из исследователей быта североамериканских индейцев, долго живший среди них, писал: «В первое время моего пребывания у могавков мне сделал любезность один из старых Сахемов, дав мне свое имя... Он был известный воин, – и сказал мне, что теперь я имею право присвоить себе все подвиги, им совершенные, и что теперь мое имя будет известно во всех пяти народах». В то время верили, что человеку можно причинить вред, прокляв или околдовав его имя. Связь имени и человека не подлежала сомнению. Североамериканский индеец «...относится к своему имени не как к обычному ярлыку, но как к самостоятельной части тела и уверен, что от дурного обращения с именем проистекает не меньший вред, чем от раны, нанесенной телесному органу».
Учитель: Роль личного имени велика. Хорошие и плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Какие вы знаете пословицы, где употреблено слово имя.
Учащиеся: (приводят пpuмepы пословиц). (Слайд 7)
Всяк человек свое имя знает.
Сын не родился, а уже имя ему дали.
Богатого по отчеству, а убогого по прозвищу.
У него доброе имя.
Не позорь моего имени.
Учитель: В каждой пословице – свой скрытый смысл, своя правда жизни, в ней мудрость народа, его наблюдательность.
Учитель: Так что такое имя? И трудно ли его выбирать. Иногда это сделать нелегко. Вот что пишет в шутливом стихотворении Юрий Благов:
Дед старался для внучонка.
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко:
Товий, Муций, Свен, Арфей.

Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Назовём посовременней
Гелий, Атом, Космодром.

Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон.

Бабка с нехристями знаться не желает
И сама вносит лепту в святцы
Псой, Сысой, Кузьма, Фома.

Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером.
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
Учитель: Почему спорщикам удалось договориться? (из любви к ребенку дали все же понятное всем имя). В разные времена популярными были определенные имена. Послушайте выступление об именах наших предков. Сведения взяты из Торопецкой писцовой книги. (Слайд 8,9)
Выступление ученика 10 класса: До введения христианства (988 г.) на Руси именем человека могли стать самые разнообразные слова бытового русского языка. В летописях мы находим такие имена, как Добрыня, Пересвет, Волчий Хвост. Но после крещения Руси люди стали получать имена нерусского происхождения: греческие, римские или древнееврейские, непонятные по смыслу: Сосипатр, Евлампия и др. И лишь в 14 веке церковные имена начинают преобладать в документах, оттесняя чисто славянские. Например, Торопецкая писцовая книга 1540 года знакомит нас с русскими именами и фамилиями 14 века.
Нередко новорожденному давали имя по названию животного, рыбы, насекомого: Жук Харитонов сын Григорьев, Нефёдко сын Кура, Григорий сын Филина. Часто имя нового члена семьи поясняло обстоятельство его появления (Нежданко) или подчёркивало его внешний вид (Зубко, Величко, Дробыш). Например, в «деревне Псовце над озером Псовцом» (территория нынешнего Торопецкого района) жили «Игнатко Матфеев да дети его Величко да Нежданко».
Иногда имена звучали как насмешливые клички. Напрмер, первого новосёла в новой деревне около Кочевиц звали Тупица. По его имени и деревня называлась Новые Хочевицы Тупицына.
Очень распространёнными были имена Харя, Палка и Орех. Так, в деревне Вережунь жил Харька Офонасов. В Соловской переваре была «деревня Холм Ореха Якимова».
В северо-западной части нашей Ильинской зоны проживали Сыч, Ворон, Смычок, Жила, Бритик, Пузырь, Бисер, Кривуля, Кочадык, Малёк.
Встречались и совсем необычные для нашего слуха имена: Кисель, Матушка (мужское имя), Цыпуля, Голован, Кощей, Продалмышонка, Кишко, Таракан, Шоболда, Рогоза, Жировой, Капуста, Ждан, Пьяный, Морщило, Мороз, Мизгирь, Щелкун, Кокор, Бурнаш, Курица, Ноговица и др.
Следует заметить, что женских имён-прозвищ в Торопецкой писцовой книге не встречается.
Упоминаются имена проскурниц, которые жили при церквях, пекли просвиры и делали свечи, и вдов, которые занимались ведением хозяйства, пока ещё не подросли дети. Вот такие женские имёна встретились: Олена, Матрёна, Анютка, Параскевья, Татьяна, Машка, Офросинья, Мавра Соломида, Пеладка, Макрида, Осафья и др.
Присмотримся к названиям деревень и сёл нашего района и увидим, что многие произошли от имён первопоселенцев: Тюх – Тюхово, Кот – Котово, Ждан – Жданово, Литвин – Литвиново.
Учитель: Имена людей в разных странах, у разных народов чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению. В разные эпохи давали имена, отражавшие время, в которое живут люди, например: называли детей именами Революция, Диктатура, Закон, Октябрь, Октябрина, Май, Майя, Декабрина, сын – Рево, дочь – Люция, от слова Революция. Это имена, появившиеся в 20 г. 20 века после Великой Октябрьской революции. В эпоху научных открытий давали имена Атом, Неон, Протон и др. имена необычные, не христианские. И вот Маршак написал "В защиту детей”. Прослушаем это стихотворение. (Слайд 10)
Если только ты умён,
Ты не дашь ребятам,
Столь затейливых имён,
Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.

Хоть семья её звала
Сокращённо Дита
На родителей была
Девушка сердита.

Для друзей искал отец
Имя похитрее,
И назвал он, наконец
Дочь свою Идея.

А один оригинал
Начинён газетой
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придётся вековать
Злополучным детям.
Задание: Выписать имена из стихотворения.
Учитель: Какова история вашего имени. Что вы знаете о своём имени? Вы собирали материал, пользуясь планом:
а) выясни, что означает твое имя, из какого языка оно пришло в русский язык;
б) спроси у родителей, почему они выбрали для тебя именно такое имя, чем они руководствовались (имя понравилось своим звучанием, назвали в честь кого-либо из родственников или известных людей, назвали по святцам в честь какого-то святого, другие причины);
в) собери сведения о людях, которые носят или носили такое же имя, как у тебя, и подумай, какие черты их характера тебе нравятся. (Слайд 11)

Об истории вашего имени мы сейчас и узнаем из выступлений.
Выступление учащихся.
Учитель: В огромном необъятном океане имен мы используем очень малую часть: состав имен, даваемых новорожденным, слишком узок. Мы с вами провели диагностику имён в нашей школе. Скажите, что у нас получилось? (Слайд 12)
Таблица
Женские имена Мужские имена
Елена 8 Иван 8
Анастасия 5 Александр 6
Валентина 5 Алексей 5
Анна 3 Андрей 5
Ирина 3 Михаил 5
Людмила 3 Сергей 5
Мария 3 Николай 3
Наталья 3 Павел 3
Надежда 3 Роман 3


Но в наши дни люди стали дорожить реликвиями прошлого и более тщательно их охранять и понимать историческую ценность, старые имена стали выглядеть и звучать по - новому. Конечно, не стоит, наверное, восстанавливать все старые имена, но знать их надо и забывать нельзя, потому что их звучание и история ничуть не меньше значат для нас, чем звучание и история имен новых и широко распространенных. Некоторые имена пережили века. Таково имя Иван, причем во многих странах есть имя Иван. Русские имена давали в соответствие с тем, какие были в святцах (церковный календарь), из них выбирали имя ребенку при крещении.
Исконно – русские Славянские
Любовь Всеволод
Вера Людмила
Надежда Борис
Мечислав Разумник
Ростислав Вечеслав (вече – более)
Глеб
Учитель: Вот какие имена встречаются в нашей школе. Найдите среди них устаревшие и заимствованные.
Мужские: Алексей, Александр, Андрей, Анатолий, Антон, Валентин, Владимир, Владислав, Виталий, Георгий, Данил, Дмитрий, Денис, Егор, Захар, Илья, Иван, Кирилл, Константин, Максим, Михаил, Никита, Николай, Павел, Роман, Сергей, Станислав, Юрий, Хамза
Женские: Анна, Ангелина, Алина, Алёна, Айтан, Анжелика, Александра, Анастасия, Валерия, Валентина, Виктория, Вера, Диана, Зоя, Ирина, Инна Кристина Злата, Елена, Дарья, Елизавета, Лидия, Людмила, Любовь, Лилия, Мария, Марина, Наталья, Надежда, Нина, Ольга, Рита, Раиса, Светлана, Тамара, Оксана, Эльвира, Яна, Екатерина. (Слайд 13)
Учитель: Ребята, а знаете ли вы праздники в честь имен?
Макарьев день – 1 февраля, Татьянин день – 25 января.
Учитель: Много есть имен с удвоенной согласной. Назовите, кто больше.
Анна, Алла, Жанна, Ганна, Филипп, Иоанн, Джованни.
Учитель: Назовите имя, одинаково встречающееся для женщин и мужчин.
Валентин – Валентина
Василий – Василиса
Евгений – Евгения
Виктор – Виктория
Александр – Александра
Иван – Иванна
Учитель: У вас в классе есть ребята, которые носят одни и те же имена: Как таких называют людей? (Тезка).
Расскажите о знаменитом тезке. (Рассказы учащихся)
Учитель: Ребята, тайной происхождения окружены не только имена, но и фамилии. Давайте продолжим познавать себя.
И поможет нам в этом ваша фамилия.
– Почему у нас разные фамилии?
– Что называет фамилия?
– Как фамилия помогает узнать что-нибудь о предках?
– Когда фамилия появилась на Руси?
Так что означает фамилия? (Слайд 14)
Пишем: Фамилия – наследственное имя семьи. Семейное имя, передаваемое по наследству.
Учитель. Такое привычное для нас слово "фамилия” попало в наш язык из латыни и в переводе означает 7Я. (семья).
Как вы думаете, давно появились на Руси фамилии? (Слайд 15)
Учитель: Фамилии в современном понимании слова на Руси появились довольно поздно, лишь в 16 веке. Распространение фамилий началось с людей знатного происхождения. Значительная часть городского и сельского населения еще 200 лет назад не имела фамилии.
Задание: Запишите фамилии:
Кузнецов, Волков, Слепнев, Комиссаров, Кудряшов, Павлов, Титов.
Разбейте их на группы, на пары по какому-либо принципу. Помните, что фамилии подсказывают что-то из прошлого предков.
1.Кузнецов, Комиссаров – род занятий
2. Волков, Слепнёв – от зверей, насекомых
З. Кудряшов – от отдельных признаков людей.
4.Павлов, Титов, Иванов - от имён людей.
Учитель: Чаще всего фамилии указывают на род занятий предков. Назовите такие фамилии.
Учитель: Живет в каком – то селении, а может на окраине города человек, имеющий кузницу. Среди сельчан он получает прозвище: Кузнец, а его сын – Кузнецов сын. Потом появляются другие профессии в семье, а фамилия остается.
Учитель: Очень часто о внешности предка говорит фамилия: Кудряшов, Ломоносов.
Учитель:
В фамилиях различных лиц
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц
Зверей и насекомых.
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Пчелкин,
Мокрицин, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин.
И нам нельзя забыть, друзья, что с большой буквы пишется фамилия.
Проведем исследование.
Учитель: Исследуйте свою фамилию. Это будет ваше домашнее задание.
Что появилось раньше: имя или фамилия?
Учитель: Имена появились гораздо раньше, поэтому часто фамилии образовались от имени основателя рода, семьи.
Давайте сами попробуем образовать фамилии:
Никита, Митрофан, Сергей, Еремей, Захар.
Учитель: А сейчас снова послушаем выступление старшеклассника о фамилиях нашего края.
Ученик 10-го класса: Читая Торопецкую писцовую книгу, нетрудно заметить, что имена простых людей низших сословий в книге даются в уменьшительной, а иногда пренебрежительной форме: Филимонко, Захарко, Ивашко, Родивонко и т.д. Полное же имя (Юрий, Иван и др.), а также отчества на «ВИЧ» и фамилию могли иметь «только князья, бояре, посадники». Так, торопецкий наместник царя в книге именуется «князь Александр княж Григорьев сын Ванбольский», городовые приказчики: «Иван Гаврилов сын Чмутов, «Гость Олександров сын Коведяев», помещики: «Степан да Васай да Костянтин да Иван Васильевы дети Голенищова», «Иван Пшенка Иванов сын Кафтырёв».
Фамилии дворян установились с первой половины 16 века до конца 17 века.
Люди низших слоёв и до середины 19 века ещё не имели фамилий, которые передавались бы по наследству. Вот запись: «В селе Хочевицы жил Васько Осипов. Его сын, основавший деревню Новые Хочевицы, именуется уже как Петрок Василёв, а не Осипов.
Простые люди получили фамилии после освобождения от крепостного права в 1861 году.
Учитель:
Вывод. (Слайд 16)
Имя и фамилия у тебя одно.
Навсегда тебе оно дано.
Жизнь длинна.
И оттого ты
Побереги его.
Храните, ребята, свое имя, честь, человеческое достоинство. Храните память о своих предках. Совершайте благородные поступки во имя людей, во имя добра, чтобы сохранить навсегда свое доброе, честное имя. (Слайд 17)
Домашнее задание: Исследовать свою фамилию. Записать семейные предания.
Использованная литература:
1. Бортник Г.В. По имени называют, по отчеству величают //Русская речь. 1994. № 4. С. 125–126.
2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. М.: «Русский язык», 1989.
3. Новикова Л.И. Что в имени тебе моём// «Русский язык» №03: Первое сентября, 2001
4. Словарь имен. М.: «Научная книга», 1998.
5. Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. М.: Изд-во АСТ, 1998.
Категория: Учителю русского языка /литературы | Добавил: lenora
Просмотров: 1333 | Загрузок: 186 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педагог 21 века.ru 2011 © E-mail: pedagog.21wek@yandex.ru
Портал-  общественная площадка для обмена педагогическим опытом,  не является средством массовой информации. Редакция не несёт какой либо ответственности в случае возникновения каких бы то ни было нарушений авторских прав.


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz