Взаимодействие взрослого и ребёнка при выполнении физических упражнений. - Учителю физической культуры - материалы из опыта работы - материалы из опыта работы - Персональный сайт
Педагог 21 века.ru
Методическая площадка по обмену опытом педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь. (Аристотель)
В современных условиях состояния страны дети мало видят своих родителей. Организация семейного досуга становится делом образовательного учреждения, чтобы заинтересовать взрослых членов семей проблемами формирования личности детей. Здоровье дошкольника во многом определяется отношением родителей к физическому воспитанию ребёнка в семье. Большинство родителей готовы активно участвовать в физическом развитии своих детей, но есть и противники. В своей работе К. И. Тешев (1996) установил, что каждый седьмой отец и каждая пятая мать не видят пользы и необходимости занятий физическими упражнениями со своими детьми. Фактором, который, по мнению родителей, имеет действенное значение в физическом воспитании дошкольников, М.И. Сергеев, А.М. Гендин, А.Н. Фалалеев, В.И. Столяров (1987) ставят личный пример взрослых на первое место (40,7% матерей и 48,9 % отцов). Радует тот факт, что и матери (27,5%), и отцы ( 25,1%) на второе место ставят совместные с ребёнком занятия физическими упражнениями. Далее идут « средства массовой информации», « наблюдение и посещение детьми спортивных зрелищ» и на последнем месте – «беседы о важности физической культуры в жизни человека» ( отцы - 6,8%, матери – 9,2%). Сегодня очевидно, что самая совершенная организация двигательной деятельности детей в дошкольном учреждении на способна полностью решить задачи их физического воспитания без активного участия родителей. В нашем детском саду, во второй половине дня, проводятся совместные спортивные досуги, которые называются: « Взрослый и ребёнок», для детей младшего дошкольного возраста и « Папа, мама, я – спортивная семья » для детей старшего дошкольного возраста. Организация подобных досугов, безусловно, имеет свои трудности, однако результат окупает и заботы педагогического коллектива дошкольного учреждения, и время, потраченное родителями. Целью таких встреч являются: 1. Познакомить родителей с умениями детей. 2. Дать знания родителям о том, какие упражнения можно использовать в совместных играх с ребёнком. 3. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни, укреплению своего здоровья. Взаимодействие родителей и детей на спортивных досугах, начиная с младшего возраста, выражается в следующем: 1) Занятия детей совместно с родителями значительно повышают как уровень развития физических качеств, так и скорость формирования жизненно важных двигательных навыков детей. 2) В связи с тесной взаимосвязью физического и умственного развития ребёнка активизация двигательной деятельности ведёт к повышению уровня интеллектуального развития. Слово взрослого, сопровождаемое движением, подталкивает ребёнка к повторению и подражению действиям. Имитация отличается эмоциональной насыщенностью. Всё это привлекает внимание детей, способствует развитию их наблюдательности. Например, попрыгали легко на носочках как « зайки – попрыгайки», пошли вперевалку «как косолапый мишка». 3) На таких совместных занятиях появляется возможность активно способствовать развитию мелкой моторики и тем самым стимулировать их речь. 4) Постоянное наблюдение родителей за своим ребёнком и осуществление страховки позволяет предоставлять детям большую свободу двигательной деятельности. Ребёнок становится смелее, увереннее с своих силах, способен преодалеть страх, проявить сообразительность и настойчивость при достижении намеченной цели. 5) Совместные занятия влияют на создание и поддержание благоприятного психологического климата в семье. Если родители показывают, какую радость доставляют им совместные спортивные занятия, то и в дальнейшем сам ребёнок будет заниматься с удовольствием, так как у него сформируется понятие об этой деятельности как одобряемой его близкими и любимыми людьми. 6) Только на таких занятиях возможно осуществление полноценного индивидуального подхода к физическому и психическому развитию детей через взаимодействие взрослых, знающих особенности своего ребёнка, и педагога, который строит занятие на основе знаний по педагогике, психологии, физической культуре и медицине. 7) На протяжении всего занятия ребёнок находится рядом со своим взрослым в тактильном контакте, прижимается к нему, держит его за руку, ощущает его тепло - а это благотворно влияет на его психическое состояние. 8) Взаимодействие педагогов и родителей ведёт к единообразию требований при проведении физкультурных занятий и созданию программы индивидуального развития каждого ребёнка. Такое сотрудничество улучшает их взаимопонимание и повышает степень доверия родителей к педагогическому коллективу детского сада. В конце спортивного досуга обязательно проводятся совместные игры. Игра высокой подвижности требует от ребёнка определённого напряжения, связанного с оживлением и радостью, которые положительно влияют на здоровье ребёнка. Игра низкой подвижности, успокаивает организм ребёнка, постепенно настраивает его на окончание спортивного мероприятия и выход из зала вместе со своим взрослым. Все участники получают небольшие подарки и с хорошим настроением прощаются с педагогом . После организованного мероприятия родителям с детьми предоставляется свободное время ( 7-10 мин.) для выполнения упражнений, понравившихся ребёнку. Из 10 – 15 человек детей в спортивном зале остаётся, как правило, 3-4 ребёнка вместе со своими родителями. Решающее влияние на приобщение детей к физическим упражнениям оказывают личный пример родителей, их ценностные ориентации, совместные занятия с детьми, физкультурно – спортивные умения и физкультурная грамотность, в том числе правильная оценка культурно – воспитательной ценности занятий физкультурой и спортом ( В. Г. Бакашвили, 1990).