Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 г.Соль-Илецка» Оренбургской области
Урок обобщения знаний по курсу неорганической химии в 9 классе «Интеллектуальное казино»
Выполнил: учитель химии МОБУ»СОШ№7» Сивожелезова Татьяна Геннадьевна
Цель: Обобщение знаний по курсу неорганической химии. Задачи: 1.Закрепить и обобщить знания учащихся о свойствах основных классов неорганических соединений, способах их получения и областях применения. 2.Расширить кругозор учащихся, повысить познавательный интерес к изучению предмета, продолжить развивать аналитические способности, умения делать выводы. 3.Формировать коммуникативные навыки, умения работать в команде, слушать других, отстаивать свое мнение, развивать навыки оценки и самооценки своей деятельности.
Оборудование: Компьютер, экран, проектор, карточки с заданиями по числу команд, 300 фишек по 5 «химонов», черный ящик, «кот в мешке» медаль «Знаток химии», листок с письмом, презентация - игровое поле.
1.Орг.момент Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?» Учитель:Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашем интеллектуальном казино! Мы уверены в том, что собравшиеся здесь ребята имеют определенный интерес к химии, а значит, их ждет успех в сегодняшней игре. Мы желаем всем вам успехов! За каждым игровым столом присутствуют по 4-5 игроков, имеющих определенный запас денежных средств 5«химонов». Делая ставки, не торопитесь использовать все сразу. При правильном ответе, ваши ставки удваиваются, при неправильном - забираются в банк казино. По окончании игры будут определены ее победители простым подсчетом заработанных «денег», лучшие игроки и знатоки химии. Самый лучший игрок казино получит медаль «Знаток химии». Участие в игре принимают все, но право первого ответа имеет тот, кто делает ставку. Ответы на задания сдаются учителю. Итак - делайте свои ставки, господа!
2.Обобщение материала 5 красное «Слово «кислота» - это функция вещества, а не этикетка с его названием», - говорил российский химик Иван Владимирович Тананаев. Этот термин скорее указывает не на формулу вещества, а на его способности. Что он имел в виду? Приведите экспериментальное доказательство его слов.
5 черное Химику, окончившему институт много лет назад, задали вопрос: «Почему в азотной кислоте степень окисления азота равна +5, а валетность -4?». «Быть такого не может, это ошибка! Валентность азота равна пяти!»- подумал он, но промолчал. И в самом деле, как правильно?
Учитель: Хорошее начало – половина дела. Делайте свои ставки!
10 красное Сода бывает разная - питьевая (или пищевая), кристаллическая, кальцинированная (вероятно с примесями кальция!?) и каустическая. Каковы формулы этих соединений? Какое из них является самым сильным основанием?
10 черное Вот загадка: одно и то же вещество входит в состав «…воды» и «….молока». Если в такую «воду» подуть через трубочку, она превратиться в «молоко». Если в такое «молоко» дуть через трубочку долго, но станет прозрачным, как вода. О каком веществе идет речь?
Учитель: Итак, дело пошло! Поздравляем с выигрышем! Делаем ставки!
Далее ребята могут выбирать задания в соответствии с количеством заработанных «денег» в любом порядке. В случае банкротства они могут взять взаймы у банка.
15 красное В руки учеников попали обрывки бумаги- черновики учителя, готовившего задания для контрольной работы. Все коэффициенты в уравнении были поставлены правильно. Какие же вещества были взяты для реакции, если получились следующие продукты: =H2SO4 +6NO2 + 2H2O =CuSO4+ SO2+ 2H2O =H3PO4 + 8NO2 + 4H2O =CuSO4+ 8NO2+ 4H2O = 5KCl+ KClO3+ 3H2O
15 черное Разбирая старые бумаги в архиве одного из великих ученых, студенты нашли старый конспект по химии, испорченный огнем. Сохранилось только следующее: NaOH + Al + H2O = Fe + Cl2 = Si + KOH+ H2O= Fe + HNO3 (k)= Cl2+ KOH = Восстановите записи на обгорелых страницах. Задания сдаются учителю. Делаем ставки!
20 красное ( Лот №1) Нерадивый лаборант забыл наклеить этикетки на склянки с веществами. Но он точно знал, что это соли натрия и галогенводородных кислот. Помогите лаборанту распознать вещества в склянках. Не забудьте привести доказательства.
20 черное Кот в мешке Начальная ставка 5 химонов, кто больше? Право ответа принадлежит команде, заплатившей большую цену. Секретные чернила известны человечеству довольно давно, еще тайные агенты Ивана грозного писали свои донесения луковым соком и становились видимыми при легком нагревании бумаги. Секретные чернила широко применялись н в России революционерами-подпольщиками. В 1878 гвера засулич стреляла в петербургского градоначальника Трепова. Судом присяжных Засулич была оправдана, но жандармы пытались ее снова арестовать при выходе из здания суда. Однако ей удалось скрыться, сообщив заранее своим друзьям о плане побега по окончании суда при любом его решении. Записка с просьбой принести кое-что из одежды содержала на обратной стороне листка информацию, написанную «секретными чернилами». А вот так эту информацию прочитали друзья. Учитель проводит по листку бумаги ватным тампоном, смоченным раствором желтой кровяной соли - появляется синий текст, написанный заранее хлоридом железа (+3). Вопрос: Чем было написано это письмо? Как еще его можно было бы «прочитать»? Каким цветом оно было бы написано?
25красное Решите задачу. Карась – рыба очень чувствительная к кислотности воды. Выживут ли караси в озере объёмом 500 000м3, в воду которого попали сточные воды сернокислого завода, содержащие оксид серы (VI), полученный при сжигании 1600 кг серы, содержащей 20% примесей? Токсическая концентрация серной кислоты для карасей равна 138 мг/л.
25 черное (Лот №2)
Рассеянный ученик перепутал надписи на склянках с веществами. Но он точно знал, что это соли натрия и различных минеральных кислот. Попробуйте установить вещества в склянках. Не забудьте привести доказательства.
30 красное Черный ящик Около 680 г.н.э. в морском бою против арабов византийцы впервые применили новое ужасное оружие - «греческий огонь». Галеры византийцев выбрасывали на неприятельские суда заранее подожженную смесь из «пифонов» - установок, подобных огнеметам. Суда пылали как факелы, а огонь нельзя было потушить водой. Смесь горела на морских волнах, прилипала к одежде и корпусам судов. В 941 г под стенами Царьграда «греческим огнем» был уничтожен флот киевского князя Игоря. В состав «греческого огня входили битум или нефть и неметалл Х. Этот неметалл на воздухе горит красивым сине-голубым пламенем, выделяя едкий удушливый газ, растворимый в воде с образованием кислоты. Неметалл Х взаимодействует с металлами и неметаллами. При обработке его концентрированной азотной кислотой образует сильную кислоту, соли которой называют купоросами. Что в черном ящике? Приведите доказательства.
30 черное Видеовопрос: Посмотрите внимательно видеоролик. Определите, какие вещества были взяты для данной химической реакции, напишите уравнение ОВР, расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель. Назовите признаки химической реакции продукты реакции.
Зеро Учитель: В случае ставки на зеро команда играет против интеллектуального казино. Если ответ правильный, то команда забирает все деньги, имеющиеся на тот момент в банке.
Откройте сейф В сейфе на трех полках стоят различные вещества. На первой полке расположены: оксид и кислота. На второй полке: газ и порошок. На третьей: соль и щелочь. Порошок -серебристый, с металлическим блеском. Газ, находящийся в колбе- ядовит, представляет собой простое вещество, окрашен, входит в состав кислоты. Оксид - красно-коричневое вещество, нерастворимое в воде, имеет в составе атомы того же вещества, что и порошок, образуется при горении порошка на воздухе. При добавлении к оксиду кислоты образуется растворимая в воде соль. Раствор соли голубого цвета, при внесении в него серебристого порошка превращается в зеленый раствор. При добавлении к раствору соли, полученному из порошка при реакции с газом, щелочи, выпадает бурый осадок, при нагревании превращающийся в оксид. В состав щелочи входит металл, окрашивающий пламя в желтый цвет. Назовите все вещества, расположенные в сейфе, приведите уравнения реакций и сейф откроется.
Итоги урока Учитель: Уважаемые игры наша игра окончена. Ставок больше нет! Произведем подсчет средств и определим победителя сегодняшней игры и самого лучшего игрока, которому будет вручена медаль «Знаток химии». Подведение итогов урока и выставление оценок.
Рефлексия Ребята, попробуем оценить деятельность своих товарищей по команде и свою собственную в сегодняшней игре: Игра доставила мне удовольствие потому, что……. Игра удалась/ не удалась потому, что……. Я играл хорошо, так, как….. Я играл уверено \не уверенно так, как………. Лучше всех играл……….. Я считаю, что мне необходимо повторить материал о …….. Я думаю, что я достаточно хорошо усвоил данный материал…… Учитель: Уважаемые игроки, всем спасибо, урок окончен, удачи вам на контрольной работе.
Банк заданий В случае банкротства участники команд могут взять в долг у банка, заплатив «Процент»
5 химонов- Встретим камень на коронах, знаках власти, орденах, Он же камень "прогрызает", стойко трудится в цехах. Близкий родственник ГРАФИТА, жаль, но реже в сотни раз, Тверже всех на белом свете и зовут его (АЛМАЗ).
5 химонов – Я блестящий, светло-серый. Образую хлорофилл, И меня фотограф первый Очень поджигать любил! (МАГНИЙ)
10 химонов - Известно всем, огонь смиряют Водой. Ей пламя не грозит, Но от какого неметалла Она пылает и дымит? (ФТОР)
10 химонов- Все знают, в нашем мире чудном Ничто не вечно под луной, Ничто не может ниоткуда Возникнуть и исчезнуть вновь. Кто открыл этот закон? (М.ЛОМОНОСОВ)
15-химонов- «Химический светофор» ( ) Распредели вещества по цвету: хлор, медь, нитрат меди(II),хлорид железа (III), золото, роданид железа(III).
15химонов - «Зебра» Перейди улицу по зебре. Белый цвет- реакция возможна, черный - нет. a) 2Cl2+ O2= 2Cl2O b) Cl2 +2KI =I2 + 2KCl c) Cl2+ 2NaOH = NaCl + NaClO + H2O d) Cl2 + Fe = FeCl2 Ответ: b; a; d;c.
20 химонов- Проложи путь Соедини сплошной чертой вещества, с которыми вступит в реакцию концентрированная серная кислота.
Zn NaOH CuSO4 HClO4 фенолфталеин CuO KNO3 Fe Al C Cu NaClкр NaCl p-p Cr Al(NO3)3 C6H12O6
Ответ: Zn NaOH CuSO4 HClO4 фенолфталеин CuO KNO3 Fe Al C Cu NaClкр
NaCl p-p Cr Al(NO3)3 C6H12O6
Ответы 5 красное Кислотами называются вещества, отщепляющие при диссоциации протон водорода. Который изменяет окраску индикатора. 5 черное Степень окисления азота в азотной кислоте равна +5: H+1N+5O3-2, а валентность -4. Под валентностью понимают число химических связей, которые атом может образовать за счет неспаренных электронов и свободных орбиталей. У азота всего 4 орбитали, значит, валентность азота равна – 4.
10 красное Каустическая сода - гидроксид натрия NaOH, кристаллическая сода – декагидрат карбоната натрия Na2CO3*10H2O. Кальцинированная сода не содержит в своем составе кальция, это безводный карбонат натрия Na2CO3. Пищевая сода это гидрокарбонат натрия NaHCO3. В растворах всех этих веществ среда щелочная, но самым сильным основанием является гидроксид натрия NaOH.
10 черное Это вещество – гидроксид кальция Са(ОН)2 . Его прозрачный водный раствор называют известковой водой, а взвесь в воде- известковым молоком. Если продувать в известковую воду продувать углекислый газ, то выпадает труднорастворимый осадок карбоната кальция. Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О Если продувать в известковое молоко продувать избыток углекислого газа, то образуется хорошо растворимая соль гидрокарбоната кальция. Са(ОН)2 + 2СО2 = Са(НСО3)2 15 красное S+ 6HNO3 (k)=H2SO4 +6NO2 + 2H2O Cu +2 H2SO4(k)=CuSO4+ SO2+ 2H2O 2P + 5H2SO4 (k)=2H3PO4 + 5SO2 + 2H2O Ag + 2HNO3 (k)= AgNO3+ NO2+ H2O 3Cl2+ 6KOH =5KCl+ KClO3+ 3H2O
15 черное 2NaOH + 2Al + 6H2O =2Na[Al(OH)4] + 3H2 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3 Si + 2KOH+ H2O= K2SiO3 + 2H2 Fe + HNO3 (k)= нет реакции Cl2+ 2KOH =KCl+ KClO+ H2O
20 черное Письмо написано хлоридом железа (+3). Если смочить текст раствором роданида аммония или калия, то текст письма проявиться красными буквами. Это качественная реакция на ион Fe3+.
25 красное S→SO2 m(S)чист.= 1600 кг*0,8= 1280 кг n(S)= n(SО2)= 1280/32= 40кмоль m(SО2)= 40* 64 =2560 кг Содерж.(SО2)= 2560* 106 / 5* 108= 5, 12 г\ мл Ответ: да, выживут. 25 черное CO3 2- + 2H+ = H2O + CO2↑выделение газа SO4 2- + Ba2+ = BaSO4↓ выделение газа SiO3 2- + 2H+ = H2 SiO3↓ студенистый осадок PO43- + 3Ag + = Ag3PO4↓ ярко-желтый осадок Ag++ Cl- = AgCl↓ белый осадок S 2- + 2H+ = H2S↑ выделение газа с запахом тухлых яиц Оставшееся вещество – нитрат натрия 30 красное В черном ящике сера. S + O2 = SO2 SO2+ H2O= H2SO3 S + Cu = CuS S+ H2 = H2S S+ 6HNO3 (k)=H2SO4 +6NO2 + 2H2O
30 черное
Для реакции были взяты металлическая ртуть и концентрированная серная кислота. Hg + 4HNO3 = Hg(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O Нитрат оксид вода ртути (II) азота (IV) Hg0 – 2e →Hg2+ восстановитель, окисление N+5 + 1e → N+4 *2 окислитель, восстановление Признаки реакции: растворение металла,выделение бурого газа, образование зеленого раствора.
Зеро Откройте сейф На первой полке расположены: Fe2O3 и HCl На второй полке: Cl2 и Fe На третьей: CuSO4 и NaOH 4Fe + 3O2 = 2Fe2O3 CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu 3Cl2+ 2Fe = 2FeCl3 FeCl3+ 3NaOH = Fe(OH)3+ 3NaCl 2Fe(OH)3=Fe2O3 + 3H2O Fe2O3 + 6HCl =2FeCl3+3H2O
Список использованной литературы:
1.Т.М. Енякова «Внеклассная работа по химии»- М.; Дрофа, 2005 2.Степин Б.Д.. А.Ю. Аликберова «Занимательные задания и эффектные опыты по химии» - М.; Дрофа, 2002 3.Журнал Химия и химики- http://chemistry-chemists.com/index.html Ссылка на видео http://chemistry-chemists.com/Video/Hg-HNO3.html