"Сохрани родник! " Презентация исследовательской работы учащихся 2-го класса - Проектная деятельность школьников - материалы из опыта работы - Персональный сайт
Педагог 21 века.ru
Методическая площадка по обмену опытом педагогов России
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь. (Аристотель)
Внеклассное мероприятие "Сохраним родник!" Юрова Нина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Палатовская средняя общеобразовательная школа» Красногвардейский район Белгородская область
________________________________________ Родник – не просто источник питьевой воды, это – живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим. Народная мудрость Цели: • дополнить представления детей о роли воды для человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения; расширить общий кругозор детей; • формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе, привить стремление к бережному отношению к водным ресурсам. Предварительная работа: Экскурсия к благоустроенному роднику « Беленький» и загрязнённому неизвестному роднику. Дети читали стихи собственного сочинения и находили стихи о местной реке и родниках, рисовали рисунки родников. Ход занятия 1.Оргмомент Учитель:(дети повторяют хором) Скажем «здравствуйте» руками! Скажем «здравствуйте» глазами! Скажем «здравствуйте» мы ртом! Станет радостно кругом! Настроение бодрое, веселое у всех? Тогда вперед! Учитель: Сегодня мы поговорим о том, без чего не может быть жизнь на Земле. Для этого мы должны разгадать загадку: Он без рук, он без ног, Из земли пробиться смог. Нас он летом, в самый зной, Ледяной поит водой. Дети: Ручей. Учитель: Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая? Дети: Вода. Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами говорить? Ответы детей.
Учитель: Все хорошо в природе, но вода – красота всей природы. Вода жива; она бежит или волнуется ветром; она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему. Вода - величайшее богатство любой страны, часто ее называют водными ресурсами. Но для каждого человека роднее и ближе не «ресурс», а та река, море или озеро, может быть пруд, на чьих берегах он вырос. Вы, слыхали о воде? Говорят она везде! Три девочки «Капельки» рассказывают о воде. 1 капелька: В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманный заползает 2 капелька: Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется. Средь высоких стройных елей, Рушится потоком селей. 3 капелька: На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Учитель: Мы ее не замечаем, Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда. Учитель: Где мы встречаемся с водой? Дети приводят примеры. Но настоящую цену воде знают лучше всех жители пустыни. Когда вожди племён из пустыни Сахара впервые попали в Европу, они больше всего удивились, увидев водопад в Альпах. Для них слово "вода” равноценно слову "жизнь”, и они не могли понять, как можно попусту тратить самое драгоценное сокровище на земле Учитель: Сегодня у нас в гостьях "Капельки”. Они помогут нам больше узнать о воде, о родниках. 1 капелька: Мы водяные капельки. Из таких же, как мы капелек, состоят ручьи и родники, моря и океаны, реки и озера, тучи и облака. Мы пришли к вам, чтобы провести по всем местам, где есть вода. Давайте отгадаем наши загадки и вспомним, где же есть вода: (Капельки по очереди загадывают загадки) 1. Долговязый Тимошка, Бежит по дорожке. (Дождь) 2. Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже – тем дождик ближе. (Туча) 3. Утром бусы засверкали. Всю траву собой заткали. А пошли искать их днём. Ищем, ищем, не найдем. (Роса) 4. Течёт, течёт – не вытечет, Бежит, бежит, не выбежит. (Река) 5. Бегу я как по лесенке, По камешкам звеня. Издалека по лесенке, Узнаете меня. (Ручеёк) 2 капелька: Молодцы! Вы знаете, где встречается вода. (Капельки показывают плакат "Капля воды дороже золота”) Учитель: Прочитайте плакат. Это высказывание принадлежит великому химику Дмитрию Ивановичу Менделееву. Как вы думаете, почему он так сказал? (Ответы детей). Без воды человек может жить 5 дней, а растение через 3 дня засыхает. Хватит ли всем чистой воды, как вы думаете? Дети: Хватит. Воды много. 3 капелька: Всякая ли вода пригодна для жизни? Дети: Только пресная! Чистая. Учитель: Пресной воды не так уж и много. Где мы можем добыть пресную воду? (Ответы детей: реки, родники, озёра и т.д.) Учитель: А везде ли вода чистая и её можно пить. Недавно мы побывали на родниках. Давайте вспомним, что мы увидели. Ученик: Родники….. Мы любим их за свежесть хрустальной водицы, за прохладу, которую они дают в жаркий летний день, за красоту и вечность. Издавна о родниках слагали легенды, стихи, сказания. Родники источники чистой воды. А питьевая вода необходима человеку, особенно в жаркий день. Родники необходимы природе, они, пробиваясь из-под земли едва приметным ключиком, дают подпитку нашим рекам. Ученица: Вокруг родника обычно возникает своя особая жизнь: здесь и дерево богаче и разнообразнее, и трава сочнее и выше, и земля лучше. В тени у родника утром отдохнет и ягодник, и грибник, и сборщик трав, сделает привал турист, завернет сюда и случайный прохожий. Всем дарит родник радость! Ученик: Ничего нет в мире лучше, чем в палящий летний зной, Людям знать на всякий случай, где звенит родник живой. Учитель: Ребята расскажут нам о родниках, которые известны жителям села. 1 ученик – Родник «Андреев» - село Ковалевка. 2 ученик – Родник в местечке «Беленькое» - берег реки Сенной. 3 ученик – Родник «Холодный ключ» - село Палатово. 4 ученик – Родник «Лесной» - село Палатово. 5 ученик – Родник «Казачково» - село Перелесок. 6 ученик – Родник «Нихайкино» - село Перелесок. 7 ученик – Родник «Лужок» - село Палатово. 8 ученик – Родник « Дрепино» - село Перелесок. 9 ученик – Родник «Холодный яр» - село Лазореново. 10 ученик – Родник «Бударки» - село Лазареново. 11 ученик – Родник – «Юрков» - хутор Юрков. 12 ученик – Родник «Родник в саду» (гидрологический заказник). Учитель – А всего на территории Палатовского сельского поселения 32 действующих родника .Родники не зря считают «Святыми источниками», ведь чистая родниковая вода – это наша жизнь, наше здоровье. И мы с вами будем посещать родники, ухаживать за родниками, ведь многие родники находятся в запустении. Мы будем по мере возможности собирать мусор, наводить чистоту и порядок на наших родниках.
Группа детей рассказывает о роднике стихи собственного сочинения.
Черкасова Елизавета Какая полезная вода у родника! Она прозрачна и чиста! Вода сверкает, как кристалл! Она ведь лучше всех зеркал!
Юрова Татьяна Что такое родничок? Это маленький толчок. Из – под камешка струится Изумрудная водица Очень вкусна и чиста Родниковая вода!
Пономарева Таисия Родник местночтимый, Живой будь всегда! В тебе течет Живая вода.
Плотников Павел Струится с родника Кристальная вода… Она прозрачна и чиста собою. И словно жизни нашей бирюза Она журчит и говорит с мечтою. Дети показывают фотографии родника, читают стихотворение.
Из-под земли ключами влага. Где склон крутой в ложбине бьёт. И извиваясь, вдоль оврага, Бежит ручей из чистых вод. И не страшны зимы угрозы, Он будет вновь существовать. Ведь даже крепкие морозы Ручей не в силах заковать. Сия история богата: Недалеко был стройный лес, Берёзы тут росли когда-то, Из них и дёготь гнали здесь. Но те события едва ли Дошли, чтоб полностью до нас… Овраг "Беленький” называли (Так величают и сейчас). Лежит за линией та зона, Сейчас её приличный лик: Ведь где ключи бьют из-под склона, Из камня сделали родник. Ручьём поспешным убегает, Обмыв прибрежную траву, Он с шумом камни омывает, Впадая в речку Сенную. Пожалуй, каждый им гордится – Кто побывал в округе сей, Где в жаркий день спешат напиться Десятки жаждущих людей. Учитель: Из истории нашего села известно, что по селу Палатово протекала река Сенная. Со временем река обмелела, но по дну оврага били ключи. И один из таких ключиков дал жизнь роднику «Беленькое». Этот родник часто встречается в летописи села, как родник с чистой и хорошей водой. Но безжалостное время разрушило родник, и он постепенно утратил своё значение как источник питьевой воды. И лишь спустя несколько десятков лет родился заново, став не только источником отличной воды, но и новым местом отдыха селян. Участие в этом благородном деле приняли многие односельчане: работники администрации поселения, учителя и учащиеся школы и просто население. Все, кто работал на восстановлении родника, заслуживает самых добрых слов. Пройдут годы, а возрождённый родник, будет дарить людям не только чистую воду, но и радость общения с природой. (Показываю рисунки родника "Беленький”) Сейчас ребята расскажут о другом роднике, который мы посетили во время экскурсии. (Показываю рисунки заброшенного родника) Вторая группа ребят рассказывает о заброшенном роднике. Ученик: Санитарное состояние родника на момент обнаружения - не удовлетворительное. Донце и русло было завалено сухой травой, листвой, ветками, камнями. Вокруг родника обнаружен хозяйственный мусор – полиэтиленовые бутылки, пакеты, бумага. Спуск к роднику крутой, обрывистый. Территория вокруг родника не благоустроена. Ученица: В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьет из камней родник студеный. Ученик: Родник был неприметен, неказист, И не мечтал о водопадах. Порой жалел, что не плечист, Но дело было не в наградах. Журчит родник, щебечут звонко птицы, Цветут цветы, течёт-поёт ручей. Родник легко обидеть, он ранимый, Он всем принадлежит и он ничей. Храни родник, как жизнь, как божий дар! Не сотвори вовек ему плохого! Журчит родник... И сердце расцветёт, Как от приветно сказанного слова... Ученица: Мне очень жалко стало этот родник. Он напоминает старого человека, у которого нет родственников, и ему некому помочь. Я предлагаю взять шефство над этим родником, ухаживать за ним. Что бы так же как и родник "Дегтярный” он радовал всех своей красотой. (Капельки незаметно надевают кокошники с "грязной” каплей) 1 капля: Речушка вдоль околицы текла. Негромкая. Но мы ее любили – дети. Она ведь первою была. Для нас и, значит, Лучшею на свете. 2 капля: Сейчас в ней всякий хлам, И ржавь, и слизь, Зеленая, и хвощ болотный вылез. Как будто люди целью задались, Убить ее – И своего добились. Учитель: Как вы думаете, из какого родника эти капельки? (Из загрязненного родника, который видели во время экскурсии) Учитель: Почему вода может быть загрязнена? Дети: Предприятия спускают в реке неочищенные стоки, моют машины около водоемов, оставляют мусор на берегах. Капелька: Помогите, ребята, сохранить родник, сберечь меня и моих сестер чистыми и живыми. Учитель: Что мы можем сделать, чтобы помочь капельке? (Ответы детей) Ребята предлагают взять шефство над заброшенным родником.
Итог. Учитель: Как мы будем беречь воду? (Ответы детей) Ученик: Заповедный исток есть у каждой реки. Это чудо природы и сказка живая. Пусть в лесах и долинах звенят родники. Добрым людям объятья земля раскрывает. Ученик: Не умыться, не напиться, Без воды. Листику не распуститься, Без воды. Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек! И поэтому всегда. Всем везде нужна вода! Ученик: Живой родник, с живой водою Природой нам подарен он, И мы сберечь должны с тобою. И людям тем большой поклон, Кто родники оберегает, И чтит природные дары, От всех невзгод родник спасает. Как светлый лучик доброты. Рефлексия. Наше мероприятие подошло к концу, если вам понравилось все то, что было на нашем празднике, давайте подарим нашим гостям золотых рыбок, которые лежат у вас на партах. Будем надеяться, что они узнали много нового о родниках, и тоже будут ухаживать за ними. А всем участникам огромное спасибо за подготовку и проведение мероприятия «Сохраним родник!» (дети дарят гостям рыбок) Литература 1. Стихи Ю.П. Анненкова "Души прекрасные порывы” г. Аткарск. 2005 г.
2. Орлова Л. "Тайный код воды” – Минск: Современный литератор. 2006г. 3. "Воспитываем бережливых” (из опыта работы МО учителей начальной школы ГОУ № 719). 4. Областной конкурс "Вода на Земле”. Исследовательская работа Трапезникова Л.Е. 5. Стихи о родниках собственного сочинения учащихся 2 класса МБОУ «Палатовская средняя общеобразовательная школа». 2012г. 6.О родниках и реке Сенной из истории села Палатово.